Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:46

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

«Психолого-педагогические основы формирования музыкальных способностей»
Современный этап развития общества ставит перед профессиональным музыкальным образованием ряд новых задач, среди которых выделяется задача психолого-педагогической подготовки преподавательского состава. Перед педагогами-музыкантами наряду с вопросом о выявлении наиболее способных детей, поступающих, к примеру, в музыкальную школу, встала проблема возможности формирования и развития отсутствующих или недостаточно развитых музыкальных способностей.
Изучению феномена музыкальных способностей посвятили свои труды: Римский-Корсаков, Теплов, Остроменский, Баренбойм, Савшинский, Тарасова, Кирнарская, Березовский и многие другие. Изучали этот феномен и зарубежные исследователи: Штумпф, Майер, Файст, Хэккер, Кёниг, Сеги, Филипс и т.д.
В мировой литературе, посвященной изучению музыкальности, не существует единого взгляда ни на ее природу, ни на структуру, ни на пути формирования. В зарубежной психологии существует взгляд на музыкальность как врожденное свойство личности, отечественные ученые и некоторые исследователи за рубежом характеризуют музыкальность как приобретаемое свойство. Различные точки зрения высказываются и по поводу структуры музыкальности.
Музыкальность – способность, развиваемая и нуждающаяся в развитии. Если раньше их огромного числа желающих, учитывая сравнительно небольшое количество мест в школах, выбрать наиболее способных детей было довольно просто, то сейчас картина кардинально изменилась: в школу пришла масса детей «средних», музыкальные способности которых по тем или иным причинам не смогли развиваться спонтанно. И отбор наиболее способных, процесс выявления возможностей развития музыкальных способностей «средних» детей, превращается в серьезную проблему. Недостаток психологических знаний зачастую приводит к тому, что учащиеся «средних классов» утрачивают мотивацию к дальнейшему получению музыкального образования.
Поэтому, решение проблем, связанных с диагностикой, формированием музыкальных способностей, выявление возможностей и закономерностей их развития сегодня приобретают особую актуальность.
Собственный многолетний музыкально-педагогический опыт, анализ уравнения музыкального развития учащихся привели нас к выводу, что наличие и развитие структурных компонентов музыкальности (ладовое чувство ритма, музыкально-слуховые представления), составляющих основу профессионального музыкального обучения, не приводит к развитию музыкальных способностей у большинства детей.
Проблемы, связанные с исследованием музыкальных способностей и выявлением возможностей и закономерностей их развития, занимают одно из центральных мест в музыкальной психологии и педагогике, так как их решение оказывает самое непосредственное влияние на практику музыкального воспитания и образования.
Музыкальные способности определяются современной психологией как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека. Способности эти рассматриваются в двух аспектах – как способности к восприятию интонационно-образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в ее «акустической картине». Причем в самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны: «повышенная эмоциональная отзывчивость» на музыку…образует склонность, влекущую за собой развитие слухо-моторных способностей, а вместе с ними – музыкального слуха и чувства ритма. Присутствие обеих сторон – эмоциональной и слуховой образует музыкальность.
Восприятие – это психологический процесс, отражающий целостность предметов и явлений в совокупности всех признаков при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Различают три вида восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. В данной работе мы изучаем слуховое восприятие, а именно восприятие музыкальное, через гармонический слух.
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Знаковая система может быть словесной, числовой, нотной и др. Творческое – создание нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний.
Музыка – это искусство слуховых впечатлений, на основе которых создается представление о различных музыкальных явлениях. Музыкальный слух четко расслаивается на две области проявлений, неразрывно связанных и взаимно обусловливающих функциональные возможности друг друга, - сферу музыкального восприятия и сферу музыкально-слуховых представлений. Отпечатки музыкального восприятия, становясь достоянием памяти, превращаются в музыкально-слуховые представления.
Являясь одной из чувственных форм отражения внешнего мира, музыкально-слуховые представления зарождаются на основе реальных ощущений. Разнообразные звуковые впечатления обогащают слуховое восприятие.
Большое значение для перехода слуховых ощущений в представления имеет внедрение в этот процесс функций мышления, присутствия которых стимулирует темпы формирования внутреннеслуховых запасов. В дальнейшем память сохраняет в виде музыкально-слуховых представлений лишь самые устойчивые значительные образы.
Музыкально-исполнительская деятельность является не только источником музыкально-слуховых ощущений, но и стимулятором глубины музыкального восприятия и полноценности возникающих на его основе внутреннеслуховых образов.
Постоянное и целенаправленное общение с музыкой активизирует функциональные возможности внутреннеслуховой сферы. Как уже было отмечено выше, в памяти закрепляются далеко не все музыкальные образы, а необходимыми. Они и образовывают устойчивые музыкально-слуховое представления.
В современном мире проблема возможности формирования и развития музыкальных способностей стоит достаточно остро. Она является предметом изучения таких наук как: педагогика, психология, история и теория музыкально-исполнительской деятельности, философия, эстетика, частные методики преподавания.

СПИСОК ЛИТЕРЕТУРЫ

1. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия.
2. Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные способности и дарования.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна59 (13.10.2014) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz