Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:51

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Принципы подбора репертуара.
«Принципы подбора репертуара»

«Духовная жизнь ребенка полноценно лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок»

В.Сухомлинский.

Предмет общее фортепиано с другими дисциплинами учебного плана является неотъемлемой частью музыкально-педагогического воспитания учащихся школы искусств.
Уроки по фортепиано призваны развивать детей творчески, эмоционально обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь формирования личности.
В этом сложном и многогранном процессе большое место отводиться воспитанию яркости восприятия музыкальных образов у учащихся на основе тесной взаимосвязи следующих задач:
1. Увлечь, заинтересовать детей музыкой, раскрыть язык музыкальных звуков.
2. Развивать музыкально – слуховые способности и исполнительские навыки учащихся.
3. Средствами музыки развить творческий потенциал детей их музыкальный вкус и мышление.
4. Расширить кругозор учащихся, их знание о музыке.
Решение этих задач осуществляется преподавателем систематически в выборе репертуара.
Основной формой обучения и воспитания является урок и учитель проводит его в творческом контакте с учащимися.
Доброжелательно и продуманно надо относиться к каждому ученику, учитывать возрастные особенности детей, использовать общие технологические закономерности процесса усвоения.
Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание ребенка, должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия и с самого начала понять все индивидуальные особенности ребенка.
Первые уроки посвящены, прежде всего развитию музыкального слуха ребенка и формированию навыков восприятия музыки. Здесь уместно использовать детские и народные песни, расположить их в порядке увеличения сложности.
Хорошо использовать мелодии с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма. Очень любят дети играть в 4 руки (ансамбли).
Длительно работая на одном и том же материале с разными учениками, постепенно превращается в некую основу. Отобранные пьесы становятся как бы «эталоном», и такой «эталон» необходимо создавать для себя каждому педагогу.
К таким пьесам (из моего опыта работы) можно отнести: «Василек», «Не летай соловей», «Колыбельная» И.Филипп, «Ежик» Д.Кабаловский, «Танец» А.Гедике, «Мазурка» А.Герчанинов, «Палочка - выручалочка» Т.Салютринская, «Французская песенка» П.Чайковский, «Сицилийская песенка» Р.Шуман, «Менуэт» И.Кригер, «Полько» М.Глинка, «Вальс» А.Гречанинов и много других произведений.
Подбор пьес должен ученика как бы «окунать» в музыку, давая ему возможность с первых же встреч активно действовать, создавать музыкальный образ. Каждое,даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании ученика как целостный образ, который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы. Более того, от яркости возникшего образа ученика подчас как бы сама собой рождается способность передать его необходимыми для этого движениями рук.
Например: диссонирующие интервалы в пьесе «Ежик» Д.Кабалевского остротой звучания, приемом «стаккато» рисуют портрет ежика, а в пьесе «Обидели» - Степаненко диссонирующие интервалы звучат щемяще-грустно, приемом «легато».
В выборе репертуара желательно руководствоваться принципом постепенности и последовательности, стремиться чтобы репертуар ученика был разнообразным по содержанию.
Учить детально каждое произведение нецелесообразно. Надо выбрать лишь два-три из программы учебного репертуара и довести их до максимально возможного на данном этапе законченности.
Отрабатывать до «блеска» все, что играет учащийся а процессе обучения излишне потому, что во-первых, вызывает скуку и нежелание продолжать играть. Надо двигать, развивать детей, больше проходить новых произведений. В результате – через какое-то время «подтягивается», «выравнивается», «выстраивается» и то, над чем педагог не останавливался специально.
Иногда можно дать ученику трудную пьесу – труднее, чем казалось бы ребенок может осилить (по желанию ученика).
Опыт работы показал, что пьесы, выбранные детьми вызывают у них активный эмоциональный отклик.
Проходя определенное количество произведений, педагог должен ставить перед учеником всего лишь одну какую-либо задачу, оставляя до времени в тени остальные проблемы.
Нельзя «выложить» сразу все требования ученику. Тогда он погрязнет в этих свалившихся на него проблемах, перестанет верить в свои силы. Но если вы похвалите его сегодня за выполнение одной, пусть маленькой задачи – это уже шаг в поступательном развитии. Всех целей нельзя достигнуть на одном произведении. Когда будет пройдено несколько произведений и решено много разных задач, то и те произведения, которые были пройдены раньше, обогатятся музыкальным содержанием. На пройденном репертуаре воспитывается инициатива, воля ученика. Накапливая новый репертуар, необходимо «не терять» из вида и старый, периодически его повторять. Обширный музыкальный репертуар воспитывает и музыкальную память ученика.
В нашей школе искусств есть хоровое, музыкально-театральное и хореографическое отделения. Учащиеся этих отделений проходят общее фортепиано. У них с музыкой есть очень много общего. Выражения «звонкие краски», «звучащие тона», «певучие линии» употребляют в разговоре тогда, когда хотят подчеркнуть эмоциональность картины, гибкость и пластичность линий, подобных плавной песне.
При подборе репертуара в каждом конкретном случае перед учеником ставить разные задачи. Например, проиграть учителю пьесу, не говоря ученику, как она называется. Ученик должен сказать, что он чувствует, какой зрительный образ рождается у него, что он «увидел» в мелодии. Затем предложить ученику изобразительным средством самостоятельно выразить то, что услышано в музыке. Это может быть и домашним заданием или классным.
Подбирая репертуар для учащихся музыкально-театрального отделения, желательно включать пьесы и с программным названием. Например: «Курочка» Н.Любарский, «Медведь» Д.Шостакович, «Лесная картинка» А.Караманов, «Клоуны» Д.Кабалевский, «Зима» М. Крутицкий, «Ночь» армянская народная песня, «Болезнь куклы» П.Чайковский, «Дождик» С.Майкапар и многие другие произведения.
Учащихся хореографического отделения надо ознакомить с произведениями танцевального характера. К ним относятся: менуэты, польки, вальсы, полонезы,мазурки.
Изучить особенности построения этих пьес, ритма, характера, движения. Основной задачей занятий для хореографов является развитие общей музыкальности и чувства ритма у детей; внимательное слушание музыки, активное и эмоциональное ее восприятие.
С учащимися хорового отделения особое внимание следует уделять выразительному исполнению произведений, слуховым навыкам, эмоциональному восприятию музыки, развитию образного мышления.
В комплексный репертуарный план для хоровиков следует включать подбор музыкальных произведений, игру аккомпанементов, игру партий по хору.
Таким образом, комплексный музыкальный репертуар заключает в себе своеобразную творческую программу, очерчивает круг широких возможностей.

Литература:

1. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
2. И. Лещинская «Малыш за роялем»
3. Т.Взорова, Г.Баранова «Первые шаги маленького пианиста»
4. Т.Николаева «Школа игры на фортепиано»
5. А.Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста»
6. В.Натансон, Л.Ройдина «Фортепианная игра»
7. К.Сорокин «Музыка для детей»
8. С. Ляховицкая, Л.Баренбойм «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»
9. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян «Хрестоматия педагогического репертуара»
10. Л.Ройзман, В.Натансон «Юный пианист»
11. П.Чайковский «Детский альбом»
12. С. Майкапар «Детские пьесы»
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна59 (13.10.2014) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 466 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна9389   (09.11.2014 12:12)
Проблема подбора репертуара является особенно важной в учебном процессе. Произведения должны быть такими, чтобы ребенок с удовольствием их исполнял не только в школе, но и своим родителям,одноклассникам и друзьям. Правильно отметила автор статьи, что это творческая деятельность, которая охватывает круг широких возможностей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz