Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 18:42

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе на уроках музыкально-теоретического цикла»
"Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе на уроках музыкально-теоретического цикла"
Мартыненко И.Н. преп. музыкально-теоретических дисциплин
Школы искусств №2 г. Караганда клуб Юнеско
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее важных направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки обязательно учитывается активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Освоение и применение новых умений в области информационных технологий необходимы каждому современному учителю, в том числе и учителю музыки. Сегодня как никогда учащиеся нуждаются в способности разбираться в сложных законах музыкального искусства с помощью компьютерной грамотности, а также справляться с любыми заданиями в этой области. Педагоги призваны помочь своим ученикам стать востребованными и успешными в их будущей жизни, используя новые образовательные технологии в своей педагогической деятельности.
Применение информационных технологий позволяет:
1. По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую видеоинформацию.
2. Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
3. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре в формировании духовного мира ребенка.
Применение современных информационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки позволяет учителю расширять кругозор учащихся, разнообразить свои уроки, сделать их ярче и интереснее.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе: компьютер, интерактивная доска, видеомагнитофон, диски, планшеты, ноутбуки. Информационные технологии обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка.
В последние годы при изучении музыки на уроках музыкально- теоретического цикла все чаще используется компьютерная техника. Второй год в нашей школе, в классах музыкально-теоретического цикла, установлен компьютер и интерактивная доска. Появилась возможность проводить уроки более плодотворно и с интересом. В подтверждение, в этом учебном году, был дан открытый урок, с учащимися 3 класса старшей группы, по предмету казахская музыкальная литература на тему: «Знакомство с казахскими музыкальными инструментами». Благодаря современному оснащению в классе появилась возможность показать, как не только звучат музыкальные инструменты, но и увидеть, исполнение музыкантами произведений на музыкальных инструментах. На уроке ребятам была представлена презентация казахских музыкальных инструментов. Уникальность этой доски в том, что на ней можно заранее, перед началом урока, приготовить весь необходимый материал проведения для урока. Чего нельзя было сделать на обычной доске.
К доске приложена уникальная интерактивная ручка, при помощи которой, преподаватель во время урока, может, не отходя от доски, открыть или закрыть любую вкладку, любую страницу, любой документ, с помощью ручки листать слайды в презентации. Это ускоряет темп проведения урока, дает возможность показать большее количество интересного материала, красочные иллюстрации, интересней и увлекательней объяснить данный материал. Что позволило за один урок познакомить ребят и показать большее количество казахских музыкальных инструментов, как обязательные по учебной программе, так и дополнительные музыкальные инструменты.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать презентацию учебного курса, которая помогает учителю поэтапно, последовательно излагать новую информацию по изучаемой теме. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы и учит излагать учебный материал.
С помощью презентации на уроке был представлен интересный материал – легенды на казахские музыкальные инструменты – домбра, кобыз, шертер, жетыген, сыбызгы. На уроке учащиеся сами читали легенды, отгадывали звучание каждого инструмента. Были показаны видеоролики казахских музыкальных инструментов. В конце урока ребятам было дано творческое задание - «Угадай по картинке и звучанию казахский музыкальный инструмент». Самое важно то, что ребята не забыли знания, полученные на открытом уроке, и на следующем занятии показали максимальное количество знаний - это знание легенд, название инструментов и их звучание. Сейчас для меня важно научить ребят логически выстраивать свои ответы, правильно и грамотно высказывать свои мысли. Занимаясь проблемой гармоничного развития личности, необходимо заниматься проблемой не только отношение ученика к учебному процессу, но и развитию его мышления, обогащению словарного запаса (в частности казахских терминов), умению логически выстраивать свою речь.
Наличие мультимедийной аппаратуры в кабинете музыки не только предоставляет помощь учителю, но увлекает учащихся в изучение темы в процессе урока. Демонстрация на уроках презентаций, использование CD, DVD, с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, музыкальные сказки, фильмы о знаменитых композиторах – всё это способствует развитию не просто подрастающего поколения, а в первую очередь культурно развитой личности.
Мультимедийные ресурсы для уроков музыки подразделяются на:
• музыкальные игры;
• музыкальные произведения;
• справочные, энциклопедические издания;
• фильмы.
Темы, связанные с изучением биографий композиторов, музыкальных инструментов, отдельных произведений, позволяют развивать у ученика логическое мышление, формируют навыки отбора важной информации. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями объяснения урока преподавателем, превращаются в яркие и запоминающиеся.
На каждый тематический блок разрабатывается раздаточное дидактическое задание – словарик музыкальных терминов, информация о композиторах (русских и казахских) и инструментах с демонстрацией их звучания.
Цель задания – выявление уровня знаний, способность ученика умение работать с данным материалом. Все упражнения по данной теме создаются в доступной для учащихся форме или с использованием разноуровневых заданий с учетом возрастной категории группы учащихся.
Одной из форм использования информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки является выполнение тестов, проектов с электронной презентацией. В качестве примера, одной из интересных форм работы на уроке, для выявления уровня знаний, проведение викторины на тему «Угадай портрет композитора». На интердоске, в приготовленной преподавателем презентации, показываются портреты композиторов (казахские, русские, зарубежные), где необходимо указать имя композитора.
Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения, формируется положительное отношение к предмету.
Еще Аристотель говорил:
«...музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует:
* личностному развитие учащихся, росту познавательной активности учащихся;
* повышению интереса школьников к учебным занятиям;
* самооценка и самостоятельность учащихся;
* формированию у учащихся эстетического отношения к искусству и жизни;
* развитию музыкального восприятия;
* овладению взаимосвязей между различными видами искусства;
* формирование у школьников основ теоретического мышления;
* представление о музыке как о художественном воспроизведении жизни.
Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя.
Это:
1. Систематичность применения информационных технологий.
2. Компетентность учителя в компьютерных технологиях.
3. Творчество, интерес и инициатива самого учителя.
4. Программное методическое обеспечение.
Проблемой качества необходимо начинать заниматься с показателей итогов работы и методов обучения. Анализируя качество знаний, по предмету казахская музыкальная литература, за 2010-11 уч.г. (без интердоски) и полугодие 2012 уч.г. с января -май и с сентября - декабрь (с использованием интердоски) качество знаний поднялось с 76% на 84%. Из анализа видно, что уровень знаний повысился на 8 %, у ребят появился интерес к предмету, укрепились знания, научились пользоваться казахскими терминами, осваивают составление презентаций на выбранную им самим тему из данного изучающего курса. Ведется постоянная, кропотливая работа на каждом уроке. Учащиеся занимаются, с использованием интердоски, только 2 год, итоги подведем в конце года.
Вывод.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная музыкальная школа и школа искусств не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать, что это урок общения с искусством. Важно превратить урок в увлекательный процесс. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те формы обучения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Использование информационных компьютерных технологий способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Литература:
1. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
2. Норенков И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии, 1996, № 2.
3. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании» sgpu2004.
4. narod/infotek/infotek2.htm
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Analiz (23.05.2014) | Автор: Мартыненко Ирина Николаевна E
Просмотров: 324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz