Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Занятия музыкой в процессе становления мышления.
Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познавательной деятельности учащихся, ведущая роль принадлежит мышлению. Школа должна учить мыслить. Это совершенно здравое пожелание, призыв и с ним нелепо спорить, но его трудно реализовать.
Теоретический анализ специальной литературы показывает, что слово «мысль» употребляется очень широко. В быту все, что «взбредет в голову» называют мыслью. Однако общеизвестно, что мысль мысли рознь. Есть «великая мысль природы», есть «Божественная мысль». Есть даже «мысль-поступок». Мы сталкиваемся с тем, что мысль, в не зависимости от её истинности или ложности проявляет себя то в слове, то в образе, то в действии, то в чём-то неуловимом, таинственном, хотя, возможно, именно это неуловимое и есть самое существенное и интересное в мысли. В науке сам процесс рождения мысли до сих пор остаётся тайной. Полагаем, что школа должна помочь учащимся испытать радость от ее рождения.
Известно, что интеллект человека во многом зависит от того, какой объем информации ему удалось запомнить. Всё это увеличивает нагрузку на мозг. Важно, чтобы человек обладал не только высокой работоспособностью и сохранял в памяти большой объём информации, но и умел логично, последовательно, творчески мыслить, применяя знания на практике. Таким образом, знания не только несут информативную функцию, но и служат источником мышления. Школа не всегда реализует на практике принцип единства информативной и развивающей функции обучения.
В психологии понятие «восприятие» определяется как отражение предметов и явлений действительности в совокупности отдельных свойств (форма, величина, цвет), действующих на органы чувств. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью), включающий в себя предшествующий опыт, узнавание предметов. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек слышит, видит, чувствует. Психологи полагают, что воспринимать какой-либо объект или предмет – это, значит, суметь отнести его к какому-либо определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.
Американский психолог Дж. Брунер определяет восприятие как «процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории». Он считает, что познание сводится к усвоению определенных формальных схем, которые можно использовать с целью организации доходящей до субъекта информации.
Исходя из этого, восприятие музыки – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Таким образом, восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное сочинение от другого, т.е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Это индивидуальный процесс, связанный с особенностями нервной системы индивида и всегда остается рефлекторно-целостным живым созерцанием.
По мнению Л.А.Безбородовой, сам термин «музыкальное восприятие» имеет два значения: 1) усвоение различных видов деятельности на уроках музыки; 2) знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей. До тех пор, пока педагог его трактует исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом и лишаться мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого.
Развитие восприятия музыки у учащихся является одной из основных задач музыкального восприятия. При этом две стороны музыкального развития детей – восприятие музыки и собственного творчества – неразрывно и взаимно дополняют друг друга. В.И. Петрушин считает, что развить музыкальное восприятие – значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Начинать становление процесса музыкального восприятия у детей следует с формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры. Большинство исследователей сходятся во мнении, что для того, чтобы слушание становилось слышанием, нужен художественно-педагогический анализ, помогающий учителю истолковать музыкальное произведение и сделать его средством эстетического воздействия на учащихся. Дети должны получить сведения о музыкальных жанрах, элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композиторов. Однако в музыкальной педагогике существуют различные точки зрения на проблему истолкования музыки. В основе их действуют две крайности: 1) академическая (музыка должна быть «чисто музыкой» и никаких истолкований, внемузыкальных ассоциаций не должно быть); 2) вульгарная (вся музыка по своей сути имеет программу, учитель должен ее предварительно подбирать. Большинство музыкальных педагогов, например, Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев, М.С. Осеннева и др. придерживаются мнения Д.Б. Кабалевского о необходимости истолкования музыкального произведения, воспринимаемого слушателями.
В музыкальной педагогике условно выделяют следующие этапы организации процесса восприятия музыки: 1)Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова учителя; 2)Исполнение произведения учителем или слушание его в видео, аудио или грамзаписи; 3)Анализ разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания на выразительных средствах, сравнение произведения с уже известными музыкальными сочинениями); 4)Повторное прослушивание на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми произведениями.
В процессе восприятия у слушателей происходит поиск реальной опоры для переработки музыкальных впечатлений. С этой целью используются механизмы метафоры для нахождения связей между музыкой и широким культурно-историческим, а также индивидуально-психологическим контекстом, породившим как саму музыку, так и сопутствующие ей художественные явления в других областях искусства. Именно метафорический скачок служит психологическим мостом между музыкальным искусством и окружающим человека внешним миром.
Нельзя сводить уроки музыки только к развлекательности или расширению кругозора учащихся. Восприятие произведений музыкального искусства и их художественно-педагогический анализ способны активизировать внутренние ресурсы детей и развивать их эмоциональную чуткость, являющуюся толчком, побуждающим мысль. Восприятие музыки, использованное в процессе творческой работы, наряду с проблемным вопросом, создает условие для активизации процесса мышления учащихся.

Список литературы.
1. Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование – Караганда издательство КарГУ 1987
2. Дмитриева Л.Г., Черновоненко Н.М. Методика музыкального восприятия «Просвещения» 1990
3. Богословский В.В. «Общая психология» 1978
4. Б.Кременштейн «Музыкальная педагогика» 1980
5. Леонтьев А.Н. «Вопросы психологии» 1980
6. Игнатьев Е.И. «О некоторых особенностях изучения представления и воображения» 1956
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна59 (04.11.2014) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz