Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:24

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Биология

Разработка урока 11 класс "Взгляды и традиции казахского народа по охране природы"
Учитель биологии ГУ «средняя общеобразовательная школа-лицей №7» г. Семей
Файль Галина Ивановна
11 класс ЕМ
Тема: Взгляды и традиции казахского народа по охране природы
Задачи:
1.Убедить учеников, что человек является дериватом (производным) природы. Для чего следует объяснить необходимость рационального использования и защиты окружающей природной среды, применения экологических знаний.
2. Раскрыть особенности и содержание национальных традиций в охране природы.
3. Способствовать изучению культуры казахского народа, формированию экологической образованности и культуры учащихся.
Оборудование: картины, рисунки природы Казахстана.
Тип урока: Этноэкологический
Межпредметная связь: история, литература, биология, география.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Проверка пройденного материала.
Экологический диктант.
1. Экология – это….
2. Экологическая этика-…
3. Ноосфера ….
4. Живое вещество-….
5.Экологическая грамотность- ….
6. Экологическое мышление-…
7. Социальная экология -….
8.Биосфера -…
9. Факультет «география-экология» впервые был открыт в ……
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы,
сформированные веками. Эти тради¬ции передаются с молоком матери из поколения в поколе-ние. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа c природной средой.
Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание.
Содержание национальных традиций формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности.
Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосаб¬ливаясь к ним. A также религия, поклонение луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формиро¬вали национальное самосознание.
Как и y других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедникам и целебным источникам, природным памятникам, деревьям-гигантам, зверям и птицам. B текстах преданий, рассказов, сказок, песен рассказывалось об уважительном, бережном отношении к природе.
B эволюции развития человека были отмечены различного вида традиции в использовании древних приpодных заповедников. Это приручение диких зверей и птиц, посте¬пенное культивирование растений. Вместо безразличия к природному фонду постепенно начали формироваться гуманные и благородные привычки.
Человек, осваивая природные богатства для удовлет¬ворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в России царь Петр I издал закон об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей.
В историческом сообществе человечества возникли благородные традиции. Относясь c уважением к творению пpиpоды, возносить ее, строить дворцы стало традицией. Например, в Китае, Индии, Египте, Греции и в других странах построены дворцы, символизирующие гармонию творения природы и человека.
B Казахстане есть много природных исторических памятников. Каменные статуи в Кокшетау, горы Заилий¬ского Алатау и Алтая, возвышенности Устюрта, Мангис¬тау и Улытау. Немало их и на просторах Бетпакдалы. Как итог поиска райского места предком народа Асаном Кайгы земля, превращенная в легенду, c гордостью называется землей Казахстана.

Групповая работа учащихся
Класс делится на 4 группы, каждая из них получает текст и задание.
1 группа.
Мухтар Ауэзов
Возвращение

…..Он ударил коня, поскакал вперёд и до самой лощины (овраг с пологими склонами) Есембая ни разу не оглянулся назад.
Караульная сопка, Тайное ущелье – все эти места зна¬комы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год весной и осенью – аул Кунанбая прикочёвывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое ущелье, овраг, ло¬щина, места, где привязывают жеребят или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности – всё это знакомо и мило Абаю. B прошлом году, когда он отправлялся в го¬род учиться, ему пришлось выехать как раз отсюда, из Есембая. И всё кажется ему здесь родным, всё дышит не¬передаваемой теплотой. Недавно ещё он веселился здесь,
бегая c мальчишками наперегонки, устраивая скачки на жеребятах-однолетках, играя в бабки(детская игра в кости). И когда там, в го¬роде, нападала на него тоска по родному аулу, в его вос¬поминаниях не раз вставали незабываемые дни, прове¬дённые именно здесь, в Есембае.
Мирные жёлтые сопки, зелёные луга, необъятный про¬стор серебристого ковыля, подёрнутый вдали дрожащей дымкой. С нежностью и волнением смотрит Абай на ок-ружающий его мир – на бескрайнюю степь, на простор, на сопки, где он родился и где провёл детство. Ему хочет¬ся обнять всё это и покрыть горячими поцелуями. Какая нега в прохладном степном ветерке!
Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это – бескрайнее море, сказочное море... Абай не может ото¬рвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал : « Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной –только не мне! Родная моя, милая степь!..»
И мальчик скачет вперёд, чуть видный среди зеленовато-серебряных просторов. Удержать его невозможно.
К закату путники подъехали к аулу Кунанбая на Кольгайнаре, где жила и родная мать Абая – Улжан. Кольгайнар славился своим прозрачным родником. Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Лай собак, окрики пастухов, блеяние овец и ягнят, топот коней, скачущих на водопой и поднимающих золотистую дымку пыли ржание жеребят, только что спущенных c привязи и мечущихся по степи в поисках маток... Дым, поднимающийся от костров к прозрачному вечернему небу, висит над юртами сплошной тёмно-серой завесой... Вот o чём тосковал в городе мальчик! Вот что заставляет его сердце биться радостном волнении, подобно играющему скакуну, в властно захватывает все его чувства!

Задание.
1.Охарактеризуйте образ жизни казахского народа, процессы ведения хозяйства, выращивания скота и другие виды деятельности.
2. Расскажите о сезонном использовании природных пастбищ, упомянутых в тексте.
2. Как вы думаете, почему Абай так спешил домой? Найдите в тексте слова, которые говорят o чувствах к родному краю.

2 группа.
Сакен Сейфуллин
Кокшетау.
Как нарядный и стройный девичий стан,
Погруженная в синий прозрачный туман,
Кокшетау стоит- Голубая гора-
На границе твоей, Казахстан

Любят ветры степные её навешать,
Любят тёплые зори её обнимать,
Караваны лучистых степных облаков
Вечерами слетаются к ней ночевать...
Как прозрачный янтарь1 в драгоценном кесё,
Спят озёра долин в первозданной красе,
Ароматами трав воздух там напоён –
Подышав, навсегда будешь им опьянён ...

Задание.
1. C каким чувством описал поэт родной край?
2. Какие сравнения нашёл поэт, чтобы описать красоту родно¬го края?
3. Опиши Кокшетау.
4. Каково географическое положение, какова природа данного региона?
5. Как используют люди земли Северного Казахстана? Что происходило в 50-ые годы в Северном Казахстане?

3 группа.

гора Бура.
Казахская легенда.
Бурабай – край удивительных песен и легенд. Именно этой земле сказано: «лучше один раз увидеть, чем сто раз у слышать»
Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков. Одна легенда рассказывает, что много лет назад здесь жил двугорбый верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножья Кокшетау – Синих гор. Но если случалась беда – джут или война – верблюд преображался.. Стремительно взлетал он на вершину горы. От его рева содрогались скалы, замирала степь. Люди слышали призыв и собирались вместе, отводили беду от родной земли.
Народ любил белого верблюда. Но однажды встретил верблюда жестокий хан и пустил в него стрелу. Упал верблюд, застонал от боли и пополз к озеру глотнуть -живительной влаги. Но сил не хватило. Превратился верблюд в камень, стал горой.
C тек пор гора и носит название Бура, что в переводе с казахского означает «верблюд».

Задание.
1. О каком природном памятнике идет речь?
2.Что такое джут?
3. Какую роль в экологическом воспитании и образовании играют легенды?
4. Какие легенды нашего края вы знаете? Назовите названия гор, рек, озер нашего края.

4 группа. С. Мауленов
0 степь моя!
Дастархан у нас, как степь, широк,
Горы высоки и величавы.
Сколь гостеприимен мой народ,
Каждым, кто бывал здесь,
Отмечалось.
Родина,
Любимая земля,
Кланяюсь степям твоим, долинам!
Я бы нежно обнял всю тебя,
Если б великаном стал былинным.
Блеск вершин, безбрежие озёр,
Буйство белых речек;
И без края.
Без конца, куда ни бросишь взор,
Степь лежит -
То мать моя вторая.
Обнимает Каспий и Алтай
Степь моя, великая по праву.
Носятся ветра из края в край.
По земле
Её разносят славу.
Если бы я мог тебя обнять,
Как батыр,
0 степь моя! 0 мать!
Задание.
1. Опишите природу Казахстана. Какие природные зоны описаны в стихотворении?
2. Какие черты, особенности казахского народа сравниваются с природой? Откладывают ли отпечаток природные условия на характерные черты народа?

 Конкурс пословиц и поговорок. Большую роль в воспитании любви к природе казахи придавали пословицам и поговоркам.
По очереди каждая группа говорит пословицу или поговорку. Все остальные анализируют, обращая внимание на экологические понятия.
1. Дикие животные едины с природой.
2. Где много водорослей, там много рыбы.
3. Летучая мышь не любит света.
4. Пчела садится на цветок, а журавль на воду.
5. Аист прилетел, лето наступило.
6.Дрофа любит пустыню, гуси, утки – озеро.
7. Земля –мать, дитя – народ.
8. Земля богата, народ богат.
9. Земля щедра, если умеешь ухаживать.
10. В неплодородной земле не бывает достатка.

 Заключение.
С древних времен казахи уделяли большое внимание охране природы. Образ жизни казахского народа был связан с природой. Природа – среда обитания и существования человека.. Человек – часть природы. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно!

Земля моя!
В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!

Домашнее задание.
§ 36. Составить экологический рассказ о применении системы сезонного использования природных пастбищ.( зимовка, весенние пастбища, жайлау, осенние пастбища)

Категория: Биология | Добавил: failgal (24.02.2011) | Автор: Галина Ивановна Файль E
Просмотров: 7221 | Комментарии: 3 | Теги: биология, экология | Рейтинг: 1.2/4
Всего комментариев: 3
3 Е_л_е_н_а   (06.02.2014 12:15)
Очень интересный урок, готовый к использованию в 11 классе. Мне очень понравилось, что на уроке применяется групповая форма работы. Такая форма даёт возможность учащимся научиться слушать и слышать работающих учащихся  в команде. Творческих Вам успехов.

2 Tatayasha   (16.05.2012 22:51)
Спасибо! Интересный урок этнологического содержания, интересные задания группам. Урок многопланово воспитывает учащихся.

1 maks   (14.05.2012 19:31)
Здравствуйте Галина Ивановна. Спасибо за разработку. Очень интересное занятие. Обязательно использую в своей работе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz