Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:36

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

Уроки театра - для всех!
Уроки театра – для всех!
В настоящее время преподавание искусства театра включено в список элективных и факультативных курсов. Это открыло перед школой возможности привлечь ребенка к искусству театра. Работая с увлеченными театром детьми, я сделала для себя главный вывод: театр в школе – не разнообразие детского досуга. Театр – своеобразное лекарство для души. Моему школьному театру «Gaudeamus» уже пятнадцатый год. За эти годы сменилось не одно поколение «актеров». Профессиональному театру посвятили жизнь лишь несколько выпускников за эти годы, но очень многие приходят со словами благодарности. Занятия в школьном театре им помогли развить уверенность в себе, ощущение успешности, свободу от страха публичных выступлений, эмоциональную и пластическую выразительность.
А теперь представьте, какие горизонты откроются перед ребенком, если курс «Театральное искусство» будет стоять в государственной программе для общеобразовательных школ! Сколько в классах неуверенных, закомплексованных детей, которым не хватает снимающего зажимы тренинга! Сколько в классах ярких, лишенных возможности эмоционально реализовать себя, не понятых одноклассниками, а поэтому дерзких детей! Сколько сейчас в классах детей с разнообразными дефектами артикуляции и произношения, которым могут помочь публичные выступления! (На моей памяти встретился не один заикающийся ребенок, преодолевающий свою проблему на сцене).
Один час в неделю! Всего один час в неделю урока театра может дать очень много. И учитель найдется! Практически в каждой школе есть филолог, увлеченный театром. Достаточно организовать курс театрального искусства для таких любителей (как когда-то организовывал подобные курсы при Институте усовершенствования учителей В. Ронкин для завучей-организаторов).
Мне повезло, потому что моя школа - Международная школа Алматы – работает по программе Международного Бакалавриата, и в состав группы предметов «Искусство» входит Драма (Театр).
Вот что говорят об уроках театрального искусства (драмы) наши ученики:
«У каждого человека своя судьба, своя жизнь, каждый хочет полностью реализовать себя. Чтобы достигнуть больших высот, нужно быть не только образованным и умным, но и уметь преподнести себя, научиться общаться с людьми. Уроки драмы помогли мне раскрыться, узнать настоящую себя, я перестала бояться публики и научилась своими мимикой, жестами и эмоциями. Я поняла, насколько важна дикция и координация для человека». Джумабаева Айгуль
«Уроки драмы мне помогли раскрепоститься, свободно действовать. Я узнала о богатом, волшебном мире театра изнутри. Я разобралась в моих собственных чувствах и переживаниях. Уроки драмы помогли мне обрести себя, избавиться от комплексов». Кульсариева Тахмина
Уроки драмы в нашей школе – всего один час в неделю. Но как много он дает, этот час! Дети знакомятся с историей и теорией театра, учатся быть грамотными зрителями и участниками творческого процесса. А в течение второго полугодия каждый класс представляет для зрителей небольшой спектакль, в котором принимают участие все дети класса. Такие дни становятся настоящими праздниками театра.


Но это не просто праздник театра, не просто постановка для зрителей. Это публичный экзамен для ребят.
Во время подготовки к спектаклю дети занимаются не только постановочной работой. Мы исследуем и анализируем выбранный текст, описываем характеры; обдумываем, какой костюм нужен каждому герою, обсуждаем, какая музыка и освещение понадобятся в каждой картине, подбираем необходимый реквизит. А репетиционный процесс помогает студенту развить специальные навыки. Результат этой огромной работы каждый класс представляет зрителю
Мы преследуем несколько целей.

Во-первых, выступление перед зрителями необходимо для демонстрации развития сценических навыков. Ведь задача на уроках драмы – научиться быть выразительным, владеть своим голосом, пластикой, эмоциями, не бояться публики. А без зрителей не бывает публичных выступлений! Для оценивания этих навыков необходима реакция зала.
Кроме этого, участники спектаклей обращаются к зрителям (среди которых есть и взрослые, и дети) с просьбой дать письменные ответы на заготовленные вопросы о спектакле. Это помогает провести после спектакля глубокий анализ. Как поняли зрители главную идею спектакля? Что помогало выразить эту идею? Какие эпизоды, герои показались наиболее яркими? В чем актуальность главной идеи спектакля?
Дети понимают, что зрители, оказывается, играют в спектакле не менее важную роль, чем актеры. Ведь театр всегда держит в фокусе зрителя и его реакцию. И эти ученики никогда не станут в театре разговаривать по телефону и жевать шоколадки!
Вот примеры нашей зрительской работы в начальной школе:



Спектакль вторых классов «Гадкий утенок» смотрели первоклассники, наши самые младшие ученики.


Было очень интересно, когда они нарисовали героев сказки «Гадкий утенок» и рассказали, что спектакль учит быть терпеливыми и внимательными друг к другу; что человеку очень плохо, когда его не понимают.



Третьи классы сыграли в двух вариантах (на руссом и английском языке) спектакль «Русалочка». Зрителями были второклассники. Они написали после просмотра, что смысл жизни человека – в любви, что человек должен быть чутким, что нужно ценить близких нам людей.


Четвероклассники представили большой спектакль – «Снежная королева». Его зрителями были ребята из третьих классов. Они написали, что этот спектакль – о ценности дружбы и верности, которую нельзя купить ни за какие деньги.


Все спектакли нашей школы снимаются на видео, чтобы потом провести подробное взаимооценивание и самооценивание сценической работы каждого студента по критериям «Применение специальных навыков» и «Личное участие в процессе работы». Это реализует одно из важных достояний программы: развитие чувства внутреннего самоконтроля с целью осознания возможностей дальнейшего продвижения ребенка.

Шестые и седьмые классы представили школе результат изучения театральной культуры определенной эпохи.


С шестого класса ребята на уроках драмы приступают к изучению истории театра. Но не просто на словах! Каноны театра мы изучаем, погружаясь в образы героев той эпохи.
Шестиклассники познакомились с историей возникновения театра в Древней Греции. Эта эпоха изучалась в интеграции с уроками литературы и истории. Ребята познакомились и с эпохой, и с героями мифов, и великими древними драматургами.


На сцену ученики выставили спектакли по трагедии древнейшего драматурга Эсхила «Прометей прикованный» и двум мифам: «Ясон и Аргонавты» и «Орфей и Эвридика».

Ребята помогали подбирать музыку для спектакля, сочинили своими силами танцевальные композиции.



Зрителями спектакля были семиклассники (которые в прошлом году великолепно сыграли в отрывках трагедии Софокла «Антигона» и Еврипида «Ифигения в Авлиде»)
Седьмые классы изучают театр эпохи Средневековья и Возрождения. Разумеется, мы обратились к Шекспиру. Для курсового спектакля ребята захотели выбрать комедию. Ею стала комедия «Двенадцатая ночь». Спектакль получился веселый и романтичный, ведь сюжет основан на сходстве героев – близнецов. Чтобы сыграть близнецов, исполнительницам пришлось передавать друг другу одинаковые парики и плащи. Это получилось забавно и было очень в духе знаменитой комедии дель арте.



Всегда есть в школе дети, которым тесны рамки урока. Для таких детей, увлеченных театром, по вечерам открывает свои двери школьный театр «Глобус». Одним из последних спектаклей прошлого года стал спектакль-капустник «Умная дурочка» по пьесе испанского драматурга эпохи Возрождения Лопе де Вега.



«Капустник» – это особый веселый театральный жанр, который предполагает эклектику (смешение разных жанров, источников и стилей). В этом спектакле встретились культура Возрождения и современности: на фоне текстов Лопе де Веги звучали модные песенки-шлягеры, в костюмах актеров сочетались кружевные шелковые рубашки с современными джинсами. Этот прием очень нравится зрителю, потому что делает классику более близкой нашему времени.


В конце мая состоялись спектакли первых классов - они показали зрителю сказку «Дюймовочка».

Зрители получили возможность увидеть ярких героев: очаровательную Дюймовочку, добрую Ласточку, практичную Мышку, солидного Крота.

И пятиклассники представили свою творческую работу – продукт проектной групповой деятельности - спектакль «Маленький принц». Эта работа была очень важной, так как в спектакль вошли конечные продукты детских проектов: созданные детьми песни, танцы, композиция с лентами (олицетворяющих полет Принца с перелетными птицами); электронные презентации-иллюстрации к разным моментам спектакля, сделанные своими руками предметы реквизита (фонарь Фонарщика, огромная книга Географа, самолет Летчика), сшитый из разноцветных лоскутков огромный шарф «Звездный путь Принца»… Этот спектакль был поистине торжеством детского творчества пятиклассников!

И полноценной демонстрацией всех приобретенных знаний и навыков по драме становится в нашей школе работа десятиклассников на внешнее оценивание по программе Международного Бакалавриата. Ученики 10 классов представляют по драме свои работы. Каждый должен выбрать любой драматургический отрывок и поставить его на сцене силами одноклассников (используя подходы системы Станиславского!)



Вот тут каждый ученик может самостоятельно организовать и провести творческий процесс (от выбора пьесы до съемки своего маленького спектакля). Какие интересные, разноплановые работы представляют десятиклассники! Это и Шекспир, и Пушкин, и Ауэзов, и Лермонтов, и Гете, и Шоу!.. Их выбор демонстрирует, что в итоге преподавания драмы ребенок становится грамотным зрителем и свободным, творческим человеком! Каждый может реализовать себя как режиссер, организатор творческого процесса, и как актер, претворяющий в жизнь полученную задачу.



Многим студентам на всю жизнь запомнится эта уникальная возможность. И каждый выносит для себя навыки организатора коллективной деятельности (ведь режиссеру приходится не только разработать творчески свой отрывок, но и организовать с людьми весь процеес).

Седьмой год я работаю в МША и за эти годы сумела создать свою программу «Театральное искусство. Теория, история, практика», опубликовала Справочник специальных терминов и информации, работаю над созданием учебно-методического пособия. Все эти годы я продолжаю пролагать дорогу к моей мечте: уроки театра - для всех!

Учитель драмы и филолог Кухарева Г.А.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Galina (25.02.2012) | Автор: Галина Анатольевна Кухарева E
Просмотров: 3087 | Комментарии: 3 | Теги: Уроки театра для всех, Театр и литература, школьный театр, формирование эмоционально-личностно, творчество в школе | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Татьяна9389   (09.11.2014 12:05)
Уроки театра все-таки нужны в школе. На них дети чувствуют себя более раскрепощенными, учатся общаться друг с другом, выступать перед публикой, нести ответственность за своих друзей. Навыки, приобретенные на уроках театрального искусства, влияют на дальнейшее творческое развитие детей. Наши выпускники Школы искусств №2 находят себя в различных сферах деятельности, умеют вести себя в любых ситуациях.

2 5soldo   (17.12.2012 15:54)
Я не согласна с автором статьи в том. что уроки театра должны быть частью программы. У нас, в Школе искусств, уроки "театра для всех" даются только в подготовительном классе. Преподавателем театр.дисциплин должен быть, как и везде, профессионал. А делать из филолога театрала - невежественно и неуважительно по отношению к деятелям театра. Я - музыковед по профессии, прекрасно провожу "капустники" разного рода шоу, но никогда не "полезу не в свои сани". Кроме того, обучать театр.искусству надо профпригодных детей, чтобы учитель не мучался с их природными дефектами. А психологические проблемы пусть решает профессиональный психолог.

1 Екатерина   (11.03.2012 12:00)
Поддерживаю на все 100! На собственном опыте могу сказать: дети, у которых есть драма (один урок в неделю!) - другие! Они более открыты, не боятся раскрываться на публике, умеют выразить себя - и словом, и мимикой, и пластикой. Такие дети лучше знают себя - свои возможности, свои выигрышные стороны, и свои неизбежные недостатки (как бы мы не хотели, но они есть у каждого!). Мне кажется, дети-"актёры" более счастливы и более уверенно идут по жизни по сравнению с теми, кому не довелось получить в детские годы театрального опыта. Поддерживаю лозунг: "Уроки театра - для всех!"

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz