Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 05:01

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Дополнительное образование

программа работы экологического клуба
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Современная экология»
районного экологического клуба «ЭКОС»
при Доме детского творчества

Номинация:
Методическое обеспечение
учебного процесса

разработана
Снегиревой М.Н., педагог ДДТ

г. Ерейментау

1. Пояснительная записка
Программа «Современная экология» разработана в целях расширения программно–методического обеспечения работы педагогов (особенно сельских школ) в сфере экологического воспитания и образования в целях повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности сельских школьников.
Программа «Современная экология» предполагает системный подход к постановке и решению задач экологического образования, воспитания, развития личности и сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы, индивидуального и коллективного творчества, совместное творчество педагога и учащихся.
Настоящая программа является вариантом программы дополнительного экологического образования «Юный эколог», измененной и дополненной с учетом опыта ее реализации не только в городской, но и в сельской местности.
Создание проекта «Современная экология» обусловлено комплексом причин. Были проанализированы программы «Здоровье и окружающая среда» под редакцией Б.T.Величковской, которая основана на здоровье сберегающем факторе; «Природа и цивилизация» под редакцией B.C.Шилова, в которой рассматриваются научно – технические разработки и их влияние на окружающий мир, «Глобальные проблемы человечества» под редакцией T.B.Кучер, в которой указаны формы работы с глобальными проблемами всего человечества.
Разрозненность источников не обеспечивала принцип системности воспитания, необходимую последовательность изучаемых тем, не доставало логической структуры. Требовалась постоянная корректировка учебных и воспитательных планов с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей и педагога, реальных возможностей обеспечения программ дидактическими материалами и финансовыми ресурсами.
В последнее время изменились подходы к воспитанию и дополнительному образованию детей, в общем, и экологическому воспитанию, в частности. Большое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей школьного возраста. Появилось много новой литературы для педагогов и родителей, занимающихся с детьми, новых методик в области экологического воспитания и образования. Возникла потребность в интересах ребёнка и с учётом потребностей родителей и педагогов обогатить учебный процесс новыми формами и методами воспитательной работы, отразить в программе собственные наработки. Все вышеизложенное и обусловило создание проекта «Современная экология».
Актуальность данной программы можно рассматривать с нескольких позиций.
1. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
2. Программа способствует раскрывать проблемы прогнозировать появление проблем и их последствий в жизни общества. Отвечает потребностям учащихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания. Важным звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.
Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, природоведению рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей. Сочетание теоретических и активных форм обучения, таких как игра, беседа, диспут, дискуссия, походы, экскурсии, тренинги, конференции и др.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятия в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях, использование регионального компонента.
Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможность педагогу проявлять себя творчески, т. к. в школьной программе на экологию отводится очень мало времени.
Программа «Современная экология» углубляет и дополняет знания детей по проблемам экологии, получаемые в общеобразовательных школах г. Ерейментау и Ерейментауского района.
Основные идеи, на которых базируется данная программа:
Научная идея - основные законы в области биологии и экологии, идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей природы и его влияние на экосистему.
Общепедагогическая идея - учёт в программе возрастных особенностей учащихся.Программа рассчитана на подростков, преимущественно, 12–15 лет, находящихся в возрасте, когда происходят глубокие физиологические изменения организма, бурно развивается психика, поэтому педагогу необходимо знать и учитывать в своей работе особенности физического развития и психологические особенности поведения детей и подростков. Подростки чрезвычайно активны в этом возрасте. Очень важным становится для них мнение сверстников, общественное мнение. Они еще не умеют анализировать собственные поступки, свои успехи и неудачи, а поэтому каждая неудача вызывает у них чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Вот почему важно оградить обучающихся от первых возможных неудач, поддерживать в них ощущение, что «все получится», которые позволили бы ощутить чувство уверенности в себе. В этом возрасте у подростков еще недостаточно сформированы навыки самостоятельных действий, но уже резко выражено стремление к самоутверждению. Поэтому следует таким образом давать задания, строить общение, чтобы подростки ощущали себя на уровне предъявленных требований – это позволяет поддерживать в них высокую самооценку, особенно важную в подростковом возрасте. Отношение старших подростков играет также немаловажную роль. При общении с ними менее всего подходит менторский тон, прямое требование и непосредственное давление. Гораздо эффективнее становится просто предложение о помощи или ненавязчивый опосредованный совет. Именно в этом возрасте они усваивают определенные нормы взаимоотношений и начинают видеть различия в несоответствии предъявляемым к ним требованиям и реально наблюдаемыми явлениями. Если же у подростка уже сформированы или формируются неверные моральные установки, то педагогу необходимо найти доказательства их несостоятельности.
Учет особенностей возрастной психологии позволяет наиболее эффективно и в то же время бережно, не травмируя психику обучающихся, достигать поставленных в программе целевых ориентиров.
Работая с подростками, нельзя забывать о том, что период полового созревания – это время сильнейшей перестройки всего организма. Грубость, раздражительность, частые смены настроения, повышенная утомляемость и другие симптомы полового созревания не только влияют на выбор педагогом форм и видов обучения, но и требуют от него повышенной чуткости и такта. Так, подростки мальчики в этом возрасте очень много едят – это естественное явление, которое не должно удивлять педагога. У подростков девочек, чаще, чем у мальчиков, может неожиданно резко повышаться температура, иногда до 38–39 и так же неожиданно проходить.
Важно и то, что именно в подростковом возрасте происходит утверждение подростков, как мальчиков, так и девочек. Становится отчетливо выраженным различие поведения по половому признаку, появляется половое влечение, проявляется ярко выраженный интерес к сексуальной жизни. Учитывать эти особенности необходимо, ведь половые различия оказывают влияние на поведение, восприятие, способы общения и выбор деятельности. Вековые традиции, когда мужчинам отводилась роль сильных, храбрых защитников, а женщинам – роль хранительниц домашнего очага, конечно, претерпевают определенные изменения в современной жизни, но развитие в мальчиках мужского начала, а в девочках – женского, остается актуальным, ибо «unisex» в социальной сфере не кажется нам оптимальным выбором отношений в обществе. Особенности мальчишеской и девчоночьей психологии необходимо учитывать, подбирая соответствующие способы воздействия на обучающихся, развивая в них то, что заложено природой, воспитывая требуемые обществу качества.
Социальная идея - в наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ. Наряду с этим экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современная наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов. В обществе возрастает понимание значимости экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении. Экологическое образование этому способствует, так как является основой формирования мировоззрения, важным этапом формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей таких нравственных качеств как уважение к другим, терпимость, умения сопереживать и сотрудничать. Познавать историю своего края, региональные особенности.
Создание программы по экологическому образованию и работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом.
Программа «Современная экология» предназначена для детей школьного возраста (12–15 лет) и рассчитана на 3 года обучения с периодичностью занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
• принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
• принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
• принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
• принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
• принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;
• принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;
• принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;
• принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся.
Цель и задачи программы
Цель – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Практические работы предусмотренные программой ставят своей целью связать общие глобальные проблемы с региональными и местными, что делает их личностно значимыми, воспитывает активную жизненную позицию.
Обучение по программе способствует формированию и воспитанию у детей (имеются в виду дети, обучающиеся по данной программе) эмоционально–положительного, ответственного отношения к природе на основе приобретенных знаний в области биологии, химии и экологии, развитию потенциала образовательных потребностей детей, личностных качеств и индивидуальных способностей детей, обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Ознакомить обучающихся с причинами возникновения Глобальной проблемы современности.
2. Способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу.
3. Научить прогнозировать появление источников Глобальной проблемы экологии.
4. Дать знания последствий на жизнь живых организмов от действия на атмосферу, гидросферу, литосферу.
5. Научить школьника умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения.
6. Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
Развивающие:
1. Способствовать развитию наблюдательности.
2. Развивать навыки бережного общения с живыми объектами.
3. Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей.
4. Способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
5. Развивать нравственные и эстетические чувства.
6. Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.
7. Развивать навыки самоанализа, рефлексии, критического отношения к себе, создание позитивного «Я», пониманию и чувствованию себя своей ценности.
8. Развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях.
9. Приводить примеры влияния местных проблем, элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья, аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций.
10. Развивать умение вести исследовательскую работу.
11. Способствовать расширению кругозора принимая участие в творческих компьютерных программах и конкурсах «Портфолио», конкурсах творческих и научных проектов по программе «Жас эколог».
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу.
3. Воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам экоэтики.
4. Воспитывать коллективизм и дружелюбие.
5. Воспитывать желание и умение видеть во всем проявление высшего смысла гармонии, мудрого отношения к страданиям и испытаниям, которые выпадают на долю окружающей природе.
6. Воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира.
7. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
8. Создание условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения.
9. Воспитание стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни.
Содержательная часть
1 год обучения
Введение. Инструктаж по охране труда (16 часов).
Цель: побудить интерес к образовательной деятельности, изложенной в программе.
Задачи:
• проинструктировать обучающихся о правилах охраны труда на занятиях в клубе и дома, при проведении экскурсий, походов;
• способствовать освоению знаний по охране труда;
• познакомить обучающихся с основными видами деятельности, предусмотренными программой;
• познакомить обучающихся с целью и задачами программы;
• способствовать формированию умения подходить к решению возникающих проблем творчески;
• содействовать развитию умений подростков вести себя в коллективе, на рабочем месте, в жизненных ситуациях, в обществе таким образом, чтобы он своими действиями не наносил вреда природе, окружающим и самому себе;
• способствовать развитию способности в познании основных правил.
Содержание (теория): цель и задачи программы, основные виды деятельности, предусмотренные программой. Инструктаж по охране труда. Правила охраны труда на занятиях в клубе и дома, при проведении экскурсий, походов.
Виды деятельности (практика): игры на знакомство членов группы. Рассказ. Зарисовка знаков по охране труда.
Формы контроля: визуальный, зачёт.
Знать:
• цель и задачи программы;
• основные виды деятельности, предусмотренные программой;
• основные правила охраны труда на занятиях в клубе и дома, при проведении экскурсий, походов;
Уметь: соблюдать основные правила охраны труда на занятиях в клубе и дома, при проведении экскурсий, походов;
2.Чистые вещества и смеси (10 часов).
Изготовление самодельных весов. Физические свойства веществ. Взвешивание веществ. Чистые вещества и смеси. Как поймать невидимку.
Цель. Познакомить школьников с веществами и смесями.
Задачи:
• в обучении–усвоение знаний и умений определять вещества по их физическим свойствам, отличать от смесей.
• в воспитании–научить грамотно проводить самостоятельные наблюдения, организовывать свое рабочее время, работать в коллективе.
• в развитии–развивать самостоятельность, наблюдательность, умение изготавливать самодельные весы и определять массы различных веществ.
3.Вода. Гидросфера. 30 часов.
Самое удивительное вещество природы. Очистка природной воды. Методы и способы очистки воды. Человек и вода на Земле. Получение чистой воды в лаборатории. Очистка воды от примесей р.Селета, Акмырза и др., колодцев, водопроводной воды, талой воды. Три состояние воды. Изменение воды при нагревании и охлаждении Круговорот воды в природе. Жизнь в водоемах. Вода в реках Селета, Акмырза и др., озерах Курбет, Тенис. Растворимость веществ. Вода растворитель. Гидросфера.
Цель. Познакомить учащихся с веществом ВОДА, знать воды своей территории, уметь владеть основными методами очистки.
Задачи:
• в обучении– овладеть знаниями о воде , ее свойствах, методах очистки, состояние воды различных источников.
• в воспитании – обратить внимание на важность воды для всего живого на Земле.
• в развитии – научить применять знания о составе воды при решении проблемных вопросов, умение описывать свойства воды различных источников своей местности.
4.Воздух. Атмосфера. 20 часов.
Чудесная невидимая смесь . Углекислый газ в воздухе. Обнаружение углекислого газа. Свойства воздуха. Как сберечь чистый воздух. Из чего состоит молекула. Состав окружающего воздуха. Восстановление чистой атмосферы. Лес. Дубрава. Влияние пожаров.
Цель. Познакомить с чудесной смесью– воздух, знать его состав и свойства, уметь обнаруживать углекислый газ в его составе.
Задачи:
• в обучении – узнать состав и свойств воздуха, уметь обнаруживать углекислый газ в воздухе, выяснить состав молекулы, знать основные источники загрязнения воздуха своей местности.
• в воспитании – раскрыть значение воздуха для жизни организмов, обобщить представление о круговороте веществ в природе, особое значение растений, уметь вести себя согласно экологической этике поведения.
• в развитии – развивать способности оценивать состояние воздуха, способствовать восстановлению постоянного состава воздуха.
5.Введение в экологию. 40 часов.
Что такое экология. Что такое экосистема. Что такое биосфера. Приплюснутый шар. Голубое небо. Экология в нашем доме. Как устроена биосфера. История развития г. Ерейментау (и сельских округов, аулов). История возникновения г. Ерейментау (и сельских округов). История возникновения Акмолинской области. История возникновения Ерейментауского района.
Цель. Воспитать экологическую культуру, сформировать у учащихся знания об экологии как науки. Выявить, что изучает современная экология
Задачи:
• в обучении: сформировать знания об истории зарождения экологии, выявить структуру биосферы, знать историю возникновения своей местности.
• в воспитании: уметь грамотно относится к экологии в нашем доме, соблюдать культуру поведения, знать экологическую этику.
• в развитии: усвоение знаний и умений изучать историю своего края, способствовать улучшению состояние окружающей природы.
6. Мониторинг окружающей среды. 10 часов.
Наблюдение. Прогноз состояния окружающей среды. Оценка фактического состояния. Оценка прогнозируемого состояния. Экологические исследования. Моделирование. Экологическая экспертиза.
Цель. Познакомить учащихся с мониторингом окружающей природы.
Задачи:
• в обучении– знать как и почему проводится мониторинг окружающей среды, изучить три этапа экологической экспертизы: исследовательский – постановка проблемы, составление методики экспертизы, проведение наблюдений и измерений в экосистемах; аналитический – построение модели (план экосистемы, описание, графики, диаграммы, уравнения изменений параметров основных факторов) , выявление проблем и их анализ, выдвижение гипотез по их решению, экспериментальные исследования для проверки гипотез; проектный этап– разработка конкретных предложений по изменению возникших ситуаций в экосистемах или предупреждению возможных нежелательных изменений.
• в воспитании – уметь наблюдать состояние окружающей природы.
• в развитии – овладение основными приемами оценки состояния экологии, умение проводить самостоятельные исследования в течении летних каникул.
2 год обучения
1.Введение. Инструктаж по охране труда. 10 часа.
Условия и техника безопасности при проведении опытов и экспериментов. Безопасность– основное требование.
Цель. Повторить основные правила и нормы поведения при работе кружка «Экос».
Задачи:
• в обучении– знать как и почему проводится мониторинг окружающей среды, изучить три этапа экологической экспертизы: исследовательский – постановка проблемы, составление методики экспертизы, проведение наблюдений и измерений в экосистемах; аналитический – построение модели (план экосистемы, описание, графики, диаграммы, уравнения изменений параметров основных факторов) , выявление проблем и их анализ, выдвижение гипотез по их решению, экспериментальные исследования для проверки гипотез; проектный этап– разработка конкретных предложений по изменению возникших ситуаций в экосистемах или предупреждению возможных нежелательных изменений.
• в воспитании– уметь аргументировать, и с достоинством отстаивать собственное мнение.
• в развитии – уметь творчески подходить к решению возникающих проблем.
2.Атмосфера. 40 часов.
Изучение состава. Сферы атмосферы. Условие их формирования. Наземно – воздушная сфера. Влияние антропогенных факторов на атмосферу. Восстановление атмосферы. Фотосинтез. Типы растительных форм. Круговорот веществ. Функции атмосферы. Оценка экологического состояния воздуха.
Цель. Углубить знание об атмосфере.
Задачи:
• в обучении – знать состав атмосферы, выявить сферы и их особенности. Знать условия и причины их формирования. Усвоение основных сред обитания организмов. Уметь прогнозировать влияние антропогенных факторов на атмосферу. Изучить влияние антропогенных явлений на природу. Научить прогнозировать появление источников Глобальной экологии атмосферы. Дать знания последствий на жизнь живых организмов от действия на атмосферу. Уметь оценивать экологическое состояние воздушной атмосферы. Выявить основные формы растений и их значение в фотосинтезе. Знать круговорот азота, углерода, воды, углекислого газа.
• в воспитании: воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающей среды. Продолжить воспитание бережного отношения к природе. Способствовать воспитанию наблюдательности, чуткости, доброты, отзывчивости. Продолжить воспитание в духе гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни. Создание условий для воспитания личности, обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности, способной самоопределению.
• в развитии: Продолжать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях, грамотно вести себя в природе. Способствовать улучшению окружающей природы.
3. Гидросфера. 40часов.
ВОДНАЯ СРЕДА. Оценка экологического состояния водных объектов. Проблема стабильности. Чистота водных объектов г. Ерейментау (сельских округов). Водные объекты г. Ерейментау (сельских округов). Влияние воды на здоровье человека. Заболевания. Колодцы и их обследование. Водоснабжение в городских (сельских) школах. Водоснабжение жителей г. Ерейментау (сельских округов).
Цель. Углубить знания о гидросфере.
Задачи:
• в обучении – продолжить изучение водной оболочки Земли, уметь давать оценку экологическому состоянию водных объектов территории г. Ерейментау (сельских округов), изучить влияние воды на здоровье человека, выявить заболевания передающиеся воздушно– капельным путем, выявить особенности заболеваний нашей местности, изучить водоснабжение.
• в воспитании– продолжить воспитание всесторонне развитой личности, уметь аргументировать свое поведение , способствовать очищению водной среды родного края.
• в развитии– продолжать формирование навыков грамотного поведения в природе на водных объектах.
4.Биография Ерейментауского района. 54 часа.
Ерейментауский район в 30-е годы. Сельскохозяйственные комплексы. Сельский ландшафт охраняемые территории. Экологическое состояние в сельском хозяйстве Значение и экологическая роль применение удобрений и пестицидов. Экология Акмолинской области.
Цель. Изучение биографии Ерейментауского района Акмолинской области.
Задачи:
• в обучении–изучить биографию района по архивным источникам, выявить состояние района с 1930–2010 год, определить сельскохозяйственные комплексы их особенности и роль в изменении сельского ландшафта, знать экологическое положение в с\х, знать черты экологических ресурсов Ерейментауского района, знать последствия применения пестицидов в с\х, выявить загрязнение пестицидами продуктов питания, выявить влияние пестицидов на биогеоценозы, знать условия охраны окружающей среды при использовании пестицидов и агрохимикатов, выявить контроль за загрязнением.
• в воспитании–приобретение обучающимися личного социального опыта, формирование эмоционально – ценностного отношения к людям, соблюдение основных правил личной гигиены, осознание необходимости соблюдения принципа «не навреди».
• в развитии–физического и умственного развития, творчески подходить к решению проблем.
5. Мониторинг окружающей среды. 4 часа.
Оценка фактического состояния. Оценка прогнозируемого состояния. Экологическая исследовательская работа. Моделирование.
Цель. Продолжить мониторинг окружающей среды.
Задачи:
• в обучении–уметь давать оценку фактическому и прогнозируемому состоянию природных факторов, продолжить комплексное исследования экосистем и техносистем, анализ проблем и проектирование изменений.
• в воспитании–уметь прогнозировать результат своей работы.
• в развитии–продолжать стремление оценивать состояние экологической обстановки, проводить самостоятельно исследования в течение летних каникул.
3 год обучения
1.Введение. Инструктаж по охране труда. 8 часов.
Условия безопасности при работе. Техника безопасности.
Цель. Приобретение навыков безопасной деятельности дома, в природе, в лаборатории.
Задачи:
• в обучении–знать все группы знаков безопасности, уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях.
• в воспитании–воспитать грамотного человека, способствовать тому ,чтобы воспитанники делились своими знаниями с младшими.
2. Антропогенные воздействия на окружающую среду. Глобальная экология. 86 часов.
Что изучает глобальная экология. Глобальная экосистема. Глобальные антропогенные кризисы Земли. Проблемы «парникового эффекта». Проблема кислотных дождей. Взаимодействие в системе Биосфера– Солнце. Проблема сохранения биологического разнообразия на территории г. Ерейментау (сельских округов). Моделирование и прогнозирование в экологии. Тестирование. История экологических связей человечества. Воздействие человека на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды. Факторы самоочистки водоемов. Окружающая среда на территории г. Ерейментау (сельских округов). Водная среда территории. Антропогенные воздействия на растительный мир. Атлас растений территории школ. Растительные сообщества на территории г. Ерейментау (Селетинского, Акмырзинского, Новомарковского, Павловского сельских округов). Сукцессии. Пожары. Антропогенное воздействие на животный мир. Насекомые территории. Составление гербария. Выявление многообразия сообществ. Экскурсия в экосистему.
Цель. Выявление проблем и последствий Глобальной экологии.
Задачи:
• в обучении–знать проблемы Глобальной экологии, знать кризисы Земли, уметь моделировать, прогнозировать, анализировать последствия этих проблем, знать особенности животного, растительного мира территории г. Ерейментау (сельских округов); знать состояние окружающей среды, уметь вести исследовательскую работу, знать терминологию в науке Экология, решать различные виды тестов.
• в воспитании–воспитывать бережное отношение к природе, продолжать воспитание наблюдательности, чуткости, доброты и отзывчивости, создать условия для воспитания доброжелательности, взаимовыручки в коллективе, создать условие для воспитания личности, обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию, инициативы, умение работать в группе и индивидуально для нахождения общего согласованного решения, уметь правильно и грамотно излагать свои мысли, планировать свое время, способствовать воспитанию и формированию у обучающихся сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
• в развитии–развить чувство гордости за свою малую Родину, развить навыки общения совместной деятельности в коллективе, развить навыки духовно–нравственного поведения в природе.
3. Прикладная экология. 12 часов.
Геоэкология. Экология человека. Валеология. Экология сельского хозяйства. Радиоэкология. Тестирование.
Цель. Познакомить с различными науками, изучающими взаимодействие живых организмов и среды их обитания.
Задачи:
• в обучении–познакомить с прикладной экологией, выяснить , что изучает геоэкология, закономерности и законы; знать жизнедеятельность людей, знать как определяется рацион питания, знать техногенное влияние человека на экосистемы, знать комплекс повседневно действующих стресс–факторов, знать причины возникновения вредных привычек, знать основные вопросы валеологии, знать последствия влияние шума и радиации.
• в воспитании–воспитать желания изучать различные науки, воспитать гражданскую ответственность и неравнодушие к судьбам и здоровью окружающих и своему, вести здоровый образ жизни, привлекать к активной деятельности своих друзей.
• в развитии–применять широко на практике приобретенный опыт работы в кружке, желание познакомить со своими результатами окружающих.
4. Охраняемые природные территории и объекты. 30 часов.
Охраняемые ОПТО. Заповедники. Заказники. Памятники природы. Заповедно–охотничьи хозяйства. Экология и экономика. Экология и война. Шум и природа на территории Акмолинской области. Описание территории г. Ерейментау (сельских округов) для выявления природных объектов. Тестирование. Экологическая безопасность. Система экологической безопасности. Экологический риск. Законы экологии. Природа, искусство, нравственность. Экологическая культура.
Цель. Выявление, обследование и описание уникальных природных объектов своей территории.
Задачи:
• в обучении–знать уникальные природные объекты Ульяновской области, выявить природные объекты своей территории, знать основные источники влияющие на состояние природы, знать и умело применять законы экологии, уметь грамотно вести методическую работу по исследованию.
• в воспитании–способствовать культурно–просветительной деятельности среди местного населения, воспитывать и прививать эстетические чувства и этические нормы поведения, способствовать выбору профессий при дальнейшем изучении эколого–биологического цикла.
• в развитии–развивать тенденцию просветительной работы, способствовать дальнейшему сотрудничеству, развивать энтузиастов охраны ценных природных объектов.
5. Мониторинг окружающей среды. 8 часов.
Оценка фактического состояния. Оценка прогнозируемого состояния. Тестирование.
Цель. Закрепить знание учащихся проводить мониторинг окружающей природе.
Задачи:
• в обучении–научить проводить мониторинг гидрологии, водоемов, наземный, определять загрязнение воздуха с помощью лишайников, давать характеристику зон загрязнения рек Селеты, Акмырза и др. экологического состояния пришкольного участка, характеристику различных по химическому составу групп пестицидов, определять показатели стадий рекреационной дигрессии сообществ.
• в воспитании–обеспечивать устойчивое использование природных ресурсов и окружающей среды, содействовать сохранению разнообразия и жизнеспособности природы, предотвратить загрязнение окружающей среды, улучшить качество нашей общей жизненной среды, следить за эстетическими и культурными ценностями окружающей среды, уменьшить экологический риск.
Принципы построения программы заключаются в следующем.
1. Программа построена на раскрытие изучаемых тем первого года обучения, согласно авторскому учебнику « ЭКОЛОГИЯ с основами регионального компонента, «в котором показаны элементы проведения лабораторных и практических работ, результаты лучших работ участников кружка прошлых лет: атлас школ, где описаны и зарисованы растения произрастающие на территории с. Павловка (автор Сагитова Д.), вода, расход воды по школе за год и по месяцам, виды колодцев на территории с. Селеты (автор Костина А.), фоторепортаж, показывающий окружающую природу и сельский ландшафт (автор Пашелов С.), формы рассеивания семян и прилагаемая коллекция семян (автор: Макпозова А.), экологическое положение в с\х. (автор Чистякова К.), экология Ерейментауского района (автор Куренько Д.).
2. Программа второго года обучения строится на исследовательской работе учащихся, используя различные методики работы.
3. Программа третьего года обучения основана на анализе полученных знаний. Проведение различных тестов для закрепления и проверки знаний. Использование рабочей тетради (авторы Демченко Е.Н., Попова О.В., Байтасова Ш.Ш.).
Особенности программы
Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нём, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.
Успех во многом зависит от правильного выбора и применения методов обучения, под которыми понимаются способы совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно–образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.
Методы обучения:
• наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);
• практические: игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);
• словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;
• контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков
• коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;
• интерактивные методы, т.е обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры);
Методы воспитания:
Так как предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и отношение мира к себе, то можно выделить следующие методы воспитания, которые использует педагог в своей работе:
• методы формирования социального опыта детей. Эти методы воспитания направлены на то, чтобы упорядочить, насколько возможно, влияние внешних факторов социализации (общение со сверстниками и взрослыми, выбор развлечений и др.) и создать благоприятные условия для саморазвития личности подростка. Педагог предъявляет к обучающимся свои требования, а в ходе совместных занятий формируются и воспитываются коллективные требования. И здесь большую роль играет авторитет педагога.
• методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этих методов воспитания является вербальность. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка и является мощным средством воспитания.
• методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна поддержка педагога. Мы активно использует поощрение, соревнование.
В программе используются следующие формы работы:
• индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);
• групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
1. Комплексные занятия обобщающего и углубляюще–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В условиях клубной работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности:
• Наблюдение (возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.)
• Исследования.
• Проведение опытов.
• Конференции.
• Индивидуальные практические занятия.
• Просмотр диафильмов и слайд–фильмов.
• Изучение исследовательских работ на сайтах Интернета
2. Экскурсии в природу.
3. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
4. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
5. Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др.
6. Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.
Предполагаемые результаты усвоения программы
Базовыми результатами воспитания обучающихся будут:
На первом году: соблюдение норм экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе: умение выполнять поручения руководителя: соблюдение основных правил личной гигиены.
На втором году: самостоятельность в действиях, понимание общественной значимости совершаемых дел, осознание необходимости соблюдения принципа «не навреди» во взаимоотношениях с природой и с людьми, понимание необходимости разностороннего развития личности и достижения хороших результатов.
На третьем году: ответственность за свои действия, самостоятельность и взаимопомощь, понимание мира природы как целостного организма, стремление соблюдать нормы экологического и общественного поведения, согласованное выполнение коллективных действий, оптимальный уровень коммуникативности, стремление к здоровому образу жизни.
Базовыми результатами развития обучающихся будут:
На первом году: достижение уровня физического и умственного развития, выполнение творческих работ, участие в планируемых акциях.
На втором году: достижение уровня физического и умственного развития, достаточного для участия в исследовательских работах, прохождение всех экологических работ.
На третьем году: достижение уровня физического и умственного развития, овладение навыками адекватной самооценки в условиях защиты творческих работ и походной деятельности.
Для реализации поставленных в программе задач и достижения планируемых целевых ориентиров педагог использует комплекс педагогических технологий. Учитывая, что овладение знаниями и умениями происходит на благоприятном фоне положительного настроя и мотивации на овладение знаниями и умениями со стороны детей, педагог стремится к тому, чтобы ребенок «учился сам». Для этого он не только отбирает содержание учебного материала, но и применяет соответствующие методы обучения, формы познавательной деятельности и технологии, обеспечивающие комфортные условия для развития личности.
Дополнительное образование есть изначально личностно–ориентированное образование, поскольку подавляющее большинство детей приходит заниматься видами деятельности, которыми они хотят заниматься. В настоящее время в нашей школе действует один кружок.
Диагностика результативности программы (по методике определения результатов образовательной деятельности детей)
Условия реализации программы:
• наличие помещения для учебных занятий, отвечающего правилам СанПиНа;
• регулярное посещение занятий;
• наличие учебно–методической базы. Использование наглядных пособий, ТСО, компьютерная работа, способствует лучшему изучению материала и позволяет разнообразить формы и методы занятий. Поэтому занятия в кружке должны быть обеспечены оборудованием, раздаточным материалом (карточки с тематическими кроссвордами, редкие и исчезающие растения и животные Ульяновской области, таблицы круговорота веществ, набор дисков )
• наличие материальной базы: на занятиях предусмотрено использование видеомагнитофона, мультимедийного проектора, компьютера, магнитофона, видеофильмов и фотографий о природе территории Ерейментауского района
• Взаимодействие с учреждениями и организациями эколого–биологического направления: Экоцентр, детский оздоровительный центр «Жулдыз», областной дом творчества, школы района.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: manynja (24.04.2012) | Автор: Снегирева Майя Николаевна E
Просмотров: 2155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz