Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:39

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Народная песня в творчестве композиторов.
«Народная песня в творчестве композиторов – классиков, советских и зарубежных композиторов»
Песня – самый распространённый музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст. Огромное значение имеет народная песня, в которой слова и музыка создаются многими поколениями певцов. Песенный жанр занимает видное место в творчестве композиторов – классиков и советских композиторов, уделяющих особые внимание массовой песне.
Песня – это живой голос народа, выражающий его национальный характер, говорящий о его жизни, о всех его радостях и печалях.
Самые сокровенные думы и надежды высказывает народ в песне.
Русские народные песни отражают всю историю нашего народа. Их складывая народ в годы тяжёлых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия, предавшего смерти и огню многие древние и славные города нашей земли.
Много песен сложено о крестьянских восстаниях Степана Розина и Емельяна Пугачева.
Многие из русских народных песен суровы и скорбны. Но справедливо сказал о них великий русский критик, В.Белинский: «это грусть души крепкой, мощной, несокрушимой». И едва ли можно найти более убедительной пример справедливости этих слов, чем песни плачи, которые уже в наше время – в годы Великой Отечественной войны – складывали женщины Белоруссии и Украины. Оплакивая своих близких, замученных фашистскими захватчиками, они призывали народ к справедливому отмщению, к изгнанию оккупантов с родной земли.
Во многих отношениях народная песня и по сей день является непревзойдённым образцом высокого искусства. Ей присуща способность в очень краткой, лаконичной форме выражать глубочайшее содержание, обобщать искомые, коренные черты характера народа. Она обладает при этом и высоким совершенствам художественной формы.
Академик Б.В.Асафьев особо выделял из всех форм русского народного творчества протяжную песню, считал ее «одним из высоких этапов мировой мелодической культуры». Он ценил в ней внутреннюю силу и упругость мелодии, значительность, осознанность, «весомость» каждого звука и не без оснований связывал эти качества с национальным характером русского народа, с условиями, в которых он создавал песню: в постоянном, в нелегком соперничестве с суровой природой.
А наряду с этим в народе поется множество веселых, остроумных, задорных песен, начиная от старинных прибауток – «скоморошин» и кончая современными частушками.
Протяженная песня с ее суровыми величием и озорная частушка – это как бы два плюса, между которыми располагается огромное разнообразие народных песен. В песенном искусстве постепенно формировались качества, характерные для всей русской музыки, и прежде всего – широта мелодий, как будто наполненных молодым, здоровым, свежим дыханием. Именно это особенно привлекает слушателя в мелодиях оперных и симфонических произведении Глинки, Чайковского, Рахманинова и многих других русских композиторов, музыка которых всегда насыщена песенностью в широком смысле слова.
Народная песня является источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов и стран. Об этом хорошо сказал однажды Рахманинов: «…между музыкой многих величайших европейских мастеров и народной музыкой их родных стран существует тесная и близкая связь. Не то что бы композиторы эти брали народные темы и пересаживали их в свои сочинения (хотя и это не редко случается во многих произведениях),но они так проникались духом мелодий, свойственных их родному народу, что все их сочинения получали облик столь же отличный и характерный для данной народности, как вкус национального вина или фруктов ».
Для музыканта, для композитора народная песня особенно привлекательна мелодическим богатством и разнообразием.
Но народу создавал эти мелодии вместе со словами и не отделял слов от напева.
Переходя от одного певца к другому, песня могла видоизменятся, варьироваться, и все же единство, слитность слов и напева при этом сохранялись.
Очень давно музыканты стали думать о том, как сохранить для будущего великие богатства народной песни. Уже в XVII веке появились первые сборники песен с нотами.
В XIX веке виднейшие композиторы записывали и обрабатывали русские народные песни. И сейчас в наших концертах звучат песни в записи и обработке Балакирева, Римского-Корсакова, Лядова.
Собиратели народной песни в прежнее время по большей части записывали старые крестьянские песни, привлёкшие их внимание как музыкально-поэтический памятник далёкой старины. Чем песня старее, тем она казалась им интереснее. Но, наши современные советские исследователи интересуются не только далёкой стариной. Они собирают и изучают и крестьянские, и солдатские, и рабочие песни, и песни, создавшиеся в царских тюрьмах, и революционные песни, поднимавшие народ на борьбу против царя и помещиков. Они собирают современные народные песни, внимательно сравнивают различные варианты их, изучают, как живёт песня в народе.
Песня живёт в народе, сопровождает человека в самых различных обстоятельствах - вот почему, правдиво передавая в опере жизнь и быт народа, композиторы вводят туда песню, как бы перенося своё произведение то, что непосредственно услышано или в самой действительности.
Мы часто встречаем в русской классической опере либо подлинную народную песню, либо сочинённую в народном духе. В «Хованщине» Мусорского раскольница Марфа поёт грустную народную песню « Исходила младёшенька», высказывая в ней всю свою тоску и обиду на покинувшего её Андрея Хованского. Мусорский ничего, не изменяя в этой народной мелодии, он только написал к ней выразительное оркестровое сопровождение.
Популярность, повсеместное распространение советской массовой песни – причина того, что рисуя жизнь и быт советских людей в опере, композиторы вводят туда массовую песню. И не только она помогает верно обрисовывать быт советских людей, но часто служит характеристикой героев, наряду с ариями, монологами, речитативами и другими боли сложными оперными формами, о которых можно привести ряд примеров очень удачного использования этого жанра в советском оперном творчестве.
Так при всей простоте формы, при всей лаконичности песня обладает многими свойствами, позволяющими ей выражать большие идеи и чувства, обобщать значительные явления жизни народа, звучащая в инструментальном, симфоническом, оперном, хоровом и вокальном исполнении.

Литература:
В.А. Васина-Гроссман « Первая книжка о музыке».
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна59 (13.10.2014) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz