Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

«НОСИТЕЛИ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ»
Мартыненко И. Н. преподавательмузыкально- теоретических дисциплин ШИ№2 г. Караганда клуб Юнеско
ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА:
«НОСИТЕЛИ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ»
Цель:
Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкантов (носителей) представителей казахской культуры.
Задачи:
образовательная - дать понятия о носителях казахской песенной культуры устной традиции
развивающая - развивать навыки восприятия казахской музыкальной культуры
воспитательная - воспитывать эстетическое отношение к казахской музыкальной культуре

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, проигрыватель,
ФОРМЫ РАБОТЫ: презентация темы, индивидуальные ответы учащихся, работа в по парам
МЕТОДЫ:
а) словесный
б) наглядный (презентация, портреты акынов, видеоматериал)
в) практический ( работа по карточкам)
ХОД УРОКА:
1. Вход. Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель». (педагог отмечает присутствующих на уроке)
2. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с музыкантами –носителями традиций казахской культуры в период до XX века. (показ презентации), озвучивание темы урока.
3. Педагог озвучивает и цель урока и задачи урока. (слайд1-2)
4. Но сначала мы вспомним: преподаватель задает вопросы по предыдущим темам (опрос)-
1.как передавалась муз. культура у казахов?
2. каким должен быть казахский певец?
3. какой должна быть профессиональная песня?
5.А теперь я познакомлю вас с первым типом казахских певцов это –АКЫНЫ. Рассказ преподавателя.
Акын- поэт-импровизатор и певец, были исполнителями произведений устного народного творчества, Слово "акын" иран. происхождения; первоначально означало: духовное лицо, учитель, наставник.
Со 2-й пол. 19 в. их стали называть поэтов-импровизаторов. Акын импровизируют в форме песенного речитатива (терме, желдирме) под аккомпанемент домбры, часто они выступали на поэтических и песенных состязаниях айтысах. У казахов акыны называли также лиц, являвшихся одновременно поэтами, композиторами и певцами, даже если они и не были импровизаторами (Биржан, Ибрай, Ахан-Сере и др.). В дореволюционное время в условиях кочевого быта и неграмотности народа акыны играли особо важную роль, т. к. выражали народные мысли и чувства, обличали социальные пороки, воспевали героев. Акыны подразделялись на жыршы (сказители) и оленши (песенники). Стихи акыны читают нараспев под звуки домбры — струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами. Акын часто полностью импровизирует, реагируя на какие-либо явления в обществе или на обстановку на всенародных праздниках и т. д. На праздниках нередко проводятся своего рода состязания акынов — айтыс (каз.). Во время состязания акыны, забавляя народ, поочерёдно в стихотворной форме стараются высмеять друг друга или выбрать любую произвольную тему.
Кочевой образ жизни и скоротечный характер искусства акынов не позволял в прошлом записать и сохранить произведения на бумаге. Большая часть произведений акынов осталась потерянной.
После Октябрьской революции древнее искусство импровизации акына обновилось как по содержанию, так и по форме. В советское время поэтов устной традиции чаще именуют "халык акын" (народный акын).
Известные казахские акыны: Жаяу Муса Байжанов (1835—1929), Махамбет Утемисов (1804—1846), Шернияз Жарылгасов (1817—1881), Суюнбай Аронулы (1815—1898), Джамбул Джабаев (1846—1945), Газиз Файзолла (ум. 1930), Кенен Азербаев (1884—1976) Гоги Шымкентский(1994-нв).
ЭНШI — казах. нар. проф. музыкант-певец. В отличие от акына и оленши выступает только как исполнитель-певец, аккомпанируя себе на домбре, эншi - хранители старинных муз. традиций. Среди известных А.: А. Кашубаев, К. Байжанов, Ж. Елебеков, Г. Курмангалиев, К. Байбосынов.
ОЛЕНШI - (от олен - песня) — казахский народный певец и поэт. Исполняет традиционные песни, в т. ч. олен. гл. обр. на собственные мелодии и стихи (в отличие от анши). Среди известных оленшi - Ахан-серэ, Биржан -сал, Мухит, Балуан-Шолак, Естай. (слайд 4).
5. Следующая группа музыкантов это жырау и жырши ( слайд 4)
ЖЫРАУ – народный поэт, сказитель, выступает от имени всего народа, являются создателями и распространителями поэтических поэм, аксакал, старейшина, полководец, военачальник, советник к имени которого прислушиваются казахские ханы. «Жырау» происходить от слова «жыр» - стихотворение. Жыры исполняли талантливые певцы. Народ почитал их поэтический дар. Многие сказания (жыры) посвящены войнам, походам, жизни кочевников. Это казахская народная поэзия XV-XVIII веков дошла до нас в устной форме.
ЖЫРШI - казахский народный певец, сказитель, не занимают столь высокого положения.
В отличие от акына –исполнитель, а не создатель фольклорных произведений. Кочуя по степи, любуясь закатом или восходом солнца, казахи воспевали природу, сравнивая ее величие с храбростью и мужеством своих предков. Под мелодичные звуки кобыза слушали они сказания жырау о батырах. Философский смысл многих песен заставляет задуматься о том, что мир быстротечен, все изменяется, поэтому надо постараться наполнить свою жизнь смыслом, счастьем и радостью и жить настоящим.
Жырау
Когда появились жырау? Исследователь казахского фольклора Едыге Турсунов утверждает, что «тип жырау возник между началом I тысячелетия до н.э. и древнетюркской эпохой, и в начале нашего тысячелетия оформился как тип носителей устно-поэтической традиции». «Предками» жырау были камы (шаманы). Функции тюркских камов- хранители традиций, исполнители эпоса, прорицатели и целители известны с древнейших времен. По мере развития кочевого общества и образования государства, в особенности после возникновения тюркских каганатов, эти функции увеличивались и усложнялись. Видимо, в, конце концов, произошло разделение труда. Прорицатели и исполнители героического эпоса стали специальными хранителями исторических традиций и стали называться жырау, а целители, заклинатели и знатоки обрядов стали называться баксы.
Слово жырау происходит от слова жыр. Тюркское слово жыр означает эпическая героическая песня. Декламация эпических песен профессиональными сочинителями – жырау под аккомпанемент музыкального инструмента – кобыза стала традицией степной культуры. По-русски это называется речитатив.
Наиболее последовательно и ярко феномен жырау проявился в кочевых государствах: Ногайской Орде и в Казахском ханстве. Первоначально тексты жырау имели предсказательный характер - для выбора правильного решения ханом, для поддержки воинов перед боем, для перечисления заслуг умершего героя, впоследствии функции жырау усложнялись и все более литературизировались. У великих средневековых жырау выступления и выполнение своих общественных функций становились образцами литературного творчества. В своих выступлениях жырау призывали народ к отпору врагам, вдохновляли на подвиги, предсказывали исход событий, давали советы ханам. Имена многих жырау неразрывно связаны с именами ханов. Капаган каган –Тоньюкук, Огуз хан – Коркут, Темир бий – Шалкииз, Жанибек хан - Асан Кайгы, Есим хан – Жиембет жырау, Аблай хан – Бухар жырау, Жангир хан - Махамбет. Про легендарного Сыпыра-жырау говорится, что он своими жырами исправил девять ханов.
Сказания, мелодии с жырау не записывались, а сохранялись и передавались в устной форме в народных легендах, в пересказах и перепевах от одних жырау – другим. Обладая феноменальной памятью и даром импровизации, жырау были творцами и хранителями исторической памяти народа. В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза, рассказывая перед огромной толпой слушателей о прошлом, о великих предках и их славных подвигах. В трагических местах жыра слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных местах - смех и одобрительные крики разносились по степи. Но иногда жырау мог играть на кобызе, сохраняя гробовое молчание.
В XV – XVII веках, с расцветом Ногайской Орды, феномен жырау также достигает расцвета. Имена великих жырау: Казтугана, Доспамбета, Шалкииза, несмотря на устный характер творчества, сохранились до наших дней. Жырау было кумирами степных кочевников на протяжении столетий. Именно в устном творчестве жырау, а не в мусульманской письменной литературе тюркская поэзия проявила свою самобытность и оригинальность. А в лучших образцах, толгау - жоктау Шалкииза, Доспамбета, Асана Кайгы творчество жырау достигает высот мировой поэзии. Пусть их форма не была совершенной, но надо помнить, что жыры преимущественно были импровизациями и подвергались только устной обработке.
Асан Кайгы – жырау и поэт- философ XIV века жил в Поволжье. Был советником хана Жанибека. Настоящее его имя Хасан Сабитулы. Во времена эпохи Золотой орды Улуг-Мухаммеда Асан Кайгы был влиятельным сановником, но не забывал о жизни простого народа.
Много легенд связано с его именем. Однажды выловил Асан в Иртыше дочь духа – хозяина реки. Но чтобы получить ее в жены, он должен был выполнить три условия. Поэт не справился с заданием, и прекрасная девушка, превратившись в лебедя, улетела на небо. С тех пор стал он Асаном Кайгы – «вечно печальным».
Народ полюбил эти удивительные истории, в которых была воплощена их мечта о счастье. Наиболее популярна легенда о поисках Асаном Кайны счастливой земли Жер-Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, с прекрасным мягким климатом, где много зверей и птиц и люди не знают нужды и горя.
Часто его слова были пророческими. Так о Мангистау он сказал: «Тому, кто хочет заняться скотоводством, лучшего места не найти!» побывав на Иртыше, поэт отметил, что «вода его прозрачна и чиста, рыбы много, берега богаты растительностью. Это такое место, где нищий не переживает за желудок свой, не думает о том, где раздобыть пищи».
В конце XVIII века Казахское ханство попадает под влияние России и в начале XIX века теряет независимость. Ханская власть упраздняется, и решения принимаются колониальной администрацией. Власть ханов вырождается в систему ага-султанов на содержании царской администрации. С верой в Тенгри и аруахов, жырау теряют основы своего существования. Они вырождаются в жырши и одиночных поэтов–импровизаторов. Проникающее в Степь мусульманство, было категорически против тенгрианских традиций, которые оно считало «языческими». Кобыз был объявлен муллами «дьявольским инструментом» и сжигался, а жырау, как проповедники языческих традиций, подвергались гонениям. Дух вольности и независимости, приравнивания себя небесному Тенгри сменялся духом смирения и покорности Аллаху, племенным султанам и родовым старшинам.К середине XIX века эпоха классических степных жырау, существовавших более 1100 лет, закончилась. Но инерция великого термина была еще сильна, и некоторых исполнителей эпоса и поэтов-импровизаторов продолжали называть жырау. Это Базар жырау, Нурпеис жырау, Кашаган жырау и многие др., но это уже не классические жырау, не советники ханов и батыры, а поэты-одиночки, выполняющие чисто литературные функции. К сожалению, из-за устного характера поэтического творчества до нас дошли лишь отдельные фрагменты из богатейшего средневекового наследия,
а из глубокой древности – лишь анонимный героический эпос. Творчество жырау почти забыто. Даже то, что сохранилось в записях, мы не можем услышать «в живую» под аккомпанемент кобыза. Степная поэзия находит другие формы, другие источники вдохновения, и творчество Абая – наглядное этому подтверждение.
И последняя группа музыкантов – салы и серi (слайд14)
САЛЫ И СЕРI
Среди казахов по сей день принято говорить о людях, которые выделяются своим необычным великодушием и неподдельной щедростью словами: «Мынау әлі сал-серілігін қоймапты ғой» – Надо же, он все еще находится в состоянии сала и сери, не бросил свое занятие! То есть, до сих пор не угомонился и не нагулялся. Так кто же были эти салы и сері?
Салы и сери были людьми особой внутренней культуры и выдержки. В обществе они вели себя откровенно вызывающе. Разговаривая с другими, они резко откидывали голову назад и смотрели поверх головы собеседника кем бы он ни был. Они носили яркие, вызывающие своим непривычным покроем и разноцветьем одежду. Например, их головные уборы выделялись очень высокой макушкой, а полы верхней одежды и брюк имели немыслимо широкие размеры. Порой на пошив одних таких штанин уходило до девяти бараньих шкур. Вся это одежда была покрыта красиво вышитым узором. Шапку салы и сэри, обычно шили из шелка, а замшевые сапоги, с круто загнутым носком вверх, были ярко-красного цвета. Причем, средств для пошива такой своеобразной одежды, они не жалели.
Своеобразной визитной карточкой салов и сэри было наличие шелкового аркана и чем длиннее он был, тем круче считался его обладатель. Самые зажиточные из них возили с собой до ста метров такого аркана. Говорят, что у знаменитого Даурен Кудабайулы из Семиречья он был настолько длинным, что когда сал переходил через реку Или, то другой конец его аркана все еще лежал на другом берегу.
Салы и сери были большими охотниками за самыми лучшими скакунами. Они всеми доступными средствами добивались того, чтобы стать обладателем известного на всю округу аргамака. Обретя же вожделенного коня, лелеяли их не меньше, чем родители своего единственного и долгожданного ребенка. Вместо воды поили молоком и покрывали дорогой попоной. Вешали на уши золотые серьги, а на шею, гриву и хвост дорогие бусы, на ноги же одевали серебряные браслеты. Лоб своего четвероногого друга часто украшался перьями филина. На привалах опутывали ноги коня шелковыми путами. Седло, стремена, узда и прочее конское снаряжение богато украшалось золотом и серебром. Порой убранству аргамаков салов и сэри могли позавидовать самые зажиточные казахские султаны и богачи. Сэри также уделяли особое внимание обучению своих коней разного рода цирковым номерам. Добивались того, чтобы животное по приказу своего хозяина совершал различные движения: ложился, вставал на дыбы, танцевал, гарцевал, переминаясь с левых ног, на правые.
Поэт Магжан Жумабайулы писал, что у Акан сэри было два красивых скакуна. Они не знали что такое седло, были необъезженными и всегда находились рядом с ним. И никого кроме Акана к себе не подпускали. По его приказу быстро подходили с двух сторон к сидящему хозяину и склоняли свои головы к его коленям. Мирно паслись рядом с аулом, где гостил Акан и возвращались по его первому зову.
Салы и сэри были особым украшением свадеб и народных праздников. Они могли передвигаться из аула в аул, как в одиночку так и группами. Акан-сэри сопровождали от пятнадцати до двадцати джигитов у которых одежда и кони были одного цвета.
Бывало, что их количество в одной группе доходило до сорока человек, а то и более. В ней одновременно могли быть и салы и сэри, где каждому отводилась определенная роль.
Надо особо отметить, что салы и сэри были любимчиками степного народа. Зная это, они всякий раз стремились преподнести народу нечто новое. Этнограф Машхур-Жусип Копейулы в своих трудах упоминает о сале по имени Өтебай Кушикбайулы, у отца которого насчитывалось двенадцать тысяч лошадей. Однажды собираясь на одну тризну Өтебай-сал решил, что он должен быть там самым высоким среди гостей. Чтобы осуществить задуманное он решил поехать туда на верблюде, надев при этом на голову саукеле – высокую остроконечную шапку, которую одевают на голову невесты. Для этого он сделал заказ мастерам на изготовление саукеле стоимостью в сто кобылиц. Сэри и салам дозволялось и прощалось многое. Например, по казахскому обычаю, когда невеста собиралась отправиться в аул жениха, то брала с собой специальный шымылдық – занавес, которым на новом месте загораживало брачное ложе. Заходить за такой занавес никто кроме жениха, не имел права. Но до нас дошел күй (музыкальное произведение) «Шымылдық үзер» – обрывание занавеса, свидетельствующий о том, что салы и сэри могли спокойно заглянуть за занавес и увидеть лицо невесты до свершения обряда – беташар. Слово «беташар» с казахского переводиться, как открывания лица. Согласно обычаю, после прибытия в аул жениха, невесту представляли всему народу и просили поочередно поклониться каждому или группе лиц, начиная от самого старшего и уважаемого аксакала, заканчивая самыми младшими жителями селения. Только после этого, получив за смотрины разного рода подарки, невеста показывала свое лицо собравшимся.
Салы и сэри были людьми особого склада ума и нестандартного, необычного поведения. Они производили на других впечатление носителей неких тайн, избранников судьбы, людей более высшего
ранга. Александр Затаевич в своей книге «1000 песен казахского народа» изданном в 1963 году в Москве пишет: «Сал – это эксцентрик, «форсила» футуристического толка, человек, желающий во чтобы ни стало отличаться от «серой» толпы и ей импонировать вычурным ли костюмом, оригинальными ли замашками, смелыми выходками, богатством седла и упряжи и т.п. Соревнование «салов» в оригинальничанье доходило до такого абсурда, что один из них втыкал себе под кожу головы те перья филина, которым казахи обыкновенно украшают свои головные уборы, «дабы украшение не покидало его чела!», а другой... прошелся голым по аулу, «потому что на это не решится никто другой!». Далее он пишет: «...И до сих пор, когда «салы» уже отошли в прошлое и народившаяся казахская интеллигенция относится к ним критически, в широкой казахской среде о них сохраняется память, как о людях высшего порядка, тем более что действительно среди них было немало лиц, наделенных способностями: певцов, стихослогателей, ловких спортсменов, отважных охотников и пр».
Прежде, ни одна из сторон жизни казахов не обходилась без них. В далекие, полные походов и сражений времена салы и сэри также не оставались в стороне от войн. Наоборот, они зачастую просто пренебрегали опасностями. Во время сражения сал или сэри мог выступить впереди войска, призывая всех к бою, при этом абсолютно не задумываясь над тем, что становятся легкой мишенью противнику. Создается впечатление, что они просто презирали смерть. Это подтверждается и другими фактами из обычной, мирной жизни салов и сэри.

Самую лестную характеристику салом и сэри, наверное, дал известный исследователь казахской музыкальной культуры Ахмет Жубанулы, который называл их настоящими людьми искусства и степными актерами, всю свою жизнь чувствовавших себя словно на сцене.
Сегодня, таких профессиональных салов и сэри, конечно нет. Только изредка в поведение нынешних звезд эстрады, актеров театра, артистов кино и художников проскальзывает нечто, отдаленно напоминающее характерное для законодателей веселой, беспечной жизни в казахской степи
7. Рефлексия: работа в группах по парам. Творческое задание? По карточкам собрать правильное определение носителей музыкальной культуры и их характеристика.
8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Источник: http://Литература: 1.из статьи А.Маргулана «Күйді ертреп, әнді мінген кемеңгерлер» 2.из книг: М.Жумабайулы «Шығармалары» 3.А
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Analiz (25.05.2014) | Автор: МАртыненко Ирина Николаевна E
Просмотров: 967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz