Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 09:28

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Музыка всюду живёт.
У лиры семь струн. Почему? Да потому, что изображение лиры принято считать во всем мире эмблемой музыки.
Лира известна с древнейших времен. Народы Ближнего Востока, Египта, Греции, Рима играли на этом инструменте. Обычно исполнители сидели, опирая инструмент о колени и перебирая струны пальцами.
В древнегреческих мифах есть даже легенда о происхождении лиры.
Случалось это, как говорит нам легенда, в те далекие времена, когда прекрасный Аполлон, покровитель музыки и поэзии, был всего лишь простым пастухом и усердно пас стада коров в зеленых долинах Македонии. А маленький Гермес с самого рождения был хитер, умен, расторопен и к тому же необыкновенно проказлив.
Однажды он похитил коров Аполлона. И Аполлон решил отвести проказника на гору Олимп на суд к мудрому Зевсу, главному богу древних греков.
Тут маленький Гермес пошел на хитрость. Он нашел панцирь черепахи и три ветки: две больших, изогнутых, а третью – прямую короткую. Из этих трех веток, панциря черепахи и семи жильных струн Гермес смастерил первую на земле лиру и, усевшись на камень, стал на ней играть. Дивная музыка огласила долину и песчаный берег моря.
Аполлона так пленили звуки лиры, что он тут же предложил Гермесу за прекрасный инструмент всех похищенных им коров.
Если ты спросишь меня, где можно услышать музыку, я отвечу тебе – всюду, везде, всегда…
Чуткое ухо слышит музыку и в голосах птиц, и в шуме деревьев, которые раскачивает ветер, и в волнах, набегающих на берег, и в каплях дождя, когда неторопливый, он звенит и стучит по стеклам окон и по железным крышам домов. Или с громким шумом низвергается из лиловых туч.
И даже – представь себе – даже одна-единственная капля, скатываясь с ледяной сосульки, даже эта маленькая прозрачная капелька, ударяясь о лужу талой воды, напевает какой-нибудь музыкальный звук – блямс…
Все эти звуки, конечно, еще не та музыка, которую мы привыкли назвать музыкой. Но если бы их не было, не было бы и того великого искусства, которое называется Музыкой.
Начало начал музыки – звук. Те звуки, которые окружают человека, а стало быть, и нас с тобой. Основа же музыки – мелодия.
В далекие доисторические времена, когда труд сделал человека разумным и мыслящим существом, вложив в его руки палку или камень, этот же труд помог человеку сложить первую песню. Может быть, это первая песня состояла всего лишь из двух-трех-четырех звуков. Но эти две-три-четыре музыкальных звука уже были короткой незамысловатой мелодией, положившей основу музыки.
Но чем сложнее становился труд человека и он сам, тем сложнее становилась и музыка, сопровождающая его жизнь.
Одноголосая пение становится многоголосным. Появляются музыкальные инструменты. Сначала очень простые. Может быть, ладони человека, помогавшие отбивать четкий ритм, ускорять или замедлять темп, и были самым древним из музыкальных «инструментов».
Века и века отделяют доисторические времена от тех тысячелетий, когда у разных народов в разных странах земли люди начали создавать сложные музыкальные инструменты, которые существуют и в наше время.
И в конце концов музыка становится тем прекрасным и великим искусством, которое не только делает человека благороднее, добрее, но и обогащает его мысли и его жизнь.
Музыка – сложное искусство. Вероятно, самое сложное из всех видов искусства, которые окружают нас и существуют в нашей жизни. Оно состоит из того, что музыку делает музыкой: это – мелодия, ритм, гармония, оркестровка.
Итак, о мелодии. Слово «мелодия» происходит от греческого слова – «пение», «песнь», «напев».
Мелодия – основа всей музыки, основа каждого музыкального произведения.
Или, если сказать словами музыкальной энциклопедии: «Мелодия – одно гласно выраженная музыкальная мысль».
Так оно и есть: мелодия выражает основную мысль музыкального произведения и как бы объединяет в себе и напевность, и ритм, и темп, и динамику.
Огромная кладовая с неисчерпаемыми запасами мелодий, откуда композиторы берут их, создавая свои произведения, - это народное музыкальное творчество.
Для великого польского композитора Фридерика Шопена кладовой, из которой он брал мелодии для своих мазурок, полонезов, сонат, концертов была народная польская музыка.
Произведения Эдварда Грига впитали в себя мелодии его родной страны Норвегии.
Один из величайших мелодистов среди композиторов мира, П.И. Чайковский использовал для своих симфоний, опер, фортепианных пьес мелодии русской народной музыки. Скажем, мелодии двух народных песен «Журавель» и «Во поле березонька стояла» он включил в свои симфонии – Вторую и Четвертую.
В музыке ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмически, т.е. обладают определенными длительностями, чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой.
Следует сказать и о так называемом пунктирном ритме. Это название происходит от латинского punctum – точка, т.к. более долгий звук изображается нотой с точкой, увеличивающей его длительность наполовину. Некоторые ритмические последовательности приобрели выразительно-смысловое значение. Так пунктирный ритм с его неповторимым характером воспринимается как воплощение настойчивости, устремленности, он часто применяется в революционных песнях, маршах.
Спокойно колышущаяся ритмическая фигура постоянно встречается в музыке, рисующей равномерное покачивание, - в колыбельных, баркаролах и т.д.
Нередко выразительная сила ритма проявляется в музыке самостоятельно, вне мелодии, т.е. вне смены звуков различной высоты; таковы барабанная дробь, игра ударной группы джаза и т.п.
Вот мы и подошли к одному из самых сложных и важных понятий в музыке: что такое гармония? harmonia по гречески – стройность, соразмерность, связь.
Истоки гармонии кроются в народной музыке. В ходе исторического развития гармония, как и другие выразительные средства – мелодия, ритм, тембр и т.д. претерпела значительные изменения. Поэтому часто говорят о различных гармонических стилях и школах: классическая гармония, романтическая гармония, современная гармония, джазовая гармония.
Великий русский композитор М.И. Глинка о гармонии сказал так: «Дело гармонии дорисовать слушающим те черты, которых нет и не может быть в мелодии». Иными словами – гармония как бы досказывает мысль, которая заключена в мелодии. Без помощи гармонии музыкальная мысль не может быть высказана полным голосом.
Гармония – одно из выразительнейших средств в музыке, это голоса и аккорды, сопровождающие мелодию. Они составляют с мелодией не только одно гармоническое целое, но поддерживают, дополняют и украшают ее звучание.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…», - сказал Д.Д. Шостакович. Глубоко прав Д.Б. Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке , увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль».
Вместе с необходимыми для общения словами и фразами, которым ребенок обычно научается к трем-четырем годам, мы учим его любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но шедевров музыкального искусства, их понимание. Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Её язык интернационален и не нуждается в переводе; в тоже время

Он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь не даром говорят: музыка начинается там где кончается слова.


Литература: Могилевская «У лиры семь струн»
.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна59 (04.11.2014) | Автор: Фадеева Татьяна
Просмотров: 256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz