Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:52

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Технология

казахский народный костюм в школе
Казахский народный костюм в школе
Луговая Н.С. г. Костанай, СШ №1

Издревле образ жизни казахов был кочевым. Народ создал и передал через поколения богатейшее духовное наследие. Кочевники любили свою землю, ее реки, озера, горы, скалы, леса, они воспевали их в своих песнях, давали родным местам самые поэтические названия, строили памятники, покоряющие своей красотой и величием. Понять сакральный смысл этих вековых традиций и жить в гармонии с ними важно для наших современников.
В школе на уроках истории, литературы, географии учитель старается помочь молодым людям постичь смысл народных традиций, понять как они важны. На уроках технологии возможностей больше. Мы, учителя технологии, можем не только познакомить ребят с традициями казахского народа, но и дать им возможность применять эти знания в жизни, убедиться как они важны. Девочки готовят национальные блюда, изготавливают предметы декоративно-прикладного искусства, шьют национальную одежду.
Предлагаю познакомиться с казахской одеждой и возможностью ее изучения в разделе «технология художественного рукоделия с элементами декоративно-прикладного искусства» (обработка тканей). Казахский национальный костюм - предмет особой национальной гордости казахского народа. Он вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженным на труд тысяч народных умельцев.
В казахском костюме воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создававшихся веками. В нем нашли отражение пульсирующий образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов - русских, татар, каракалпаков, алтайцев, он имеет много общего с национальной одеждой кыргызов, узбеков, туркменов. Как всякий народный костюм, он эволюционно совершенствовался, развитие его основных форм происходило как под влиянием окружающей среды, условий жизни в степях с их ветрами, летним зноем и зимними морозами, так и с учетом потребностей кочевой жизни.
Традиционными материалами дореволюционного казахского народного костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, самотканое полотно из верблюжьей шерсти, реже из бараньей (сукно). Для изготовления одежды широко использовались овчина, козьи, жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых обычно шили тулупы, безрукавки, шаровары, вышитую тамбурным швом верхнюю одежду. На шубы и головные уборы нашивали меха волков, лисиц, выдры, куницы и других пушных зверей.
На одежду также шли хлопчатобумажные ткани, доставляемый купцами из Индии, шелк, бархат, парча, шерстяное сукно из Китая, Средней Азии. С этими материалами казахи, как и их предки, знакомы с давних времен по обменной торговле на древнем караванном Шелковом пути, проходившем некогда через города Южного Казахстана. С XVII в. в казахские степи стали поступать русские товары.
Нарядность казахскому народному костюму придавали не только отделка дорогим мехом, вышивка или, скажем, узорчатые ткани, нашивки с люрексом, но и пояса, украшенные золотыми и серебреными бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, прикрепляемых к женскому комплекту одежды и ювелирные украшения.
Остановимся подробней на женской национальной одежде. Костюм женщины - казашки подразделялся по возрастным категориям. В комплект девичьего костюма входили: - легкое с 2-3 оборками, сильно приталенное платье - койлек. Юбку платья обшивали широким воланом, отсюда и его название койлек - платье с двумя подолами, на которые пришивались 2-3 ряда присобранных оборок - желбезек. Столькими же рядами оборок украшался низ длинных рукавов, иногда и ворот платья.
Камзол, преимущественно бархатный, яркого цвета, на подкладке, приталенный. Вырез, полы, низ камзола отделывались вышивкой гладью, тамбуром, зачастую золотой или серебряной канителью, нашивками с люрексом, каймой из парчовой или набивной ткани, реже бисером
Такыя - шапочка на твердой основе, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, украшенная бусинками из драгоценных камней, кораллов и перьями совы.
Белбеу - пояс кожаный, бархатный с металлическими подвесками и бляшками.
Етiк - легкие сапоги из окрашенной кожи, вышитые канителью, на высоких каблуках или кебiс - калоши, иногда с загнутыми к верху носками.
Из всех этих элементов комплекта девичьего костюма особенно любовно украшали в прошлом такию и белбеу, являющиеся по старым понятиям символом девичества, которые не повторялись в общепринятом женском костюме. Исключением являлся белдик - кожаный пояс, которым запахивали свои чапаны пожилые женщины и то исключительно в утилитарных целях. Потеря пояса для девушки была равнозначна лишению чести.
Казахский народ особое внимание уделял свадебному обряду, к которому готовились задолго до свадьбы.
Свадебный костюм, как невесты, так и жениха отличался от обыденного нарядностью, высоким качеством материалов, количеством единиц одежды. Главным атрибутом костюма являлись свадебные головные уборы - саукеле, айыркалпак, мурак. Платье, камзол, бешмет и халат расшивались золотой и серебряной канителью. Ожерелье, кольца, серьги, всевозможные подвески к женскому комплекту свадебного костюма традиционно являлись частью приданого невесты.
Саукеле - «священный» головной убор невесты, пришедший из глубокой древности. Он упоминается во многих эпических поэмах и преданиях. Этот головной убор выполнялся в форме высокого, отороченного дорогим мехом конуса из тонкого войлока обшитого яркой, чаще всего бордовой или красной, тканью. В качестве каркаса под саукеле использовали простеганную коническую шапку из бархата, с пришитыми к ней налобником и назатыльником. Собственно, саукеле надевали поверх нее.
Саукеле украшалось серебряными с позолотой бляшками, золотой диадемой с рубином, длинными подвесками - жактама, состоящими из бусин кораллов, жемчуга и бирюзы. Обязательным дополнением являлась, прикрепляемая к макушке головного убора, прозрачная белая вуаль, а также - длинные подвески, прикрепляемые по бокам убора, доходящие до пояса девушки. Они состояли из коралловых бусин, бирюзы, серебряных, иногда позолоченных, пластинок, монет, шелковых кистей и т.п. Число и длина подвесок зависели от имущественного положения родителей девушек.
Костюм молодой замужней женщины состоял из такого же комплекта, что и у девушек, за исключением такыи и белбеу. Такыя заменялась на первых порах саукеле, а после окончания свадебных торжеств - жаулыком- головным убором, складываемым из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, или кемешеком, суламой, кундуком, покрывавшими волосы, спину, плечи женщины. Нередко обходились и белым платком. Камзол замужней женщины застегивался спереди на талии и украшался на месте застежки большой металлической пряжкой - капсырмой. Пожилые женщины поверх платья свободного покроя также надевали длинный камзол, в большей части с рукавами, на голову кимешек, дополненный белым платком, завязанным в виде тюрбана. В холодное время года они носили крытые бархатом теплые халаты, а более состоятельные - шубу из шкурок пушных зверьков. В комплект женского костюма входила также белдемше - распашная юбка из бархата или тонкого сукна, которая присобиралась на широком плотном поясе из того же материала, застегивалась налево на пуговицы или пряжку. Белдемше вышивалась тамбуром, реже отделывалась дорогим мехом.
Старинный головной убор касаба, нередко заменял саукеле в комплекте свадебного наряда, носили его и после свадьбы. Касаба имела в своей основе круглую, слегка скошенную вниз на затылке форму. Ее размеры строго не регламентировались. Делали ее из того же материала, что и камзол, оконтуривая галунами и серебряным люрексом. Вышивалась золотом, украшалась мелкими круглыми металлическими пластинками. Лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин, кораллов, бирюзы, драгоценных и полудрагоценных камней и монетообразных кружков. Справа к височной части касабы прикреплялись такие же, из 5-6 бусин, но более длинные подвески, завершаемые зачастую серебряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали еще и перья. Касабу замужние женщины носили без перьев, накинув поверх нее платок.
Детский костюм у казахов повторяет одежду взрослых в уменьшенном виде, в строгом соответствии с ростом и возрастом ребенка. Это, по-видимому, связано со стремлением каждого скорее увидеть в своих детях взрослых. Казахи не имели специальной рабочей одежды. У них не было строгой грани в покрое будничного и нарядного костюма. В целом казахский народный костюм сохранился до наших дней, особенно на селе у более пожилой части населения.
Комплект современной одежды казахов строится в сочетании европейской формы с элементами традиционного костюма с учетом склонностей различных возрастных групп. В наше время казахский народный костюм приобретает все большую популярность. Молодые люди надевают его на торжества, свадьбы, пожилые ценят его удобство.
Однако период, доступный изучению казахского народного костюма исчерпаем, хронологически ограничен, музейные экспонаты ветшают, очиевидцев становится все меньше. Как знать, может быть именно ваш рассказ о костюме, заронит искорку интереса к казахской культуре в душу ребенка, подтолкнет его к поиску нового в вековых традициях.

В помощь учащимся при изучении казахского костюма я разработала тетрадь, где дети выполняют эскиз своего изделия, подбирают орнамент, составляют технологический алгоритм изготовления изделия. Тетрадь позволяет экономить время благодаря четким позициям, которые указывают, на что нужно обратить внимание. Тетрадь также поможет подготовиться к защите своего изделия.

Итоговое занятие проходит в виде презентации, девочки объединяются в группы и представляют свое предприятие. Это может быть ателье, салон по пошиву национальной одежды, модельная студия и т.п. Каждая группа рассказывает, как им удалось создать предприятие, как разрабатывалась технология, рассказывают о народных казахских традициях. К этому занятию дети специально готовятся: дают название предприятию, разрабатывают логотип, рекламу. Защита проходит как праздник, дети приобретают определенный опыт, учатся самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения, работать в команде.

Источник: http://Литература 1. Жарикбаев К.Б. Этика и психология. Алматы 1997 2. Жданко Т.А. Народное орнаментальное искусство. М. 1958

Категория: Технология | Добавил: лнс (31.01.2011) | Автор: Луговая Надежда Сергеевна E
Просмотров: 12871 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz