Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:50

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Е. Простомолотов "РУССКИЙ ОРКЕСТР С КАЗАХСКИМ КОЛОРИТОМ"
Евгений Простомолотов

РУССКИЙ ОРКЕСТР С КАЗАХСКИМ КОЛОРИТОМ

Более тридцати лет в южной столице Казахстана, городе Алматы, существует детский оркестр русских народных инструментов. Его путь становления нельзя назвать сложным, наверное, потому, что все новые начинания сопровождаются определенными психологическими и энергетическими затратами. Начало организационных вопросов всегда было делом хлопотным. Трудность, наверное, заключалась лишь в приобретении музыкальных инструментов, и то, не в материальном смысле слова, а в их отсутствии в магазинах. Даже в советское время такой экзотичный русский инструмент, как домра, в казахстанских городах, купить было не так просто, а в восьмидесятые годы двадцатого столетия спрос на этот инструмент вообще сошёл к нулю. Если балалайки еще появлялись на прилавках музыкальных и универсальных универмагов, то домра была большой редкостью. Не каждая музыкальная школа могла позволить себе открыть домровый класс. Работы, для домристов и балалаечников, кроме преподавательской, в республике не было. В Казахской ССР, как составной части Советского Союза, не существовало профессиональных русских народных оркестров.
Обучение на балалайках и домрах велось лишь в музыкальных училищах, на уровне предмета «родственные инструменты» и некоторых ДМШ. Иногда домрово-балалаечные ансамбли звучали в Домах культуры крупных производственных предприятий.
С развалом СССР, со всей его политико-экономической и хозяйственной инфраструктурой, пострадало образование, в том числе, и музыкальное. Большое, серьезное искусство потеряло актуальность, а на смену ему пришел беспечный шоу-бизнес.
Никто не спорит – это новая форма, в складывающихся рыночно-экономических отношениях, но из-за безграмотности действий в этих отношениях, упал спрос на качество во всех отраслях, в том числе и в культуре.
Домровое исполнительство, как один из видов музыкального искусства, просто исчезло. А то, что сегодня осталось в некоторых городах Казахстана, держится благодаря энтузиазму отдельных профессиональных музыкантов.
Я не говорю о самодеятельном творчестве. Оно меня никогда не интересовало, что не мешало мне, впрочем, довольно активно его развивать. Теперь я отношусь к нему и вовсе отрицательно. Каким бы хорошим не было самодеятельное творчество, до настоящего искусства ему далеко. Возвращаясь к советскому периоду, могу сказать, что такая форма «окультуривания» народных масс была нужна для того, чтобы, как можно, больше людей привлечь к реализации экономических планов в народном хозяйстве страны.
Самодеятельное творчество играло роль и политической пропаганды. В основном, репертуар самодеятельных творческих коллективов был патриотический, прославляющий «победы» коммунистической партии в различных сферах трудовой деятельности советского гражданина.
Говоря о произведениях того периода, то они были, не побоюсь этого слова, прекрасными и, даже, выдающимися. Многие из песен и инструментальной музыки заняли почетное место рядом с шедеврами мирового искусства. На таком репертуаре выросли профессиональные исполнители тех лет. А монументальные творения советских композиторов, такие, как сонатно-симфоническая музыка, кантаты, оратории, оперы, оперетты и балеты, вошли в золотой фонд мировой классической музыки.
Сочинения Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Петрова, Т. Хренникова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого. Казахстанских композиторов – Е. Брусиловского, М. Тулебаева, А. Жубанова, Л. Хамиди, Ш. Калдаякова, Б. Байкадамова, Н. Тлендиева и других авторов, украсили репертуар многих музыкальных и драматических театров, симфонических и народных оркестров, а также отдельных исполнителей – выдающихся певцов и музыкантов. Песни и инструментальная музыка, также стала достоянием художественной самодеятельности. Произведения советских композиторов издавались огромными тиражами во всевозможных нотных изданиях. Песенники и музыкальные альбомы были доступны каждому человеку. Таким образом, народные массы изучали, на определенном уровне, искусство, которое «принадлежало народу».
С самого раннего детства ребенок приобщался к «вечному и прекрасному» через музыку, пение, декламацию. В школах существовали драмкружки, хоры или вокальные группы, реже инструментальные ансамбли, но это и понятно – зависело от наличия в школе нужных музыкальных инструментов. Но, тем не менее, во многих предприятиях, в учебных заведениях функционировали довольно приличные духовые оркестры (я сам был участником школьного духового оркестра, руководимого прекрасным музыкантом) и вокально-инструментальные ансамбли. Особой популярностью пользовались хоровые коллективы. Во главе их стояли профессиональные работники культуры и искусства. Самодеятельное творчество, руководимое мастерами своего дела, играло не маловажную роль в эстетическом воспитании и начальном музыкальном образовании. Дети и взрослые, простые работники сферы народного хозяйства, рабочие заводов и фабрик, получали возможность не только удовлетворять свои эстетические потребности, но и приобщаться к высокому искусству, познавая у профессионалов секреты исполнительского мастерства.
Сейчас же самодеятельное творчество пущено на самотек. Во главе низкопробных творческих коллективов стоят вчерашние работники того самого народного хозяйства, не существующих, ныне, производственных предприятий.
Люди, когда-то участвовавшие в заводской художественной самодеятельности, теперь, будучи на пенсии, решили «реанимировать» свою «творческую» деятельность, но уже в качестве руководителей.
Конечно же, такой подход к искусству не только неприличный, но и преступно вредоносный. Отсюда массовое появление необразованных «композиторов» и «поэтов», не говоря уже о псевдо-певцах и псевдо - музыкантах, которые, как саранча, кинулись в профессиональное искусство и в самодеятельное творчество. До смешного доходит: каждый из этих кое-какских «специалистов-сочинителей» жаждет скорее за лицензировать свои, так называемые, «шедевры».
А сколько появилось разных союзов, фондов, так называемых, «культурных» центров, возглавляемых самозваными атаманами, председателями и президентами. Все эти псевдо-этнические и псевдо-культурные организации с фальсифицированными лицензиями и прочей сомнительной документацией, только развращают молодежь, направляя ее по ложному пути, а то и просто втягивая в различные междоусобные распри (яркий пример тому - Семиреченские казаки).
От недостаточности должного образования появился дефицит эстетического воспитания. Люди, берущиеся не за свое дело, изначально обрекают его на провал. Самое страшное то, что их профессиональная необразованность мешает, не только самим правильно ориентироваться в данной сфере деятельности, но, в корне, искажает понятие о представлении настоящего искусства. Доступность пользования дешевыми «минусовками» и «плюсовками», вообще, обезобразило самодеятельное творчество. Безграмотное пение не спасает даже профессиональный аккомпанемент, записанный на мини-диск. Такое сочетание сравнимо со вкусом прокисших щей и свежей сметаны. Но, к большому сожалению, таким горе-артистам это понятие не ведомо. Здесь, мне кажется, уместно изречение Омара Хайяма: «Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос».
Поэтому сейчас, как никогда, следует усиливать внимание профессиональных работников культурной сферы на повышение воспитания эстетического вкуса у молодежи и, особенно, у детей. Дети, как губка, впитают все, что мы им с годами вкладываем, чтобы в будущем отдавать свои знания новому поколению.
Да, профессиональное образование требует дополнительных материальных затрат. Но если государство и меценаты сейчас не будут вкладывать деньги в профессионализм, то мы все, еще на долгий срок, останемся дилетантами.
Культурная сфера деятельности человека, как и всякая другая деятельность, играет немаловажную роль в воспитании патриотизма к своей стране, о котором мы так много говорим. Следует обратить особое внимание на музыкальное образование детей и молодежи.
Начальное музыкальное образование - это прерогатива не только музыкальных школ, но и внешкольных учебных заведений, таких, как Дома школьников, в которых создание творческих коллективов должно поручаться только специалистам, причем, высокого уровня, любящим свою профессию. Чтобы поднять уровень самодеятельного творчества, не следует пренебрегать закономерностями профессионального искусства. Тогда художественная самодеятельность сможет восполнить утерянное значение высокого искусства, а «козлиное блеяние» не будет, до обидности, называться фольклором - монументальным пластом народной культуры.
Слушать низкопробные хоры или инструментальные ансамбли, участникам которых незнакомы такие понятия, как «культура звука», «штриховая техника», «динамические оттенки», «кульминационный план», «фразировка», то есть, необходимый арсенал технических комбинаций, способствующий раскрытию замысла композитора или содержания исполняемого произведения, просто невозможно. Удивляясь тому, что им еще аплодируют, поневоле задумаешься: что ждет всех нас в будущем.
Казахстан уникален по своей этнокультуре. Таким богатством национального колорита, из всего постсоветского пространства обладает, наверное, лишь Российская Федерация. Казахстан и Россия, с давних пор, тесно связаны культурным этносом. Эстетическое влияние народов этих стран обоюдное и независимо от политических формаций. Особенно это влияние выражено в Казахстане. Здесь даже такие национальные праздники, как Наурыз и Рождество Христово, являются государственными. Для многих русских людей Казахстан стал второй родиной, а для тех, кто здесь родился – единственной. Культура этих народов тесно связана между собой и развивается вот уже не одно столетие. Родными и взаимопонятными стали народные песни и танцы. Исконно русские инструменты - баян и домра, оказались близкими и для казахов, которые научились на них играть профессионально. Звучание русских инструментов обогатило тембровую окраску национальных музыкальных ансамблей. И сейчас в инструментальном составе государственных академических казахских народных оркестров им. Қурманғазы и «Отырар сазы» им. Нұргисы Тлендиева, звучат - баян и домра. Баян музыканты ласково называют сырнаем, а домру – примой. Так русские инструменты запели по-казахски.
Казахские оркестры украсили свой концертный репертуар, наряду с шедеврами мировой музыкальной литературы, русскими классическими произведениями и народным фольклором. К сожалению, как я говорил выше, профессиональных русских народных оркестров в Казахстане нет, но есть студенческие. Они действуют в музыкальных учебных заведениях некоторых областных центров республики, в том числе и в городе Алматы. Их репертуар насыщен казахской народной музыкой и произведениями казахских композиторов, что вносит свой необычный колорит в оркестровую палитру.
Как я упоминал в начале своего повествования, в Алматы, более тридцати лет, существует и плодотворно трудится еще один необычный, по своему инструментальному и национальному составу, творческий музыкальный коллектив – детский оркестр русских народных инструментов под названием «Русские узоры».
Это, вероятно, единственный в городе «музыкальный островок», где школьники, разного возраста и любой национальности, получают возможность приобщиться к русскому музыкальному мелосу, освоить русские народные инструменты – домру, балалайку, баян и, через призму исполнительского оркестрового искусства, познакомиться с культурным достояним других этнических групп.
Открывая, в 1981 году, в районном Доме пионеров, музыкальный кружок, как он тогда назывался, я столкнулся с рядом организационных трудностей. Во-первых, не было места для проведения занятий с таким коллективом, как оркестр. Здание было ветхим и очень маленьким, а детей - как пчел в улье. Из-за отсутсвия свободных комнат, меня перевели на базу школы-интерната №1 им. Н. К. Крупской.
Но здесь возникла вторая проблема, которую, кроме меня, уже не мог решить никто. Как научить детей, с неадекватным поведением, играть на музыкальных инструментах, да так, чтобы оркестр зазвучал в короткий срок?
Существовало несколько способов обучения – так называемая, цифровая система, обучение с руки (репродуктивный метод) и игра на слух, которыми, к сожалению, пользуются, до сих пор, в самодеятельных национальных ансамблях нерадивые руководители. Эти приемы обучения расчитаны на пиар и не более. С годами я укрепил свое мнение, глядя на такие горе-коллективы, безперспективность которых была очевидна. Сколько бы лет, таким способом. не учился ребенок или взрослый человек игре на музыкальном инструменте, он никогда не сможет правильно изложить музыкальную мысль, так как ему всегда будет не хватать технического потенциала. Такой «музыкант» подобен слепецу, бредущему по пустыне, заранее, обреченному на безвыходность своего положения.
Передо мной стоял тернистый, но, единственно, верный путь – учить детей музыке только профессионально, по нотам, даже если ребенок никогда не станет музыкантом.
Не вдаваясь в поробности «образовательной кухни», могу сказать, что успех не заставил себя долго ждать. Уже через год дети заиграли на оркестровых инструментах. Они хорошо читали ноты, знали гаммы мажорного и минорного лада, в пределах трех ключевых знаков. Потихоньку мы перешли к разучиванию музыкальных произведений и стали участвовать в городских творческих мероприятиях и отчетных концертах.
Об оркестре вышел ряд статей в газетах: «Вечерняя Алма-Ата» (теперь «Вечерний Алматы») и «Дружные ребята», а затем и первая, тридцатипяти минутная, телепередача на казахстанском телевидение под названием «И звуки музыки...».
А через семь лет, когда я покинул стены школы-интерната и перешел в основное здание Дома пионеров Калининского (ныне Бостандыкского) района г. Алматы, в оркестр стали приходить дети из разных школ района, а затем, и со всего города.
Учащиеся осваиваивали оркестровые музыкальные инструменты уже в течении полугода. Буквально, через месяц-два, ребенок начинал уверенно читать ноты с листа и владеть простыми приемами звукоизвлечения на домре или балалайке. Через полгода он, довольно, хорошо владел оркестровым инструментом, а читка становилась настолько беглой, что позволяло ему, за одну репетицию, разобрать музыкальную пьесу до конца. Такой подход к музыкальному образованию стал продуктивным, благодаря системно-комплексному обучению игре детей на музыкальных инструментах.
Еще в интернате, для решения данной проблемы, я выбрал для себя сложный путь, который, наверное, сторонятся руководители детских музыкальных коллективов. Он был трудоемким и для меня, и для учеников, так как за основу обучения был взят комплексный метод. В данном случае – это освоение нотной грамоты и, параллельно, трех музыкальных инструментов. Таким образом, детям представилась возможность познакомиться с приемами звукоизвлечения на домре, балалайке и баяне.
С моей стороны, это был рискованный шаг. Так не долго отбить желание у «интернатских» детей заниматься музыкой. Но, с первых же шагов, стало ясно - риск оправдывал себя. Детишки с головой окунулись в оркестровые занятия и с большой неохотой покидали класс после репетиции.
Сейчас подобный подход к оркестровой практике, вошел в систему учебного процесса музыкально-оркестровой студии, существующей уже более двадцаи пяти лет при детском оркестре «Русские узоры» Дома школьников №3 Управления образования г. Алматы. Обучение детей игре на музыкальных инструментах - баяне, аккордеоне и фортепиано, поручено педагогу Чесноковой Татьяне Евгеньевне. Также, она ведет предмет «сольфеджио» и подготавливает учащихся не только к исполнительству в оркестре, но и к поступлению в музыкальный колледж. Учебно-воспитательная практика данной студии нашла свое отражение в двух авторских методических пособиях, изданных мной, еще в девяностые годы - «Детский оркестр народных инструментов» А. 1992 г., изд. Республиканского научно-методического центра и «Играй, оркестр» А. 1992 г., изд. «Ғылым» Академии наук Каз. ССР, а также в «Учебной программе оркестрового класса», опубликованного в интернет-журнале «Педагог KZ» в 2011 году.
Появились выпускники, решившие и дальше совершенствовать свое музыкальное образование. Некоторые ученики педагога Татьяны Евгеньевны Чесноковой продолжили учебу в музыкальных учебных заведениях не только города Алматы, но и Белгорода (Россия), Праги (Чехия), Дюссельдорфа (Германия), Намура (Бельгия).
В детском оркестре «Русские узоры» никогда не заострялся национальный вопрос, как, в прочем, и в других творческих коллективах Дома школьников № 3 г. Алматы. Тут у нас нет никаких проблем. Дети разной национальности с охотой осваивают балалайку, домру, синтезатор, ударные инструменты, баян, аккордеон и фортепиано. И подходят к этому делу вполне серьезно. Многочисленные корреспонденты различных средств массовой информации, изъявляющие желание написать или отснять материал о нашем оркестре, часто задают один и тот же вопрос детям казахской национальности: «Почему вы решили научиться играть на балалайке?». Ответ, как всегда, один и, безупречно, лаконичен: «Потому что она нам нравиться». Такой серьезный подход для решения кажущейся проблемы, только оптимизирует работу и радует педагогов.
Родители учеников тоже вносят свой посильный вклад в образовательно-воспитательный процесс. Они контролируют учебу своих чад и активно участвуют во всех оркестровых мероприятиях - будь то концерты, родительские собрания или какие-то культурно-массовые мероприятия. Их участие в художественном оформлении оркестрового класса, просто, неоценимо. Ими ведется фото и видео съемка концертов, организовываются походы в театры. Родители принимают участие в оркестровых мастер-классах и даже присутствуют на экзаменационных зачетах. Для детей и их родителей, оркестр стал второй большой семьей.
Конечно же, такой системный подход к эстетическому воспитанию молодого поколения, высоко поднял статус нашего оркестра. Сегодня детский оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 Управления образования г. Алматы - это уникальный творческий коллектив, имеющий фундаментальную учебно-воспитательную базу, с огромным потенциалом художественно-технических и методических приемов обучения, помогающих детям, в короткий срок, освоить ряд оркестровых инструментов и интеллектуально расширить свой музыкальный уровень мышления.
Алматинский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского, с неподдельным желанием, принимает наших выпускников в ряды своих студентов.
Гордостью оркестра, за многие годы его существования, стали такие выпускники, как Светлана Петкау (г. Пермь), Евгений Мартишин (г. Белгород), Алексей Белоусов (г. Воронеж), Наталья и Иван Зыряновы (г. Дюссельдорф), Курбанова Анара – гражданка Бельгии. А также, выпускники, проживающие в Алматы - Винаева Татьяна и Драгунов Денис. Окончившие Казахскую национальную консерваторию им. Курманғазы - аккордеонистка и саксофонистка Ибрагимова (Ганиева) Венера и Сергеева Елена (баянистка и музыкальный психолог). Баянисты - Антон Перменев и Григорий Волковский.
Более молодое поколение выпускников украсило исполнительскую палитру оркестра. Это пианисты - Желтова Анастасия, Садыкова Камилла, Шамсутдинова Екатерина, Гриджан Виктория, Ксения Борзых, Соколик Даниил. Баянисты - Шавалеев Артур и Соколик Кирилл. Домристка Екатерина Утенкова и балалаечница Надежда Полянина.
И сейчас оркестр славится виртуозностью исполнения произведений различной технической и художественной сложности, благодаря таким музыкантам, как Анель Атағай, Евсин Даниил, Секенов Даулет, Владимир Семенчук, Камилла Жумағазина, Юлия Перфильева, Камилла и Адлет Тенликовы, Бакытаева Адина, София и Данат Аблеевы.
Репертуар оркестра, как и его исполнительский состав, тоже многонационален. Здесь почти для каждого музыканта найдется родное по духу произведение. Оркестру под силу исполнение искрометной грузинской лезгинки, виртуозного казахского кюя, зажигательного украинского танца или уйгурской песни. В сочетании с русским народным оркестром прекрасно звучат: саксофон, скрипка, кобыз и домбра.
С нами сотрудничают профессиональные композиторы. Так, например, композитор из Германии Роберт Дньгоф написал для саксофона и нашего оркестра пьесу «Медео», а также, ряд других инструментальных опусов. Казахстанский композитор, из города Шымкента, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Алдамурат Кушербаев посвятил нам свое произведение с солирующей домброй. Все они были исполнены солистами вместе с оркестром «Русские узоры».
Популярный казахстанский шоумен, певец и продюсер Жантемир Баймухамедов, известный в шоу-бизнесе под именем Жантик, записал на компакт-диск, под названием «ШУ-ЧУ», несколько своих песен, две, из которых, спел под наш оркестр – это «Рачье озеро» и «Степа».
Детский оркестр народных инструментов «Русские узоры», постоянно участвует в международных конкурсах и фестивалях, внося посильный вклад, своей виртуозной игрой, в пропаганду многонациональной культуры нашей страны.
География гастрольных поездок обширна. «Русским узорам» аплодировали в столице Казахстана Астане, в областных центрах - Атырау, Семипалатинске, Шымкенте, Талдыкоргане и в российском городе-герое Смоленске. В Алматы, оркестр - участник всевозможных городских культурных мероприятий, организуемых акиматами и общественными организациями, такими, как Русский культурный центр, Ассоциация Русских Славянских Казачьих организаций Алматинской области и Казахстана. Он принимает участие в ежегодных «Рождественских концертах», проводимых казахстанским Митрополичьим Округом и Генеральным консульством Российской Федерации в г. Алматы.
Творчество детского оркестра «Русские узоры» привлекает мастеров профессиональной сцены. Под аккомпанемент юных музыкантов с удовольствием поют солисты Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая, Казахской государственной филармонии им. Жамбыла и Казахской государственной капеллы им. Б. Байкадамова. Два года подряд с нами сотрудничала российская певица Екатерина Алабина (меццо-сопрано). Она, по контракту, пела в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая. С ней наш оркестр подготовил и записал на телевидении цикл произведений Александра Даргомыжского для телепрограммы «Музыка имен», известного казахстанского музыковеда Юрия Петровича Аравина. Также, с оркестром выступали – профессор Казахского женского педагогического университета Агайша Исагулова (сопрано), солистка Казахской гос. капеллы им. Байкадамова Роза Бакбергенова (сопрано), солистка хора митрополичьего округа Анастасия Кожухарова (сопрано).
Творческий тандем у детского оркестра сложился и с заслуженными артистами РК - солисткой музыкального корейского театра Зоей Ким (сопрано), солистом Казахской гос. капеллы Кайырлы Ислямовым (баритон), актером Русского гос. академического театра для детей и юношества им. Н. Сац. Виктором Ашаниным (баритон) и солисткой Казахской гос. филармонии им. Жамбыла Диной Хамзиной (меццо-сопрано).
В 2013 году детский оркестр «Русские узоры» подготовил интересную и сложную концертную программу с оперной певицей Дилией Куанышевой, которую исполнил
22-го мая в Алматинском музыкальном колледже им. П.И. Чайковского, в рамках авторского проекта «Живые драгоценности».
В концерте прозвучали произведения классического и народного жанров – «Соловей» А. Алябьева, «Куплеты Адель» из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Песня о весне» А. Зацепина из кинофильма «Наш милый доктор», романс композитора Е. Юрьева «Динь-динь-динь», казахская народная песня «Дударай» и французская народная песня «Птички». А также оркестровые произведения – «Венгерский танец №5» И. Брамса, «Шашу» из оперы «Қыз Жибек» композитора Е. Брусиловского и русский народный танец «Смоленский гусачок».
С 2002 года, оркестр - постоянный участник музыкального проекта «Живые драгоценности», в котором исполняет главную роль. Этот проект был создан мной для творческой взаимосвязи талантливой молодежи и профессиональных певцов, музыкантов и целых коллективов, демонстрирующих свое исполнительское искусство «живым» голосом или звуком. Никаких «плюсовок», а по возможности, и «минусовок».
Перед оркестром стояла сложная исполнительская задача - разучить и от аккомпанировать солистам, более десяти разножанровых музыкальных произведений. Так вот с этой, не простой, задачей детский оркестр «Русские узоры» справился достойно.
Техническая и художественная подготовка юных музыкантов позволяет ежегодно разучивать большую и разнообразную концертную программу, в рамках проекта «Живые драгоценности», название которого, полностью отвечает его содержанию.
Ни для кого не секрет, что в основе работы с детьми, заложена, так называемая, педагогическая «диктатура». Это и понятно, ведь учащиеся пока еще ничего не знают и не умеют. Здесь важно не навредить, с психологической точки зрения, ребенку – не отбить у него желание обучаться у вас. Поэтому, с первых шагов, новичку предлагается участие во всех культурно-массовых оркестровых мероприятиях. Это могут быть первые пробные шаги исполнительской практики в старших группах оркестра на каком-нибудь ударном инструменте, например, треугольнике или трещотке. Такие дидактические приемы со стороны педагогов помогают ребенку быстрее влиться в коллектив и почувствовать себя его участником.
В нашем детском оркестре работает форма самоуправления. Коллективным голосованием избираются концертмейстеры оркестровых групп, староста и библиотекарь, отвечающий за сохранность оркестровых партий. Таким образом, каждый оркестрант имеет свои общественные обязанности и оказывается в поле зрения педагогов, что во многом облегчает организационный процесс, а оркестр, для каждого из участников, становится родным и близким. Такому сплочённому коллективу под силу решение любой учебно-исполнительской задачи.
Теплые дружеские взаимоотношения в оркестре, мобилизуют творческую дисциплину и работоспособность на репетициях, концертах и в гастрольных поездках, помогают детям, разного возраста и национальности, чувствовать себя спокойно и уверенно, украшают коллектив и создают уют. Здесь нет места «звездности» и эгоизму. Только взаимоуважение и доброта, являются главным приоритетом учебно-репетиционных занятий.
Инновационность системно-комплексного подхода к музыкальному образованию детей в оркестре, позволила данному детскому творческому коллективу приобрести широкую известность не только в городе, но и за его пределами.
Сейчас детский оркестр народных инструментов «Русские узоры» ДШ №3 Управления образования г. Алматы - это заметное явление, на городском музыкальном небосклоне, с определенной образовательной структурой и высоким исполнительским потенциалом, позволяющий детям получать базовое начальное музыкальное образование с профессиональной ориентацией на будущее.
В Центральном государственном архиве Республики Казахстан, в отделе кино-фото документов, хранится исчерпывающая информация о создании и последующей творческой деятельности этого коллектива.

Евгений Простомолотов
Лауреат международных конкурсов,
отличник образования,
заслуженный деятель культуры
Республики Казахстан.

Алматы 2013 г.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Марина0300 (12.01.2014) | Автор: Евгений Простомолотов
Просмотров: 363 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz