Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 17:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Причины сценического волнении и способы его преодоления
Вечерки С.И.
Школа искуса* №2 г.Караганда
Причины сценического волнении и способы его преодоления
Проблема сценического волнения - одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. С состоянием тревожности перед концертным исполнением музыкант-исполнитель сталкивается н разные периоды своей творческой деятельности. При¬емам саморегуляции сценического состояния, уделяется пристальное внимание в исследова¬тельской литературе.Будучи концертмейстером и сталкиваясь с данной проблемой на прак¬тике. мною сделаны следующие выводы:
Существуют 2-е точки зрения но проблеме борьбы с тетрадным волнением.
1.Реального, ощутимого решения нет и быть не может: если человек владеет собой в экстремальных условиях сценического выступления, обращать волнение ссбс на пользу, а не ВО вред, следовательно, есть основания (разумеется, при прочих необходимых условиях) за¬ниматься такого рода деятельностью. В противном случае целесообразнее принять решение о смене профессии.
2.Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного рода «из-держек»: эстрадных стрессов, но. во всяком случае, ослабления их последствий.
Имея большой личный опыт концертных выступлений, целиком поддерживаю мнение о том, что сценическое волнение можно и нужно уметь держать под контролем.
Опираясь на труды учёных-психологов, опыт великих музыкантов и на собственный опыт, хочется выделить главнее в этой области исследований:
1 .Стороны личности, влияющие на особенности того или иного состояния музыканта до концерта, во время него и после:
•психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, потреб¬ность в такой деятельности;
•творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания;
•особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбужде¬ния и др.);
•типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент.
Все стороны личности, перечисленные выше, взаимосвязаны и взаимозависимы. На собственном опыте знаю, что сценическое состояние музыканта-исполнителя формируется под воздействием всех подструктур.
2.Потребности музыканта, в структуре пригодности к музыкально-исполнительской де-ятельности. Они различны по их мотивации:
•потребность в исполнительском процессе:
•потребность в общении со слушателями:
•потребность в активном воздействии на слушателей.
Наиболее ценными являются потребность участия в исполнительском процессе и в об-' щсиинс публикой.
Каковы же причины страха перед сценой? В данном случае следует говорить о ком¬плексе причин:
1)Первая причнна-внушенная мысль о возможном «провале» Мысль о неудачном вы¬ступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения.
2)Вторая причина - осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не должен бес¬покоиться о том. как бы не забыть нотный текст. Во время концертного исполнения могут быть неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания.
3)Третья причина - неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с волнением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой поты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно.
4)Чет вёртая причина неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явле¬ния психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению.
Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как си реагирует на сценическую ситу¬ацию. которая всегда остается повышенным стресссгенным фактором.(2]
5)Пятая причина- усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления - как физическо¬го. так и эмоционально™.
В своей педагогической и концертмейстерской практикелля психологической подго¬товки к выступлению, мною выработаны средства саморегуляции эмоционального состоя¬ния.
Отмстим наиболее важные:
•дыхательные упражнения, тонизирующие сердечную деятельность;
•сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и приемах тех¬нического, художественного воплощения;
•представление сознанием всего музыкального образа исполняемого произведения;
•освобождающие, активизирующие физические упражнения исполнительского аппара¬та, помогающие войти в рабочее состояние.
При подготовке концертной программы, преподавателю со своими учениками следует придерживаться определённых правил.
1 Жонцертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начинать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься».
2)Пер.воначально хорошо выучить произведение в голове, продевая голосом, обращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические и ритмические особен¬ности. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах - это петом помо¬жет «вылезти» из сложных ситуаций.
2":<=Разобрать» произведение па мелкие част, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов.
ЗЖачинать «собирать» в Солее крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе
4 -Ближе к выступлению начать «собирать» произведение - проигрывать от начала до конца ПЕ в конечно быстрых темпах. БУДУТ ВИДНЫ недочёты, которые необходимо снова «разбирал,», «чистить» и доводить «до кондиции».
5)Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на публике. '.>го должно происходить в доброжелательной обстановке - перед своей семьей, друзьями.
6;«Накзтка» - многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автома¬тизировать технические и эмоциональные навыки.Немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, силы и т.д.
Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступле¬нию. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать ин¬дивидуальные особенности психики пианнста.Успех достигается гам, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, усту¬пая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.
Но главное - дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музы¬кант должен помнить о том, что на сцене о»', обязан забыть о страхе и все свои мысли напра¬вит!, к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен высту-
пить посредником между композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу нал техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы [1]
Используемая литература:
1.Гольденвейзер. Александр 1975 «Об исполнительстве» Москвы
2.Гофман.Иосиф 196!. «Фортепианная игра. Вопросы и ответил Москва 2. МаккиннОя, Люиас ! 96 7 «Игра наизусть и Москва
Категория: Дополнительное образование | Добавил: CVETAIV (16.11.2014) | Автор: вечёрко светлана ильинична E
Просмотров: 387 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 КульБек   (22.11.2014 21:00)
Спасибо за статью. Думаю, что некоторые элементы пригодятся и в моей рабочей практике. Спасибо и удачи автору!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz