Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 04:57

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Технология

Проектный метод обучения на уроках технологии
Проектная технология обучения – основа развития креативности учащихся
Учитель технологии средней школы №1 г.Костаная Луговая Н.С.
Образовательная область «Технология» - обязательная составная часть общего среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений, без которых невозможны полноценное становление личности, ее социализация, сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, экономический и социальный прогресс страны. Технологически образовать ученика значит, прежде всего, сформировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение. Именно образовательная область «Технология» призвана обеспечить практическое обоснование и реализацию учащимися знаний по основам наук. Уроки технологии способствуют развитию логического мышления, творческой инициативы, навыков конструирования, развитию речи, вырабатывают умение правильно, четко, аргументировано излагать свои мысли, учат отстаивать свою точку зрения, формируют трудовые навыки, умение работать в коллективе.
Большие возможности для формирования этих качеств личности дает метод проектного обучения, который применим в любом разделе образовательной области технологии и, особенно в специальном модуле - проект.
Уроки технологии на сегодняшний день — единственные, где ребята создают собственные художественно ценные продукты, которые для них личностно значимы. Причем многие из этих продуктов значимы и для общества. То, что делают наши дети своими руками, востребовано в среде их сверстников, в их семьях, многие изделия декоративно-прикладного искусства изготовленные детьми можно преподнести в подарок, реализовать в художественном салоне, а значит, они смогут заработать этим деньги.
Что же такое «Проект»?
Это творческая работа, выполненная ребенком самостоятельно от замысла до готового изделия. Работая над проектом, добывая знания самостоятельно, анализируя имеющийся материал, разрабатывая алгоритм изготовления изделия, человек учится думать, самостоятельно принимать решения и отвечать за свой выбор. Эта работа помогает развивать логическое мышление, воображение, искать новые решения.
Ведь всем известно, что научить делать какие-либо операции можно любого человека, а придумать что-то новое, необычное может не каждый.
Таким образом, проект помогает каждому ребенку стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса, а главное - учит креативно мыслить. Учитель должен вооружать детей методами осмысления окружающей действительности, методами ее преобразования. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.
Давайте вспомним принципы проектного обучения и требования к проектным работам.
Принципы учебного проектирования
• Выявление интересов детей;
• Опора на ранее усвоенный материал;
• Самостоятельность учащихся;
• Творческая активность;
• Практическая осуществимость проекта;
• Связь с потребностями общества.
Требования к проектам
1.Организационно – педагогические:
• Логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;
• Комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течение учебного года;
• Профориентационная направленность
2. Психолого – физиологические:
• Соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным, физиологическим возможностям;
• Обеспечение санитарно – гигиенических и безопасных условий труда
3. Технолого – экономические:
• Соответствие материально – техническим возможностям учебных мастерских;
• Учёт региональных, национальных и местных особенностей;
• Использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, эргономичность, соответствие требованиям дизайна.
Проектную деятельность учащихся можно разделить на три этапа: поисково-исследовательский, технологический и заключительный.
На первом этапе ученики проводят исследования, изучают имеющийся материал, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологических требований, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, определения цели проекта и решаемых задач. Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум достоинств и минимум недостатков. После выполнения эскиза разрабатывается алгоритм технологического процесса изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.
Не следует стремиться, чтобы учащиеся все работы делали в школе, в учебных мастерских. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому часть проекта, можно выполнять дома.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи, а маркетинговая часть проекта дает им возможность помечтать о будущем.
К защите творческого проекта ученик представляет пояснительную записку. При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов).
Мы вместе с ученицами оцениваем работу по нескольким направлениям, для удобства я разработала вот такую таблицу:
№ п/п Фамилия, имя учащегося изделие пояснительная записка защита
Идея качество актуальность содержание приложения оформление защита маркетинг ответы на вопросы
1
2
3
4
5
Как правильно пройти все этапы проектирования? Как научиться планировать работу, реализовывать задуманное, сотрудничая с учителями и одноклассниками? Где найти и по какому принципу отобрать необходимую для реализации проекта информацию? Как оформить и структурировать ее? Как представить результаты своей работы так, чтобы они были интересны аудитории? Ответить на эти сложные для ребят вопросы помогает презентация «Работа с проектом». В этой презентации собран материал по различным темам декоративно-прикладного искусства, подробно с примерами поясняется структура пояснительной записки, дается план маркетингового исследования и многое другое, что позволяет работать над проектом самостоятельно, выбрать тему, которая интересна ребенку, работать в удобном для каждого темпе. Уроки работы над проектом с применением данной презентации - попытка сделать шаг навстречу новым технологиям и решить учебные задачи с учетом особенностей личности ребенка, с учетом его потребностей, его собственного опыта.
Я стараюсь, чтобы проекты, выполненные ученицами, были приближены к жизни. Когда дети выбирают изделие для проекта, я прошу ответить, для кого и для чего они будут делать эту вещь, принесет ли она кому-нибудь пользу, не будет ли она засорять предметный мир, смогут ли они, умея делать это, заработать?
Для того чтобы облегчить задачу по организации собственного предприятия я разработала план маркетингового исследования, который применяю не только при защите проектов, но и во время представления учебных работ каких как легкое платья, казахский костюм, кулинарные проекты.
План маркетингового исследования
1. Название предприятия и продукции
2. Обзор рынка, анализ развития рынка:
• много ли аналогичной продукции предлагается покупателям в вашем городе
• какое предприятие является ведущим в данной области
• кто конкуренты
• каковы спрос, предложения и цены
3. Описание продукта, его положительные стороны
4. Конкурентоспособность
• опишите основных конкурентов, их сильные и слабые стороны
• сравните свою продукцию с продукцией конкурентов
• укажите, какую выгоду получит потребитель предлагаемого товара или услуги
5. Цена товара
• приведите накладные расходы
• приведите розничную цену
• ваша прибыль, выгодно ли производить данный продукт или услугу
6. Общение с потребителем
• Способы информирования
• Реклама
*какие виды рекламы используются
*рекламные фразы
*логотип вашего предприятия или продукции
• Какие дополнительные услуги выполняются
7. Другие способы продвижения товара
• Программы маркетинга:
*прямые продажи
*договоры о совместной продаже
*зарубежные поставки
8. Основные цели на ближайший год
9. Что необходимо для успеха
Работая над проектом, наши ученики получили возможность отойти от репродуктивного метода постижения материала и вариативно вернуться к изученному ранее. Таким образом, ученики смогли не только углубить, детализировать свои представления о той или иной технологии, но и расставить личностные акценты: понять свои ценностные ориентации, осознать свои представления о мире, свои предпочтения.
Желаю успеха в работе!
Категория: Технология | Добавил: Людмила1879 (16.10.2010) | Автор: Учитель технологии средней школы №1
Просмотров: 6201 | Теги: технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz