Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:49

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Биология

Урок «Глаза – зеркало души»
Урок – интегрированная конференция, имитационная ролевая игра. Тема: «Глаза – зеркало души», 8 класс.
Остафийчук Гульнара Капиятовна учитель биологии Жайсанской средней школы,
Мартукского района
Цель: Изучение значения, строения и функции зрительного анализатора, развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся знания о строении и функциях зрительного анализатора, о значении в жизни человека, гигиене зрения.
Развивающие: развивать умения работать с дополнительными источниками информации (справочниками, Интернет, периодической литературой и др.), умения обсуждать проблему, анализировать информацию, делать выводы, применять личный опыт и исследования, реализовать межпредметные связи, расширять кругозор на основе применения современных знаний в области оптики, психологии, медицины; развивать познавательный интерес к изучению организма и предмета биологии. Развивать творческие способности.
Воспитательные: ознакомиться с основными правилами гигиены зрения; воспитывать толерантность и чувство сострадания, ответственность и взаимосотрудничество. Способствовать формированию здорового образа жизни.
Ход урока:
Учитель: «Сегодня мы проводим конференцию « Глаза – зеркало души», на которой присутствуют специалисты различных отраслей науки биологи и биофизики, медики и диетологи, психологи и литературоведы, аниматоры, историки и консультанты. -Еще Платон говорил о том, что из всех органов боги устроили, прежде всего, светоносные глаза. Факт остается фактом: именно благодаря глазам мы получаем 95 % информации об окружающем мире, они, же по подсчетам Сеченова, дают в минуту человеку до 1000 ощущений. Мы просыпаемся утром и видим дорогих нам людей. Выходим на улицу, видим всю красоту природы. Приходим в школу и видим своих друзей, коллег - они улыбаются нам. «Это надо видеть!»- говорим мы друг, другу рассказывая интересный фильм. «Посмотри мне в глаза»,- просим мы близких людей, любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что глаза – зеркало души. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и неискренность. У Максимилиана Волошина есть очень точные строки (слайд 1, тема урока и строки из стихотворения):
Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями. Все воспринять и снова воплотить.
Не случайно почти у всех народов есть пословицы о значимости зрения». Выступление литературоведов с пословицами народов мира, (слайд 2.)
«Недруга глаза выдают» - казахская. ( на русском и казахском языках) «Слепой крепко помнит однажды увиденное» - казахская.( на русском и казахском языках) «Свой глаз лучше родного брата» – русская. «Лучше много видеть, чем много жить» - осетинская.
«Вкус пищи узнают солью, вкус мира - глазами» - турецкая.
«От глазных болезней человек не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет» - туркменская.
Учитель: О строении и значении глаза нам расскажут биологи. (Рассказ о строении и значении глаза, проводят опыт, который доказывает, что концентрация колбочек в центре сетчатки.) («интерактивный глаз»)
Учитель: Биофизики расскажут об оптической системе глаза.
Выступают биофизики, раскрывая вопрос об оптической системе глаза по анимации («интерактивный глаз») на интерактивной доске. Учитель: Есть народная пословица « Не все то - золото, что блестит». Объясните, как вы ее понимаете. Да, не всегда мы воспринимаем правильно увиденное, или восприятие искажается по разным причинам. Это зрительные иллюзии – искаженное восприятие действительности. О них нам расскажут психологи, которые проведут беседу по восприятию иллюзии на рисунках с двойственным изображением (слайды 3- 8). Учитель задает вопрос: «Где мы встречаемся со зрительными иллюзиями? Приведите примеры. Можно ли мультфильмы назвать зрительной иллюзией?» Аниматоры покажут нам, как создаются рисованные мультфильмы и компьютерные анимации.
Учитель: к сожалению, существует много глазных болезней, о которых расскажет медик.
Выступление медика о распространенных глазных болезнях. Коньюктивит - это серьезное воспаление глаза, которое вызывается попаданием на слизистую различных микробных и вирусных организмов, а так же грибков. В каждом случае заболевание коньюктивитом сопровождается покраснением глазного яблока. Катаракта (лат.cataracta от др.-греч.καταρράκτης — «водопад») —офтальмологическое заболевание, связанное с помутнением хрусталика глаза и вызывающее различные степени расстройства зрения. Дальтонизм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений в 1794 году . (Слайд 9) Проводит тест на определения дальтонизма
Учитель: «Береги как зеницу ока» - так говорят о самом дорогом. Но, к сожалению глаза человека не совершенны. Каждые 5 секунд на Земле слепнет 1 человек. 80% из них могли сохранить зрение, если бы обратились во время к врачам. Давайте на минуту закроем глаза. А теперь представьте, что человек слепнет на всю жизнь - это большая трагедия. Какие ощущения у таких людей. Один из них выразил это в стихотворной форме. Прослушаем стихотворение Максима Дримлинга «Слепота» (на фоне музыки чтение стихотворения)

Темнота... Кромешный мрак...
Через тьму течет слеза.
Даже ярким, светлым утром
В черноту глядят глаза.

Мир без света и без солнца,
Жизнь на ощупь, трости стук.
А о том, как мир прекрасен
Всё расскажет лучший друг.

Он опишет, как красиво
Утром занялась заря.
Как земли коснулось солнце,
Радость всем вокруг даря.

Как дрожит на лепесточке
Капля утренней росы.
Как пестреет луг цветами
...Просто сказочной красы.

Как река ласкает берег
Нежной, мягкою волной.
Как колышет ветер травы,
Вдаль маня их за собой.

Как по небу величаво
Проплывают облака.
Как в косяк собравшись, птицы
К нам летят из далека.

Как весной цветет подснежник,
Летом дождь грибной идёт
Листья осенью кружатся,
Как зимой метель метет.

Как представить в полном мраке,
То, что для других обычно?
Ведь покрыто черной тайной,
То, что для других привычно
Учитель: В настоящее время существует алфавит для слепых. Послушаем немного фактов из истории создания Азбуки Брайля
-Луи Брайль, ослепший в трехлетнем возрасте, в 12 лет познакомился со значками Барбье и следующие несколько лет занимался разработкой собственной азбуки такого типа, которую было бы легче осваивать и понимать. С 1830 г. система шести точек уже применялась на занятиях в школе слепых. В 1834 г. азбука Брайля приобрела свою окончательную, сохранившуюся и по сей день форму. Лишь в 1852 г. достижение слепого учителя стало известно за пределами Франции. Существуют версии шрифта Брайля для разных языков (в том числе и для русского), основанных не на латинском алфавите.
Учитель: Уже в начале прошлого столетия было известно о значении здорового образа жизни для сохранения глаз. Сегодня с учетом достижения науки мы эти знания должны сделать правилом жизни. Вопросы гигиены зрения раскроют медики. Ознакомление с выдержками из сочинения Федора Гильдебранда, современника Пушкина. С назиданиями известного казахского ученного Халела Досмухамедова, написанные почти сто лет назад. Вырабатываются правила гигиены зрения. Медик консультант проводит физзарядку для глаз:
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
2. Быстрое моргание в течение 10-15 сек.
3. Вращение глазами. Стараясь как можно больше увидеть по сторонам.
4. Движение бровями вверх- вниз. Поднимайте веки сначала обоих глаз вместе, а затем по отдельности.
Рассказ о правилах гигиены зрения
• Нельзя читать лежа и при плохом освещении.
• Держать книгу нужно на расстоянии 30 сантиметров от глаз.
• Смотреть телевизор можно не ближе 2-х метров от экрана и не больше 2-х часов в день.
• Сидеть за компьютером надо ровно, сохраняя правильную осанку
• Обязательно ежегодно обращайтесь к специалисту – окулисту
Диетолог дает рекомендации о продуктах питания полезных для глаз: 7 продуктов: диета для улучшения зрения:
o Зелень-капуста, шпинат, капуста и зелень турнепса (репы), а также брокколи- помогут защитить глазную сетчатку
o Морковь, абрикосы - богаты бета- каротином, который синтезируется в организме в важнейший витамин А
o Цитрусовые-, богатые витамином С, укрепляют сосуды
o Цельное зерно - Неочищенные зерновые – овес, хлеб с отрубями, изделия из муки грубого помола
o Фасоль - для выработки меланина – пигмента, который защищает глаза от повреждения ультрафиолетом.
o Орехи и семечки - препятствует прогрессированию катаракты
o Рыба - замедления развития глазных болезней
(предлагают рецепты салатов из этих продуктов, демонстрируют с данными продуктами)
Учитель: «Человек различает более 10 млн. оттенков цвета. Мы живем в окружении цвета. Цвет определяет эмоциональное, и даже физиологическое состояние человека. Каждый цвет, что-то символизирует»,
Психолог проводит цветовой - тест Люшера на определение эмоционального состояния, предлагает нарисовать на бумаге красками свой любимый цвет, затем рассказывает о значении этих цветов (слайды 10-13). Учитель: «На этой позитивной ноте наша конференция заканчивается. Берегите свое здоровье!»
Заканчивает урок стихотворением «Человек – это тоже природа» (читает на фоне музыки).

Человек – он ведь тоже природа, Он ведь тоже закат и восход, И четыре в нем времени года, И особый в нем музыки ход
И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнем. Человек – он зима или лето, Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя версты и время, И от атомных бурь он ослеп. Человек он и почва, и семя, И сорняк среди поля и хлеб.
И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа. … Так давайте природу беречь!


Приложение 1: Физзарядка для глаз.
1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
2.Быстрое моргание в течение 10-15 сек.
3.Вращение глазами. Стараясь как можно больше увидеть по сторонам.
4.Движение бровями вверх- вниз. Поднимайте веки сначала обоих глаз вместе, а затем по отдельности.
Эти упражнения помогают укреплять окологлазные мышцы, сохранять упругость кожи век. Задерживают старение. Расширяют и углубляют циркуляцию, производят массаж слезных желез, поэтому необыкновенно полезны, особенно по утрам.
Приложение 2: Цветовой набор Люшера.
Восьми цветовой набор Люшера состоит из 4 основных и 4 дополнительных цветов. Попробуйте определить их основные цвета и их символическое значение. Какой цвет символизирует:
- спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность;
- настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;
-силу воли активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность;
-активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость.
Приложение 3: Знаете ли вы?
Человек моргает 1-2 раза каждые 10 секунд. Каждое мигание длится треть секунды. Это значит, что за 12-часовой день вы тратите на моргание 25 минут.
Мы плачем от огорчения, но никто не знает толком, почему. Во время плача приходится часто сморкаться, потому что избыток слез стекает в полость носа через крошечные отверстия век.
Морковь в рационе действительно помогает лучше видеть в темноте. Дело в том, что витамин А, которым богата морковь, помогает эффективнее работать палочкам сетчатки. Полезна так же капуста и другие зеленые листовые овощи.
Человеческий глаз различает 10 миллионов цветовых оттенков. Однако люди в отличие от насекомых, не видят ультрафиолетового излучения.
Категория: Биология | Добавил: ОГК (31.01.2014) | Автор: Гульнара Остафийчук E
Просмотров: 740 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 1
+1   Спам
1 ГульМира   (02.02.2014 15:31)
Спасибо за урок-конференцию. Всё продумано, подобрано. Возьму себе на заметку. Желаю творческих успехов!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz