Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 05:13

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Специфика работы концертмейстера на театрально – музыкальном отделении.
Специфика работы концертмейстера на театрально – музыкальном отделении.
Тришина Т. П.
ШИ№2 – Клуб ЮНЕСКО
концертмейстер театрально – музыкального отделения

Пожалуй, одна из самых незаметных творческих профессий в музыкальном театре – это концертмейстер. Этой профессии не учат ни в одной консерватории (несколько предметов дают лишь малую каплю того особого мастерства, которым должен обладать настоящий концертмейстер). Научиться профессии можно только на практике, работая непосредственно в театральной сфере. Кстати, не каждый пианист, будь он даже первым виртуозом, может стать хорошим концертмейстером, потому что дело тут действительно в особом качестве игры, в способности тонко чувствовать и мыслить в единстве всего ансамбля, в умении «растворяться» в других исполнителях, с кем концертмейстер вместе создает Музыку, восторженное зрительское восприятие которой и становится его главной наградой. Люди этой профессии часто остаются «за кадром», как бы «в тени» своих ярких партнёров-исполнителей. В названии их профессии нет ни слова «солист», хотя они всегда по роду своей деятельности солируют, ни слова «артист», хотя они являются такими же участниками всех форм сценического творчества театра, как и другие исполнители – солисты, артисты хора, балета, оркестра. Действительно, роль концертмейстера в театральном процессе огромна. Любой человек, хоть немного знающий театр изнутри, скажет вам, что без работы концертмейстера не может обойтись ни один спектакль, особенно в свой постановочный период, ни один концерт, особенно в своём «выездном» варианте, проводимый на различных сценических площадках. Здесь роль концертмейстера ещё более ответственна и незаменима. Здесь он на виду, он является непосредственным участником живого творческого общения, которое рождается на глазах у зрителей. Эти две главные творческие сферы - репетиционно-постановочная и концертно-исполнительская – всегда были неразрывно соединены между собой в профессии театрального концертмейстера. Так кто же они, эти скромные «служители Мельпомены»? К сожалению, очень редко они становятся объектами художественных публикаций в газетах и журналах, поэтому чтобы узнать по-настоящему сложность этой профессии, надо познакомиться с ней поближе.
Профессия концертмейстера на театрально – музыкальном отделении весьма специфична, и здесь, помимо профессиональных качеств, очень важно, как ты относишься к театру. Если прикипишь к нему, полюбишь всем сердцем, то уже не променяешь эту работу ни на какую другую. Концертмейстер – «правая рука дирижёра», которая знает все тонкости музыкального текста каждого персонажа спектакля, да и всего произведения в целом. Опытный концертмейстер в процессе своей работы с солистом над новым произведением ставит целью не только выучивание самого нотного текста, но всегда стремится к видению всей партии в целом, в общей драматургии спектакля, включающей в себя особенности как исполнительской, так и образно-эмоциональной характеристики героя.
Звуковое соотношение концертмейстера и солиста должно постоянно контролироваться концертмейстером. Во многом решение данного вопроса зависит от музыкального интеллекта концертмейстера, поэтому он должен слушать как можно больше самой разнообразной музыки, в том числе и оркестровой. Так как именно оркестровая музыка способствует более тонкому слышанию тембров, что очень важно в практической деятельности. Ведь не смотря на то, что концертмейстер помощник солисту - и в его партии тоже бывают темы, которые выводят его на первый план. Поэтому очень важно сохранять полифоническое мышление и ощущать самого себя частью полифонии.
Также концертмейстер должен иметь хорошие представления о музыкальных стилях, направлениях и их особенностях. Это очень важный момент, поскольку именно концертмейстер задаёт тон и композиции, и солисту. Большое значение имеет владение концертмейстера навыками подбора по слуху и транспонирования. Эти ценные навыки дополнительно увеличивают профессионализм аккомпаниатора и помогают чувствовать себя уверенно в любой обстановке. Навык транспонирования особенно важен для работы с театралами.
Часто бывают такие ситуации, когда трудно подобрать конкретный репертуар из-за многообразия и сложности образа или характера движений и в этом случае концертмейстера выручит владение навыками импровизации, которая в решении этого вопроса бывает более полезна.
Здесь можно смело сказать, что концертмейстер - это по сути звукорежиссёр, только вместо пульта у него универсальный, богатый тембрами и красками инструмент фортепиано или синтезатор. Но чтобы им пользоваться полноценно - необходимо постоянно совершенствоваться интеллектуально, практически, постоянно слушать и слышать, постоянно устремляться к красоте и гармонии.
По моему опыту работы могу сказать, что главное в моей деятельности – творческий союз режиссера и концертмейстера. Легко работать с таким режиссером, который умеет создать на репетициях такую атмосферу, когда ловишь буквально каждое его слово, работа с ним превращается в интересный познавательный процесс. Важным вопросом является его чуткость к музыке, умение в мизансцене выразить и передать музыкальное настроение. Во время репетиций бывает, что режиссёра не устраивает музыкальное звучание какого-нибудь фрагмента, так как оно не совпадает с его музыкальным представлением и внутренним ощущением. Тогда характер, настроение, темп музыкального номера могут быть подвергнуты кардинальному переосмыслению, и задача концертмейстера заключается в том, чтобы найти соответствующее его замыслу звучание.
Меня часто спрашивают, чем интересна работа концертмейстера и в чем ее сложность. Больше всего я ценю творческое начало, которое предполагает работа концертмейстера на театрально – музыкальном отделении. Оно связано с непосредственным участием концертмейстера в постановочном процессе. Каждый раз, приступая к очередной работе, испытываешь душевный трепет, в первую очередь, от встречи с новым произведением. А что касается сложностей, их больше, чем достаточно, на мой взгляд. Прежде всего, необходимо поддерживать свой уровень, то есть все время заниматься, так сказать, работать над собой. Это нормально, это в любом деле так, либо ты развиваешься, либо стоишь на месте, либо катишься вниз. С другой стороны работа театрального концертмейстера сочетает в себе исполнительскую и педагогическую сторону, этим она, на мой взгляд, интересна и сложна одновременно.

Источник: http://из собственного опыта
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Татьяна9389 (14.03.2015) | Автор: Тришина Татьяна Петровна E
Просмотров: 377 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz