Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 13:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

концерт, посвященный празднику "Наурыз"
Подготовлен преподавателем музыкально- теоретического отделения Мартыненко И.Н ШИ№2 г. Караганда, музыкальные номера подготовлены преподавателями фортепианного отделения в исполнении учащихся отделения.
Сценарий концерта, посвященный празднику Наурыз.
Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята и преподаватели нашей школы. Сегодня мы собрались в этом красивом зале на праздничный концерт, посвященный доброму, весеннему празднику Наурыз. Наурыз – древнейший природный праздник, отмечаемый издревле народами Средней Азии. Этот праздник возник еще задолго до появления ислама на казахской земле и поэтому является не религиозным, а народным праздником. Он отмечается уже более пяти тысяч лет. На протяжении тысячелетий, по восточному календарю, в этот день отмечается наступление нового года. Он торжественно сопровождался народными обычаями и ритуалами. Это праздник пробуждения и обновление природы, призывает людей к очищению их души от ненависти и зла, призыв к прощению людям их грехов. Издревле Наурыз- мейрамы праздновался весьма торжественно и празднично. (Муз. номер.)

Слово Наурыз пришло в казахский язык из персидского, состоит из двух слов «нау» в переводе новый и «рыз» - день и выражает понятие «первый день нового года». День наступления Наурыза – день весеннего равноденствия, который приходится в ночь с 21 на 22 марта. Ночь перед новым годом называется «Кызыр тyнi» - ночь дедушки Кызыра. По казазской мифологии, в эту ночь землю обходит старик Кызыр- ата и проверяет готовность каждого из нас к встрече нового года. Он сажает деревья, посылает людям счастье, благоденствие, под его взором земля становится плодовитая. Это день, когда каменные груди Матери- земли смягчаются и они дают молоко, день, когда на земле устанавливается добро, день прилета грачей. В эту ночь, в специальные чаши, выставляется в доме пшено, рис и другие злаки, а в другую чашу выставляют кефир, сметану и родниковую воду. Все это является символом и считается, что Кызыр – ата освящает эти символы на весь год. (Муз. номер.)

Март – самый капризный месяц. В марте «все толстое утончается, все худое рвется» - гласит казахская пословица. Это переходный период между зимой и летом. По древним представлениям казахов и их предков – тюрков год делится на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы, границей которого является 22 марта. Летние месяцы олицетворяют добро, а зимние – зло. Это день победы добра над злом, это время «когда ягнята не могут наесться, а половник не высыхает » учили мудрые аксакалы, поэтому в марте нужно быть готовыми ко всему неожиданному.
Праздник открывают белобородые старцы в чалмах, которые обращаются ко всем с благословением: « Народу достаток желаем, все плохое пусть в землю уйдет, светлое счастье придет». (Муз. номер.)
Традиции празднования Наурыз – мейрамы направлены на раскрытие человеческих качеств – открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В этот день готовилось главное угощение праздника «Наурыз - коже» - символ начала нового года и прощание со старым. Угощение состоит из семи компонентов: вода, соль, пшеница, просо, мясо, сметана и фрукты. Число семь у казахов имеет символическое значение, оно олицетворяет семь цветов радуги, еще число семь приносит удачу и радость. Угощение служило поводом для установления добрых отношений с гостями. Это блюдо принято есть досыта, «чтобы год был сытным». Муз. номер.

Древние тюрки – предки казахов, к началу праздника надевали белые одежды, белые рубашки, платья, подбривали усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует казахское выражение «Одежда словно белый снег Наурыза». Когда Новый год, в ночь счастья, перешагивает через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: «Одна лучина не станет светом», «Если новый год войдет в чистейший дом, это дом будет свободен от болезней и зла». Поэтому накануне праздника, люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года. Муз. номер.

В три часа ночи, считалось, пришел Новый год. На улицу высыпают и стар и млад, всюду веселье, песни, пляски и смех. Катались на, заранее установленных, качелях, наряжались в костюмы героев народного эпоса, били в металлические предметы, громко шумели и кричали. В эту Новогоднюю ночь молодежь седлала самую смирную лошадь, сажали самую красивую куклу, символизирующую новую жизнь, и возили ее по аулу. В эту ночь, куда бы не упал взгляд дедушки Кызыра , благословенно. Так встречали Новый год казахи Муз. номер.

Утром первого дня Нового года мужчины очищали родники и сажали деревья, женщины готовили угощения, а затем в новых одеждах шли в гости друг к другу. В этот день аксакалы примиряли находящихся в ссоре роды, родственников, супругов, благословляли молодых, читали молитвы в честь усопших. К Наурызу готовились тщательно: женщины вышивали «сюзане» - яркое панно для украшения места праздника, под которым играют музыканты. Недалеко застилают достархан со священными семью продуктами: вино - символ возрождения, молоко – чистоту, сладости – радость, сахар – удовольствие, шербет – прохладу, свеча – свет и огонь, гребень – символ женской красоты. Вручение и получение подарка свидетельствовали о взаимной симпатии и уважении.
В этот день устраивали спортивные состязания, конные скачки, состязание богатырей полуанов, пелись обрядовые песни, устраивались айтысы,а также загадывались загадки, звучали шутки. (Муз. номер.)
Праздник Наурыз символизирует равенство всех, свободу и демократию, в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, молодые больше стараются общаться с многоопытными в жизненных делах старших. В это день нет ни царя ни рабов, в это день хан сажал на трон раба, это день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это праздник : уважения к старшему и любви к младшему. Существует поверье, что дети, родившиеся в Наурыз, будут отмечены расположением звезд и высших сил. Поэтому им давали имя связанное с праздником: Наурызгул, Наурызбек. Всем названным в честь праздника, предрекали сильный характер и богатое будущее. Муз. номер.
«Один только праздник в степи, когда казах чувствует себя казахом – это Наурыз» - гласит казахская мудрость. Он родился много тысяч лет назад, он не мог не родится. В каждом его ритуале, в каждом образе присутствует мудрость наших предков. Он не воинственен. В это время великим грехом считается заводить ссоры и конфликты. Он веселый и ироничный, он дарит надежду. Считается большой честью получить в этот день благословение из уст аксакала или почтенной анны. Он поддерживает целостность жизни. Так было в прошлом, так есть сейчас, так будет всегда. (Муз. номер.)
Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и получил широкий общественный признание.
Официально Праздник Наурыз приобрел свой статус 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны - "Наурыз мейрамы". Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем - "Наурыз мейрамы". С этого времени началось широкое празднование "Наурыз мейрамы" по всей республике.
Наурыз –мейрамы – это праздник мира, любви и благоденствия. Разбрасывание шашу ( пожилая женщина апа разбрасывает сладкое угощение ) со словами:
Жасын куты болсын!
Омiр жасын узак болсын!
Улдыс бакытты болсын!
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.
В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.
Наш концерт подошел к концу до новых встреч.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Analiz (25.05.2014) | Автор: Мартыненко Ирина Николаевна E
Просмотров: 497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz