Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 17:39

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
murzabekdami

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Принципы диагностики музыкальных способностей.
Проблема верного определения способностей человека давно волнует педагогов всего мира: ведь от того, в какой степени избранная в жизни деятельность отвечает возможностям того или иного человека, зависит не только его субъективное удовлетворение, но и объективные результаты, их
общественная значимость.
Как известно, советская педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающего обучения, который в свою очередь опирается на положение советской психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет, в частности, обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих началу музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходима организация такой деятельности в общеобразовательной школе.
Означает ли сказанное, что если необходимо развивать музыкальные способности у всех детей, то советских педагогов не интересует проблема одаренности? Не следует ли сделать вывод, что если способности могут быть развиты у всех, то главное - в организации деятельности, к этому нужно направлять все усилия, а определять способности ребенка ни к чему? Конечно, это не так. Раннее и точное вычленение даровании имеет важнейшее значение в целом, в том числе и в музыкальной сфере.
Однако ознакомление с наиболее распространенными методами выяснения музыкальности ребенка свидетельствует о том, что во многом они устарели, опираются на неизжитые традиции, идущие от буржуазных теорий. Применяются подчас и такие методы проверки музыкального слуха, ритма, памяти, которые совершенно не отражают фактической картины вследствие фиксации отдельных, не связанных друг с другом элементов.
Об этом подробно рассматривает немецкий исследователь-педагог Пауль Михель статьях: «Основные вопросы диагностики музыкальной одаренности», «психологические исследования оптимального развития музыкальных способностей в первые годы жизни», «Результаты музыкально--психологических исследований о влиянии радиовещания и телевидения на музыкальное развитие детей и выводы для музыкального воспитания в школе». Определенный интерес представляю высказывания профессора П. Михеля и по проблеме диагностике музыкальных способностей.
В статье «Основные вопросы диагностики музыкальной одаренности» он, прежде всего, останавливается на важности своевременного развития музыкальных дарований и систематичности работы в этой области. Однако, как отмечает автор, в выявлении музыкальных способностей детей отсутствуют достаточно объективные, научно обоснованные методы. До последнего времени нередко применяются устаревшие приемы «тестирования», когда за короткое время проверки результаты стандартных вопросов и заданий оформляются в виде статистических формул. Он отвечает, что нередко такие сухие математические понятия, как «индекс способностей», «цифры ряда» и т.д. заменяют живую, сложную личность, а дети, набравшие большее количество таких показателей, считаются наиболее
способными, перспективными.
Пауль Михель считает, что в основе верной диагностики должен лежать принцип марксистской психологии о единстве деятельности и сознания, что без практического и теоретического изучения соответствующей музыкальной деятельности не могут быть раскрыты и развиты музыкальные способности. Проводить диагностику в не сферы специфической деятельности не следует, т.к. это чревато серьезными ошибками, поскольку качественные и количественные показатели музыкальных способностей, сами тенденции их развития могут быть выявлены только в процессе музыкального обучения и подготовки.
Останавливаясь на вопросах изучения анатомических, физиологических и других индивидуальных врожденных задатков в плане их значения для специального обучения (в данном случае - музыкального) он, однако, не считает их решающими. Главным остается сам процесс музыкальной деятельности, который направляет в нужное русло качественные и количественные изменения. Поэтому так важно создание для возможно большего числа детей оптимальных условий их развития, чтобы они находились под влиянием систематического воспитательно-¬педагогического процесса.
Справедливо спорит Пауль Михель с высказываниями некоторых
теоретиков, о том, что якобы люди с особенно яркими задатками проявят себя даже и в неблагоприятных условиях. Он не согласен с данной точкой зрения, считая, что Моцарт, например, мог стать великим музыкантом только благодаря той жизненной атмосфере, которая окружала его с детства и в частности благодаря той музыкальной деятельности, которую ему создавал
его отец, известный музыкант-педагог.
Изучаемый ребенок должен находиться не в искусственных ситуациях,
как это бывает при различных видах тестированиях, а проходить планомерное воспитание и обучение, при котором происходящие в нем музыкально-психологические процессы не просто «регистрируются», но сознательно направляются, видоизменяются, что дает возможность выявления возникновения нового качества и тенденции его развития. ^
«Подробная диагностика одаренности исходит из учета особенностей способностей и структуры личностей, чтобы при помощи наблюдения, анализа продукта деятельности и других соответствующих методов от описания, и классификации признаков до установления непосредственных причин их возникновения и взаимосвязи - придти к определенной модели личности. Диагноз должен дать широкую картину личности, как некоего целого единства, наказать историю, тенденцию, условия их развития, поскольку она не может быть расчленена на отдельные элементы. Иными словами, выявление отдельных свойств, например, музыкального слуха, чувства ритма и т.п., или отдельных комплексов свойств, таких, как
музыкальное дарование, - не может заменить раскрытия личности как единства, ее общего характера и свойства. Лишь на основе таких данных, на основе тщательного изучения личности в конкретной деятельности, возможно, составить правильный прогноз, определить музыкальные способности».
Какие же критерии и показатели, по мнению Пауля Михеля, могут быть положены в основу диагностики одаренности, выявления ярких музыкальных способностей?
В качестве первых таких критериев, наиболее существенных и в то же время поддающихся учету, он называет скорость и легкость усвоения, а также темп и. качество продвижения вперед, соотношение между затраченным временем и результатом, между интенсивностью занятий и достигнутым уровнем. При этом отвечает важность учета условий, в которых протекают занятия, поскольку одинаковые результаты, достигнутые в разных условиях, не могут служить показателем одинакового уровня способностей. Нельзя не учитывать и того, что сходный результат может быть получен на основе меньших способностей, но при большем приложении сил, или же на основе более высокой одаренности, но с меньшей затратой сил. Поэтому, отмечает далее автор, наиболее способные дети во время обучения и при его завершении, как правило, по своим успехам находятся впереди своих соучеников.
Существенным признаком одаренности Пауль Михель называет быструю и правильную ориентировку в новом материале, вдумчивое отношение к воспринимаемому и творческий характер его интерпретации (исполнения). У одаренных детей усвоение музыкального материала, его осмысленное воспроизведение происходят относительно быстро, ровно, уверенно, «чем выше достижения отдельных детей по шкале результативности в условиях целенаправленной воспитательно¬-педагогической работы и при учете всех вышеназванных показателей, тем более точным будет определение соотношения между способностями и результатами. Это касается как наиболее одаренных, стоящих на вершине шкалы результативности, так и менее одаренных, находящихся внизу ее. Заслуживает внимания замечание автора о том, что подчас внешние показатели (например, живость характера ребенка, более высокие технические навыки, которыми он владеет) могут привести к ошибке в оценке его одаренности: есть опасность дать более высокую оценку одаренности, если не заметить несоответствия между техническим мастерством и собственно музыкальными способностями. При таком подходе выявленные «вундеркинды» в дальнейшем далеко не всегда оправдывают этот «титул». Вообще та или иная оценка одаренности ребенка требует от педагога большой осторожности, вдумчивости, учета самых различных факторов, в том числе, обстановку в семье, отношение родителей к музыкальным проявлениям ребенка и к музыке в целом. «Из темпов улучшения результатов в оптимальных условиях и из сравнения исходного уровня с достигнутыми успехами — можно судить о способностях».
С целью наиболее раннего выявления музыкально-одаренных детей Пауль Михель считает целесообразным организацию своеобразных подготовительных курсов, которые охватывали бы дошкольников 5-6 лет, а также младших школьников. В этот период проводятся не только разнообразные музыкальные занятия, создаются равные условия развития для всех детей, но и проводятся наблюдения за общим развитием каждого ребенка, его вниманием, сообразительностью, интересами, проявляющимися к разным средам жизни, разным занятиям (природоведению, языку, математике и т.д.). Пауль Михель разделяет точку зрения тех педагогов, ученых, исследователей, которые считают, что специальные способности тесно связаны с общими духовными качествами личности и поэтому расценивает музыкальное развитие как общее духовное совершенствование.
Автор согласен с советскими психологами, в частности, с П. Лейтесом, в том, что среди качеств решающим является стремление к активной деятельности, потребность в активной деятельности, в ней, тяга к определенному труду. «Из этого следует важный вывод, пишет Пауль Михель, что воспитание любви к труду - одной из основ воспитания - является одновременно ключом для развития способностей».
Одновременно с выяснением у детей наличия вышеназванных качеств Пауль Михель советует обращать внимание на то, в какой мере у них развиты общие художественные способности, проявляющиеся в самых разных ситуациях. Например, хорошо развитая восприимчивость, наблюдательность при восприятии произведений художественной литературы, кино, живописи, творческий характер исполнении, развитая фантазия, проявляющаяся в свободном разговоре (пересказ), в игровой передаче образов сказок, в музыкальном исполнении, в танцах и т.п.
Эти общие художественные способности, в совокупности с вышеназванными общими духовными качествами, и могут служить достаточно верным критерием одаренности изучаемых детей.
Интересны предложенные Паулем Михелем принципы выбора музыкального инструмента для дальнейшего обучения детей, учета специальных данных, которые имеют значение для игры на том или ином музыкальном инструменте (например, интонационного слуха для обучения игре на инструменте с нефиксированной высотой и т.п.). Поскольку и в данном случае способность к игре на конкретном инструменте может проявиться только в процессе самой игры на нем, автор советует использовать этот вид деятельности еще в подготовительной группе на коллективных занятиях. Он считает, что в младшем возрасте, когда дети не столь резко еще отличаются друг от друга по музыкальным склонностям, подобные занятия вполне возможны. И здесь педагог считает подобные занятия вполне возможными с целью постоянного наблюдения за каждым ребенком, за характером его интересов, стараний, внимания, настойчивости, интенсивности и увлеченности работой и т.д. таким образом, по мысли автора, определение способностей детей происходит в процессе всех занятий подготовительного этапа, когда педагог имеет возможность соотнести
специальные музыкальные показатели с общими психическими особенностями ребенка, с его физическими данными, необходимыми для игры на том или другом музыкальном инструменте, когда он видит темы,
характер, тенденцию развития.
При такой методике преодолевается изолированная проверка отдельных музыкальных данных, которая не охватывает всей сложности той музыкальной способности, которую называют музыкальным слухом и чаще всего выявляют при помощи пения. В связи с последним приемом проверкой наличия слуха пением и определения качества слуха качеством пения - Пауль Михель пишет, что такая проверка совершенно недостаточна, так как неточная интонация у детей дошкольного и школьного возраста лишь в немногочисленных случаях свидетельствует о низких музыкальных способностях. Нельзя не согласиться с выводами Пауля Михеля о неполноценности распространенного еще в Арктике детских музыкальных и общеобразовательных школ метода выяснения музыкальных способностей путем изолированной проверки звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, так же, как и определения музыкальных данных с помощью пения.
Многосторонность самого понятия «музыкальность» требует о педагога, определяющего ее наличие или уровень развития у того или иного ребенка, применения разных способов проверки и очень осторожного вывода по их результатам: поскольку все способности развиваются лишь в соответствующей деятельности, показатель, полученный до этой деятельности, может быть совершенно ошибочным, необъективным.
Литература:
Апраксина О.А. «Музыкальное воспитание в школе»
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна59 (04.11.2014) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz