Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:03

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Составление и проектирование курсов по выбору.
Тусупбекова Г.С.

Карагандинская область, Бухаржырауский район,
КГУ « Уштобинская средняя школа».

Составление и проектирование курсов по выбору.

Бұл жұмыста қоғамдық – гуманитарлық бағыттағы бейіндік оқытуды ұйымдастыруда алгоритм құрастырумен жобалау курсына қоса түсініктеме хаты, курс мазмұнының негізі, күтілетін нәтиже мен оқушылардың есеп беру түрі ұсынылған. Жұмыс мұғалімнің мүмкіндігінің маңызын байқауға мүмкіндігін береді.
In this work is presentated algoritm of doing and making project of courses for choose for organization profil study such work includes elucidate notice, maintenance of course, waiting results and forms of pupils account.
This work allows to see which main opportunities has teacher in doing programs of courses for choose.

В настоящее время актуальным является реформирование образования, одним из направлений которого является организация профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ.
Среди разных форм профильного обучения в педагогической практике реализованы профильные классы. В связи с этим закономерен вопрос: каким образом идеи профильного обучения отражены в учебном плане, программе образовательном процессе в целом? Анализ учебного плана показывает, что учебное время отводится на базовые и профильные предметы, а также на элективные курсы, т.е. курсы, предлагаемые на выбор учащихся.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучения основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. [ 1,98 ]
Элективные курсы предоставляют широкие возможности как в организации профильного, так и предпрофильного обучения (углубление знаний и умений профильному предмету, поддерживание базового учебного предмета, ориентация в выборе жизненного пути и др.)
Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, учителю надо поставить перед собой следующие вопросы:
1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы он сможет наиболее полно помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы в его знаниях, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?
2. Чем содержание курса будет качественно отличатся от базового курса?
3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс
4. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в обучении.
5. Как ученик может проявить свою самостоятельность в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу
6. Какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса?
7. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?
Ответив на данные вопросы, учитель подготовится к составлению пояснительной записки к программе.
Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся. Каждый педагог способен разработать несколько курсов и включить их в банк данных своего методического объединения, обновляя содержание по мере необходимости.
Каковы должны быть первые шаги? Сначала необходимо определить, на какую возрастную группу будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный - на учащихся 9 классов, профильный – на учащихся 10-11 классов.
При разработке предпрофильного курса целью образовательных программ является ориентация на создание конкретного профильного класса. Это предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленное.
Для профильного курса ставят следующие цели. Во-первых, углубление и расширение рамок одного или нескольких профильных предметов.
Во-вторых, повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕНТ. Например, курс «Серебряный век русской поэзии».
В-третьих, приобретение практико-ориентированных знании и умении в пределах учебного предмета.
У каждого преподавателя есть любимые темы или разделы по его предмету, а также наиболее результативные формы организации учебного процесса, методики и технологии. Именно их и нужно использовать в элективных курсах, причем избранная тема
необязательно должна быть из материала 9 или 10-11 классов. Однако содержание её необходимо согласовать с уровнем развития школьников.
Тем, кто хочет составлять программы курсов по выбору нужно учесть структуру программы:
• Титульный лист;
• Пояснительная записка;
• Программа;
• Учебно-тематический план;
• Диагностический инструментарий
• Ожидаемый результат
• Список литературы (используемая и рекомендуемая для учащихся и учителей)
• Приложение (тесты, анкеты, разноуровневые задания, творческие задания).
Самым важным моментом является обоснование актуальности вашего курса, его основное назначение в пояснительной записке. В ней формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения курса, задачи, определяющие пути достижения цели, требования к знаниям и умениям учащихся. Даётся описания структуры программы курса, её особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической части.
Показать место предлагаемой программы в учебном плане школы, по какому принципу составлялась.
Учебно-тематический план состоит из названия темы, указывается количество часов, отведенных на лекции, практические занятия, форма проведения, образовательный продукт.
Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспекты, тезисы, стихи, сказки, очерки, живопись, музыка, песня, танец, схема, модель и другое. [ 2,136]
В содержании образования даётся полная, детальная характеристика каждой темы программы. Надо учитывать, что содержание образование - это не только знание которые должны получить учащиеся но и опыт познавательной деятельности.
Далее идет список литературы для учителя и учащихся.
В приложении даются темы творческих работ, проектов, планы проведения практических работ и т.д.
Представляю один из конкретных примеров курсов по выбору по русскому языку общественно-гуманитарного направления.

Программа курса по выбору

«Виртуозы слова»
для 9 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.

Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 35 часов. Развития коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать её является неотъемлемыми компонентами языковой компетенции.
Подготовка учеников в системе гуманитарных предметов создает предпосылки для дальнейшего образования выпускников основной школы.
Целью данного курса является совершенствование навыков написания сочинений на основе знаний, полученных в 5-8 классах; осуществление
«пробы пера» в разных жанрах литературного творчества; развития образного мышления и творческих способностей учащихся.
Задачи курса
• провести диагностику уровня умения письменно излагать свои мысли;
• определять тему и строить сочинения разных жанров;
• самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания, систематизировать его и логически излагать
• редактировать свою работу

В процессе обучения приобретают следующие знания, умения, навыки:
-определять тему и строить сочинения определенного жанра
-самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания.
-использовать в сочинении разные типы речи
-редактировать свою работу
-высказывать своё мнение
Диагностический инструментарий.
В процессе освоения программы учащимися предлагается выполнить анкеты, тесты, практические задания на устранение речевых ошибок, выполнение ряда творческих письменных работ. Конкурс сочинений завершает работу курса, является показателем ЗУНов.
Содержание программы.
1. Что такое школьное сочинение
2. Лексическая стилистика
3. О тексте
4. Сочинение различных жанров

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 35 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать её являются неотъемлемыми компонентами языковой компетенции.
Содержание занятий курса по выбору представляют собой занятия по развитию навыков письменной речи, памяти, логического и образного мышления, знакомят с разнообразием языковых средств выразительности на текстовом материале, помогают развивать у учащихся аналитические навыки работы с текстом, учат писать творческие, оригинальные работы. Только практическая работа в системе с погружением может создать оптимальные условия для комплексного речевого развития учащихся.
Программа курса по выбору «Виртуозы слова» может войти в вариативный компонент общественно-гуманитарного направления профильного обучения.
Целью данного курса является совершенствование навыков написания сочинений на основе знаний, полученных в 5-8 классах; осуществление «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества; развитие образного мышления и творческих способностей учащихся.
Задачи курса
• провести диагностику уровня умения письменно излагать свои мысли;
• определять тему и строить сочинения разных жанров;
• самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания, систематизировать его и логически излагать;
• редактировать свою работу;
• анализировать творческие работы других авторов;
• проводить работу по устронению речевых ошибок.
Объект исследования-тексты разных типов и систем.
Предмет исследования-механизм развития устной и письменной речи, умение излагать свои мысли, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
В процессе обучения приобретают следующие знания, умения, навыки:
-определять тему и строить сочинения определенного жанра
-самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания, систематизировать его и логически излагать;
-использовать в сочинении разные типы речи;
-мобилизовать собственные наблюдения и эмоциональный опыт;
-использовать в работе произведения писателей;
-редактировать свою работу;
-анализировать творческие работы других авторов;
-высказывать своё мнение.
Перечисленные умения формируются на основе знании литературных норм русского языка, творческого использования средств языковой системы.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
Содержание данного курса предлагает следующие возможности самоопределения:
• выбор вопросов для самостоятельного обучения;
• выбор тем и форм творческих работ.
Диагностический инструментарий
В процессе освоения программы учащимся предлагается выполнить анкеты, предворяющие знакомство с текстом, тесты на устранение речевых ошибок, практические задания по нахождению, замене антонимов, синонимов, по определению стилистических фигур в текcтах, выполнять ряд творческих письменных работ (изложения, сочинения, анализ текстов). Конкурс сочинений различных жанров завершает работу курса, является показателем приобретенных знаний, умений, навыков учащихся.

Учебно-тематический план
(35 часов)

№ Темы Часы
Лек-
ции Практические занятия, семинар Формы работы и образовательный продукт Диагностический инструментарий
1 Что такое школьное сочинение и зачем его писать 1 1
2 Что нужно повторить о письменной речи 1 Навыки работы с текстом
3 Полисемия (многозначность) 1 Исправление речевых ошибок Тест «Речевые ошибки в предложении»
4 Омонимы. Омофоны. Омографы 1 Составление каламбуров
5 Паронимы 1 Словесная игра
6 Синонимы. Использование синонимов в речи 1 Замена повторяющихся слов в тексте синонимами
7 Антонимы. Использование антонимов в речи. 1 Описание друга с использованием фразеологизмов Сочинение-описание
8 Стилистическая оценка многословия. Что такое речевая недостаточность? 1 Устранение тавтологии в речи
9 Стилистическая окраска слов. 1 Составление текста
10 Стилистическая оценка диалектизмов 1 Сочинение частушек
11 Стилистическое использование историзмов и архаизмов 2 Работа со словарями. Написать продолжение повести
А.С. Пушкина «Повести Белкина»
12 Типы речи и функциональные стили 1 1 Анализ текста
13 Художественный стиль речи 1 1 Упражнения по художественному стилю. Сочинение в художественном стиле
14 Текст 1 Определение основных признаков текста Тест «Знание о тексте»

15
Способы связи предложений в тексте
1
Создание собственного текста на предложенную тему
Сочинение – повествование
16 Формы словесного выражения 1 Конспект
17 Повествование. Описание. Рассуждение. 3 Работа с текстами. Рассуждение на грамматическую тему. Текст – рассуждение.

18 Монолог. Диалог. 2 Сочинение в жанре киносценария
19 Устная и письменная формы речи 1 Устное и письменное изложение Изложение
20 Употребление в тексте языковых средств 1 Тезисы
21 Сочинение различных жанров. 1 Чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики различных жанров
22 Литературно-критическая статья 1 Чтение и разбор критических статей
23 Рецензия 1 Определение основной мысли и средства её воплощения. Рецензия на прочитанную книгу.
24 Эссе 1 Прочитать фрагменты эссе В.Набокова «Н.Гоголь» Написать эссе
25 Очерк 1 Определение особенностей жанра «очерка» Составление художественныхочерков.
26 Дневник 1 Анализ дневников писателей
27 Путешествие 1 Анализ особенностей сочинений в жанре «путешествия» Сочинение в жанре «путешествия»
28 Эпистолярный жанр 1 Определить основные признаки жанра Конкурс сочинений различных жанров.

Содержание программы
1. Что такое школьное сочинение
Школьное сочинение рассматривается как самостоятельный жанр со своими законами и требованиями.

2. Лексическая стилистика.

Поиск нужного слова. Стилистическая оценка многословия. Что такое речевая недостаточность? Полисемия. Использование синонимов и антонимов в речи. Стилистическая окраска слов.

3. О тексте

Текст как результат употребления языка. Текст, его признаки. Тема, идея текста. Способы связи предложений в тексте. Основные требования к тексту.
Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение. Диалог. Монолог. Употребление в тексте языковых средств.

4. Сочинение различных жанров.

Литературно-критическая статья. Рецензия. Эссе как жанр литературного произведения и как школьное сочинение. Очерк как эпический жанр литературы. Разновидности современного очерка (публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк-портрет, очерк – исповедь).
Дневник как жанр художественной прозы. Путешествие.
Особенности сочинения в жанре «путешествия». Эпистолярный жанр. Использование формы письма в публицистике, в критике, в жизни.

Глоссарий

Предварительный просмотр книги - первоначальное знакомство с её содержанием.
Рациональные – эффективные.
Прием «вкладных листков»-«производить выписки»… не записывая ни строчки.
Прием прозрачных листков – копирование элементов изображения с комментариями.
Планы, конспекты и тезисы – разновидности записей, помогающие организовать творческую работу, проанализировать и освоить источники.
Фотография, электрография – методы размножения документации.

Литература для учащихся.

1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. –
М.: Просвещение, 2001.
2. Никитина Е.Н. Русская речь 9 класс. – М.: Просвещение, 2002.
3. Теория и практика сочинений разных жанров. Составители Ладыженская Т. А. и Зепалова Т. С. – М.: Просвещения, 1996 .
4. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1980.
Словари:
1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М. 1998.
2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка – М. 1986.
3. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М. 1994.
4.Литературный энциклопедический словарь. Под. ред. В. М.Кожевникова. – М. 1998.
5. Толковый словарь русского языка. Сост. Карантиров С. И. – М. 2001.
6. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. – М. 2000.

Литература для учителя

1. Гринина-Земекова А.М. Сочинениям надо учить.-В.,1970
2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе.- М.; Просвещение,1986.
3. Русская словесность, 6,2000.
4. Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением.- М.: Высшая школа, 1990.
5. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1998
6. Сочинения различных жанров в старших классах/ Т.А.Калганова. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2002.
7. Максимов В.И. Точность и выразительность слова – Л., 1968.
8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста – М.1970.
9. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям –М., Просвещение 1973г.

Источник: http://g.s.form-jobs.com
Категория: Дополнительное образование | Добавил: GST (13.02.2014) | Автор: Галина E W
Просмотров: 635 | Теги: Русский язык и литература. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz