Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 23:21

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Маленький принц или Почему все дорог ведут в театр?
№ 2, 2008 г.

Н.А.Дёмина,

 методист института повышения квалификации и подготовки кадров системы образования  г. Алматы

«Театр! Каким магическим словом был ты для меня!.. В тебе я видел весь мир, всю Вселенную!»

В.Г.Белинский

В жизни каждому из нас дается возможность поверить в чудо, хотя до сих пор и бытует утверждение: «Чудеса случаются только в детстве». Позволю себе с этим не согласиться. А разве жизнь – это не чудо? А разве наши дети – это не чудо? А их театральные (пусть даже непрофессиональные) постановки – разве это не чудо? А то, что в каждой роли, сыгранной ребенком на сцене, обнажена частица его души, – разве это не чудо? Да это и есть оно, это самое чудо! Истинное чудо! Чудо из чудес!

Творческий человек, наверное, имеет право говорить о том, что занятие любимым делом является частью его жизни, радостью, способом его существования. Для меня таким делом стала школьная театральная деятельность. И я счастлива, что судьба подарила мне эту возможность.

Как известно, лучший способ воспитать детей хорошими – помочь им стать счастливыми. Только таким детям можно доверить созидание нового, более гуманного общества в будущем. Исходя из многолетних наблюдений, можно с уверенностью утверждать, что если у ребенка есть пытливость, желание открыть новый мир вокруг себя, то нет никаких преград, которые бы этому помешали.

Ребенок приходит в школьный театр с ощущением праздника – ему так хочется приобщиться к волнующему, немного таинственному и волшебному театральному действу. Однако диалог, занимающий объем половины страницы, кажется школьнику неимоверно затянутым, а умение актера держать паузу – почти мифическим сюжетом, ведь все равно никто из зрителей не будет при этом вглядываться в его глаза. Дети так непосредственны и правдивы! Они не утратили способность верить в чудеса. И может быть, ребенку вовсе не обязательно досконально знать все приемы системы К.С. Станиславского, чтобы оживить своей игрой тот или иной литературный образ? Меня подкупает в детях их искренность, желание творить. Мы, педагоги, средствами театрального искусства обращаемся к самой душе ребенка, его чувствам, его миру, в котором все дети талантливы и неповторимы.

Тем не менее, многие могут возразить: весьма велика разница между тем, как играют актеры-профессионалы и школьники. И дело здесь вовсе не в факторах принципа и вкуса. Нет необходимости сравнивать, поскольку различается не только характер работы на сцене и методология подачи материла, но, прежде всего, – образ мыслей. Артист воплощает художественный образ посредством своей виртуозной игры, прекрасного голоса, профессионально поставленной хореографии, и даже может себе позволить небольшую импровизацию. Техника профессионального артиста приспособлена для глубокой и тщательной проработки текста образа, для него важны все нюансы поведения героя. Это и понятно.

Детский школьный театр. Для кого-то это звучит слишком громко и пафосно, для кого-то – несерьёзно, для кого-то – просто смешно. Для меня и моих воспитанников театр – это попытка реализовать свои внутренние творческие возможности, а возможно,  даже – дело всей жизни. Любовь к детям, любовь к своему предмету и театру, а также умение сосредоточиться на работе – вот и весь секрет успеха. Я назвала свой творческий проект «Маленький принц», потому что ребенок подобен герою сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери.

И вот с тех пор… Я несу хрупкое сокровище... ничего более хрупкого нет на нашей Земле. Это по-настоящему полезно, потому что красиво... в этом все-таки есть смысл. Прекрасное занятие... Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, это совсем, совсем не все равно: весь мир становится для нас иным. И вы увидите: все станет по-другому.

Сначала было невероятно трудно: я не актриса и не режиссер по образованию. Но, как известно, «мечта разыскивает путь». И на этом пути, на улице Счастья, неподалеку от бульвара Секретов, мне помогли мои дети, девчонки и мальчишки, – все те, кто верили в мою мечту.

Первые опыты на этой стезе были связаны с копированием игры Великих, знаменитых Мэтров сцены, признанных Мастеров. Следующий этап – «превращение» набранного опыта в своё: я и то, что я в себе ношу, – неотделимо. Иначе говоря, главное не в том, что я воплощаю на сцене тот или иной литературный образ, а то, что я «подаю» через себя, привношу что-то свое. Конечно, были и такие моменты, когда приходилось пробираться «наощупь», но зато какие находки ожидали нас с ребятами на этом пути!

Вскоре мои начинающие актеры стали настоящими героями школьной жизни. Честно говоря, многие из них и не думали, что это увлечение выльется в серьёзное дело на многие годы. Но случилось то, что, наверное, и должно было случиться: атмосфера радости и стихия игры объединили детей. Они поняли: здесь познают, играя. И вот мое искреннее желание установить контакт с каждым ребенком, несмотря на то, какой у него имеется «послужной список», нашло живой отклик в детских сердцах! И я очень благодарна им за то, что они позволили мне ощутить, что меня понимают, принимают и поддерживают. И в тот момент я испытала чувство невероятного, ошеломляющего счастья. Спасибо всем вам, мои дорогие маленькие артисты!

Многие ребята заинтересовались театром, и с этого дня мы начали свое восхождение к вершинам театрального Олимпа. Обычно актрисами мечтают стать девчонки. Но в нашем случае актерская труппа состояла в основном из парней. Свой коллектив мы назвали несколько замысловато –  «Другое небо». Почему «другое»? Ответ прост: в нашем театре-студии  каждый ребенок может взглянуть на мир другими глазами, с другой высоты.  Такие наши первые сценические увлечения, первые театральные опыты, первые аплодисменты

Итак, мы продолжали делать наше общее коллективное дело и стали единой командой: в декабре 2006 года был создан Детский театр-студия «Гармония», основанный на деятельности школьных театральных коллективов «Литературные блики» (гимназия № 34, 1996 год) и «Другое небо» (лицей № 8, 2005 год). В феврале 2007 года среди нас были уже ребята из школ № 44, 83, 85, а также мои бывшие воспитанники, ставшие студентами алматинских вузов: Елизавета Дёмина, Арсений Синеокий, Олег Шорин. Девизом творческого коллектива «Гармония» стали слова А. Экзюпери: «Гармония достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но тогда, когда уже ничего нельзя отнять».

В мае 2007 года на сцене Казахского Государственного театра юного зрителя имени Габита Мусрепова состоялась премьера спектакля нашего театрального коллектива «Там на неведомых дорожках...», в основу которого легло вечно молодое чудо пушкинских сказок. Зрители были в  восторге, на глазах благодарных родителей блестели слезы радости, работники театра были приятно удивлены, а я, стоя за театральными кулисами, думала о том, что за этим бесценным мигом стоят месяцы упорного и кропотливого труда, тягостных испытаний, бесконечных тревог и даже боль. Но, осознавая это, я все же испытала ни с чем не сравнимое ощущение чувства гордости за своих ребят! Силой своего таланта они воссоздали волшебный мир спектакля, в котором любил и страдал, совершал благородные и добрые поступки, открывая двери в чудо, шел потайными тропами вечно разный, но всегда незабываемый его герой.

Такие  постановки  способствуют  не  только  знакомству  ребенка  с произведениями отечественной и мировой классики, но и оказывают влияние на его духовное развитие, осознание им общечеловеческих ценностей.

Для себя же я определила следующее: в таком творческом коллективе воспитывается культура, правильное отношение к историческому наследию, миру, людям, создается определенный образ жизни в целом, и в то же время происходит самоутверждение, так как каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность, в школьной среде через искусство театра возможно утверждение идеалов добра, любви, верности, справедливости, уважения традиций и самое главное – радости познания жизни. Ребята не только участвуют в работе над спектаклем, но и размышляют над ним, как будто постигая что-то сакральное. Силой своего таланта дети воссоздают волшебный мир спектакля, в котором любит и страдает, совершает благородные и добрые поступки, открывая двери в чудо, идет потайными тропами вечно разный, но всегда не забываемый герой.

Наш детский театр-студия «Гармония» – это мегаполис в миниатюре. Это единство непохожих, особенных, в чем-то даже уникальных личностей.

Это интернациональное сообщество. На его территории «возводится» особое поликультурное пространство, открывающее широкий простор для осуществления воспитания ребенка на основе общечеловеческих ценностей.

Но самое важное – то, что язык театра в этом детском мире интернационален. До сих пор не перестаю удивляться тому, с какой неподдельной радостью и почти священным трепетом выходит ребенок на сцену школьного театра. И пусть он облачен в ветхий кафтан с возмутительными заплатками или смешную шапочку Шмеля и нелепые крылышки Комарика из «Сказки о царе Гвидоне», и нет у него шлема и кольчуги батыра, а вместо усов, бакенбард и парика – всего лишь топорщатся наклеенные прядки, – главное, что он искренен и правдив!

Пройдут годы, много лет. Маленький человек станет взрослым, многое узнает о жизни. И среди самых дорогих воспоминаний детства останутся моменты, наполненные неотразимым очарованием первого школьного спектакля и ролью, которую ему довелось играть в этом спектакле.

Сегодня как никогда полезно помнить слова французского гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери: «Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Мы все заодно <...>, уносимые одной и той же планетой. Каждый из нас является частью огромного и прекрасного мира, озаренного солнцем. Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

Осуществляя свое движение на пути постижения искусства Сцены, Детский городской театр-студия «Гармония» стремится к общечеловеческим ценностям: Миру, Добру, Любви! И на этом пути нам очень хочется встретиться с теми людьми, которые станут нашими новыми друзьями.

 

Категория: Дополнительное образование | Добавил: teacher-almaty (25.09.2008) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 2655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz