Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 20:36

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Развитие темпо - ритмических и координационных функций у детей музыкально-театрального отделения.
Тришина Татьяна Петровна.
Концертмейстер театрально – музыкального отделения
Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО.
Развитие темпо - ритмических и координационных функций у детей музыкально-театрального отделения.
В процессе работы в качестве концертмейстера на музыкально-театральном отделении одной из важнейших задач является развитие темпо - ритмических и координационных функций у детей. В связи с этой задачей возникает проблема в освоении детьми координации и темпо ритма, которая создает затруднение в постановках спектаклей, в подготовке к которым большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, пению и пластике.
Актуальность данной проблемы заключается в совокупности этих факторов, влияющих на развитие психофизической активности детей, снятие мышечных зажимов, и на скоординированность речевых и двигательных навыков, что является главным критерием в работе над постановкой спектакля. В целях активизации педагогического процесса и более целенаправленного воздействия на музыкальное воспитание и развитие ребенка на основе методик С. Гиппиуса, И. Коха, З.Я. Корогодского был разработан цикл упражнений для развития слуха и голоса (распевание) и ритма (движение), а также дидактические игры на различение высоты звука, тембра, длительности, динамики.
Задача упражнений по пению – развить их музыкальный слух: дети различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется голос и одновременно расширяется диапазон. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.
Задача упражнений по движению – развивать чувство ритма, учить согласовывать движения с характером музыки. При этом важна инициатива и творческая активность детей: они сами ищут способы выразить игровой образ, придумывают, комбинируют танцевальные движения, по своей инициативе играют, водят хороводы.
Задача упражнений с использованием детских музыкальных инструментов – воспитать чувство ритма, темпа, ансамблевого исполнения. Игры-сказки, инсценировка песен оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движении, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации. Главная цель двигательных координационных упражнений – развитие навыков пространственной ориентации и совмещения словесного и физического действий.
Музыкально - ритмические упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей детей для начальных, средних и старших классов. Последовательность их выполнения предполагает движение от простых упражнений, направленных, прежде всего, на развитие у детей чувства ритма, к упражнениям образно-игровым (поезд, бабочка) и упражнениям, в музыкальной основе которых содержатся образы абстрактные (огонь, снежинки, солнечные блики).
Каждый урок начинается с разминки (во всех возрастных категориях). По продолжительности она не должна превышать 30 минут. Разминка включает в себя физические упражнения, проводящиеся под аккомпанемент концертмейстера. Важно научить ребенка выполнять упражнения ритмически точно “не загоняя” и не “затягивая” ритма. По окончании разминки концертмейстер проводит музыкальные игры, развивающие музыкальный слух, чувство ритма. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые игры на повторение хлопками в ладоши нескольких ритмических схем. Сравнительный “показ” детьми высоты музыкального тона игры на музыкальное внимание. Увлекательные игры чередуются с музыкальными фрагментами, исполняемыми концертмейстером на фортепиано (синтезаторе) или в звукозаписи. Дети должны своими словами описать характер музыки, рассказать (придумать) ее сюжет. Музыкальная разминка завершается обычно пением не сложной песни, причем каждый раз дается новое задание, связанное с пением:
 Изменение громкости звучания;
 Изменение характера исполнения;
 Пение по группам;
 Пение индивидуальное;
 Пение по частям (друг за другом).
Для упражнений начальных классов используется материал, доступный детскому мироощущению: детские стихи, басни, любимые всеми игры, инсценированные песни, частушки (с использованием детских музыкальных инструментов). Все упражнения развивают музыкально-образное мышление и воображение.
Занятия в средних классах построены на сочетании упражнений по технике речи, индивидуальному и ансамблевому пению, пластических индивидуальных и коллективных импровизаций. В средних классах, как и в младших, большое внимание уделяется работе над инсценированием песни. В начале на уроках совместно с концертмейстером идет выбор материала, позже разучивание текста и мелодий, репетиции, дети сами рисуют своих героев, дают им имена, подбирают элементы костюмов. Опыт работы над песнями показывает, что это задание полезно для раскрепощения ребенка. Он перестает бояться жеста, сложных движений. Танец, музыка вовлекает его в жизнь персонажа, в сюжетно-ролевую игру так, что даже самые зажатые ученики в инсценированной песне выглядят совсем по-другому.
Упражнения для старших классов применяются в более усложненном варианте. Сюда включены музыкально - ритмические упражнения на речедвигательную координацию, которые требуют высокой концентрации внимания. Главными задачами упражнений являются:
1. Одновременная формула –“думаю, что говорю”-“думаю, что делаю”, контроль четкости, логичности, сиюминутности.
2. Владение собственным телом и собственными мыслями.
Совместно с педагогами музыкально-театрального отделения был проведен анализ динамики каждой группы, результаты которого приведены ниже:
1. Исчезли страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу.
2. Исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появилась доброжелательность. Новички, приходящие в класс буквально со следующего урока признаются группой “своими”.
3. Исчезла обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру. Важно, что большинство стало доверять партнеру, понимая, что на сцене все зависит от всех.
4. Заметно снизилось бытовое, психо-эмоциональное напряжение учеников. Исчезли многие индивидуальные зажимы. В лучшую сторону изменилась речь.
Особо следует сказать о том, что все перечисленные упражнения не прекращаются по мере начала репетиции учебного спектакля. Они становятся разминочной частью репетиций, “разгоном”, после которого творческий аппарат учеников готов к работе по - настоящему. В настоящей работе приведено минимально количество музыкально - ритмических упражнений, у каждого педагога запас их очень велик, но выбор сознательно сделан в пользу тех, которые приносят максимальную пользу при максимальной отдаче со стороны педагога и учеников.

Список литературы:
1. Гиппиус С.В. “Гимнастика чувств”. М., 1967
2. Корогодский З.Е. “Основы актерского мастерства”. М., ВЦХТ, 2008
3. Кох И. “Основы сценического движения”. Л., 1970
4. Рыжова В.Ф. “Искусство актера”. М., 1967

Автор: Тришина Татьяна Петровна.
Концертмейстер театрально – музыкального отделения
Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна9389 (09.11.2014) | Автор: Тришина Татьяна E
Просмотров: 399 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz