Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:23

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Важнейшие элементы музыкальной речи.
Важнейшие элементы музыкальной речи.
Каждому искусству присущи свои, особые законы отражения окружающего мира, свой выразительны язык. Присущ он и музыке. Чтобы научиться понимать этот язык, надо прежде всего различать элементы , из которых он состоит ,ощущать их выразительные свойства.
Важнейшим элементом музыкального искусства является мелодия –«душа музыки» как часто говорят. Когда певец поет песню один, без сопровождения, когда , возвращаясь из театра или кино , мы напеваем без слов понравившимся нам мотив, -во всех этих случаях мы слышим мелодию «одноголосно выраженную музыкальную мысль», как говорят музыканты. Действительно, та музыкальная мысль, которую может исполнить один голос –без подголосков ,без сопровождения,- этот и есть мелодия.
Одноголосная мелодия может быть самостоятельным художественным произведением , очень красивым и выразительным. Вспомним известный рассказ Тургенева «Певцы» где описано состязание двух крестьян- певцов, славившихся в округе своим искусством: «Он глубоко вздохнул и запел… Первые звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но пронесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату .Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас…
За этим первым звуком последовал другой боле твердый и протяжный, но все еще, видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, оно колеблется последним, быстро замирающим колебанием, за вторым- третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилось заунывная песнь. «Не одна во поле дороженька пролегала» - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел как надтреснутый; но в нем было и неподдельная глубокая страсть, и молодость ,и сила, и сладость, и какая-то увлекательно- беспечная грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучало и дышало в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась.»
В этом замечательном рассказе о словах, а именно о мелодии песни и о вдохновенном исполнении народного певца. Этот рассказ- художественные доказательство того, какой выразительной силой обладает мелодия.
У некоторых народов музыка вообще одноголосные, ограничена только мелодий; зато сами мелодии очень разнообразны и выразительны
Наконец можно привести примеры одноголосные изложения музыкальной мысли и из произведений композиторов –профессионалов. В партии Любани, одной из героинь оперы Римского -Корсакове «Царская невесте», есть замечательная песня в народном духе, звучащая без сопровождения оркестра, так, как могла бы звучать подминая народная песня. И этот эпизод оказался одним из самых ярких в опере.
В музыкальной мысли-мелодии, как и в мысли, выраженной словами, есть своя логика, свои законы развития. Для того, чтобы поныть эту логику, надо разобраться в том, как мелодия складывается из отдельных звуков. Можно, конечно, представить себя мелодию состоящую из повторения одного звука.
Такая мелодия существуют; вспомним хоты бы детскую песенку- «дразнилку»: «Андрей –воробей, не гоняй голубей…» и народную прибаутку: « Ладушки, ладушки где были? У бабушки».
Но в большинстве случаев звуки, составляющие мелодию, неодинаковы. Некоторые из них тоньше, звонче- их называют высокими. Другие гуще, грубее- их называют низкими.
Если мы возьмем наудачу несколько различных по высоте звуков- они не составит выразительной мелодии, так же, как случайный набор слов не составит осмысленной фразы.
Звуки мелодии чем-то связаны между собой, их нельзя переставить, не нарушив цельности мелодии. Если мы вслушиваемся в любую знакомую нам мелодию, то мы поймем, что составляющие ее звуки различаются не только по высоте, но и по своему значению.
Соотношение, связь между собой устойчивых и неустойчивых звуков- это одно из самых важных основ музыкальной речи. Этот соотношение называется у музыкантов ладом, словом равнозначным понятиям порядок, система- является следующим элементом музыкального искусства.
Самые употребительные лады- мажор и минор. Слова эти вошли в нашу обиходную речь, но мы часто вкладываем в них не совсем точный смысл, говори «мажорный», вместо того чтобы сказать «бодрый » или «веселый» употребляя слова «минорный» в том же значении, что и «печальный».
Часто приходится слышать такие выражение: «унылая», минорная музыка или даже : « он сегодня в минорном настроении». Мажорная мелодия обычно действительно звучит светлее, яснее, тверже минорный. Но мажорный и веселый –все- такие не одни и то же ; веселый характер музыки зависит не только от ее лады.
Именно осознание одного или несколько звуков как оперных, устойчивых отличает
Музыку, созданную человеком, от музыки природы, например от песня птиц. Песня соловья или щегла может охватывать очень большое количество звуков, может быть необыкновенна красива по окраске звука (тембру), но в ней нет ладовой основы, присущей даже самым древним и примитивным песням человека.
Некоторые песни, сохранившийся с древнейших времен, состоят из чередования и повторения всего лишь двух звуков, но в таком случае мы осознаем один из них как устойчивый, а другой – как тяготеющий к нему неустойчивый.
Музыкальные лады очень различны, они включают разное количество звуков, но по разному располагаются в них устойчивые звуки всегда тяготеют к устойчивым, и это делает мелодию осмысленной.
Следующим важнейшим элементом музыкальной речи является музыкальный ритм.
Определённый порядок присущ не только соотношению звуков мелодии по высоте, но и по времени. Чрезвычайно редко встречаются мелодии, состоящие из звуков равной длительности.
Обычно некоторые музыкальные звуки длится дольше других, причем чередовании звуков больше или меньшей длительности происходить не хаотично, наш слух различает и в этом чередовании определенные, ясные соотношения; звуки мелодии легкого соизмеримы по времени. Соотношение звуков по их длительности мы называем музыкальным ритмом.
Музыкальный ритм помогает ясно и выразительно произнести текст в песнях.
Еще более важное значение имеет ритм в танцевальной музыке и вообще во всякой музыке, связанной с движением.
Ритм присущ не только движению под музыку, но и вообще всякому движению человека: ритмично наше дыхание, биение сердца, ходьба, бег. Двигаться неритмично, с хаотичными ускорениями и замедлениями человеку трудна, вот почему он старается сделать ритмичными, размеренными и свои трудовые достижения.
«Ритм – гений дисциплины человеческого труда, ритм – дыхание» - говорил виднейший советский музыковед, академик Б.В.Асафьев.
И действительно, в самых своих истоках музыкальный ритм связан с движением, так как музыка первобытных людей было неотделима от подвижной игры - пляски – песни.
Поэтому ритм развивался быстрее, чем другие элементы музыкальной речи. В песнях – плясках первобытного человека, звуковой состав которых ограничен двумя – трем звуками, ритм подчас многообразен и согласен.
Различные виды танцевальной музыки отличаются друг от друга именно ритмом.
На примере танцевальной музыки легко уяснить себе сущность и ещё одного музыкального понятия, а именно метра– другой элемент музыкальной речи.
Метр – греческое слово, означающее в переводе мера. В данном случае-мера музыкального времени, мера соотношения его сильных и слабых долей. Вместо слова «метр» иногда употребляют русский термин « размер».
Как бы не был разнообразен ритм, в какие причудливые сочетания ни складывались, мы всегда ощущаем, что одни из них звучат «тяжелее», а другие «легче». При этом «тяжёлые» звуки, появляются через равномерные промежутки времени.
Мы очень ясно ощущаем эту равномерность, когда двигаемся под музыку «Раз-два, раз-два», - чётко отбиваем шаг физкультурники в марше. «Раз-два-три», - шелестят лёгкие шаги танцоров, кружащие в вальсе. Это чередование сильных и слабых (или «тяжёлых» и «лёгких») долей времени в музыке и называется метром.
В марше метр двухдольный, состоящий из чередования одной сильной и одной слабой доли (раз-два). Вальс и другой танец мазурка, например, имеют одинаковый метр (трёхдольный), но разный ритм. В вальсе он более «плавный», на сильную долю времени обычно приходится звук наибольшей длительности.
В мазурке сильные доли времени обычно раздроблена между двумя звуками, поэтому некоторая часть « тяжести» как бы снимается с первой и переносится на следующую, вторую долю времени. Это и придаёт ритму мазурки большую «остроту» по сравнению с вальсом.
Все соотношения музыкальных звуков, о которых говорились выше, - по высоте, по длительность, - неразрывно связаны между собой. Лишь в виде исключения можно назвать музыкальные произведения, не содержащие ничего, кроме ритма. Так, например, узбекские танцовщицы исполняют свои танцы под звуки бубна, на котором музыкант выбивает очень затейливую и разнообразную дробь. На бубне нельзя извлечь звук определённой высоты, следовательно, здесь музыка ограничена только ритмом. Но за этими редкими исключениями, даже в самых простых музыкальных произведениях, например в песнях, исполняемых одним голосом, высота звука, лад и ритм неотделимы друг от друга.
Таковы самые основные элементы музыкальной речи.

Литература:
В.Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке».
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна59 (13.10.2014) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz