Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:13

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Биология

Фотосинтез
Тема: Фотосинтез (2 часа). Цель урока: • Сформировать знания учащихся о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений; • Рассмотреть историю открытия фотосинтеза; • Изучить химические реакции, протекающие в световую и темно-вую фазы фотосинтеза, механизм преобразования энергии солнца в энергию химических связей органической среды; • Показать значение фотосинтеза и пути его продуктивности; • Развивать творческую активность, познавательное мышление уча-щихся, умение делать выводы, сравнивать, анализировать, само-стоятельно работать с литературой; • Воспитывать любовь к растениям как источника жизни на земле. Оборудование: Таблицы «Фотосинтез», портрет Тимирязева, блок-схемы на доске. Ход урока. I. Организация класса. II. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа с клас-сом: 1. Что такое обмен веществ? 2. Что такое энергетический обмен? 3. Что такое пластический обмен? 4. Как делятся организмы по способу питания? 5. Составление на доске схемы обмена веществ. Автотрофный организм Свет орган. в-ва СО2 тепло О2 СО2 Мин. соли О2 Гетеротрофный организм Орг. в-ва тепло Н2О мин. соли Мин. соли СО2 О2 продукты распада III. Мотивация учебной деятельности. «Хлорофилл – это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям». К.А.Тимирязев. Сообщение темы, цели урока, обсуждение эпиграфа урока. Учитель биологии: Да, действительно, растение – это посредник живого между небом и землёй. Оно – настоящий Прометей, который украл огонь с небес. Украден-ный им луч солнца приводит в действие маховик могучей паровой машины, и кисточку художника, и перо поэта… Судьба зелёного растения – это судьба человечества. Учитель химии: Проблемный вопрос. Почему? Как работает «зелёная лаборатория рас-тений?» Фронтальная беседа с опорой на знания о фотосинтезе, полученные в 6-м классе. 1. Что такое фотосинтез? 2. Где он происходит? 3. Как питается растение? 4. Какие условия необходимы, чтобы шёл фотосинтез? Учитель биологии делает вывод: «Я держу в руках зелёный лист растения, но это не просто лист – это фабрика фотосинтеза. И, чтобы рассмотреть, как работает эта фабрика, мы должны привлечь знания физики, химии, биологии». IV. Первичное восприятие и осмысление нового материала. План Ролевая игра «Из истории открытия фотосинтеза». Учащиеся, заранее подготовленные, выступают в роли учёных, кото-рые занимались изучением фотосинтеза. Аристотель: Растения – это животные, которые поставлены, на голову. Органы раз-множения у них вверху, а голова – внизу. (Почвенная теория питания расте-ний). Ван Гильмонт (голландский исследователь и химик): Опыты с вербой: посадил ветку вербы 1,8кг в бочку с почвой 71,6кг. 5 лет ухаживал за растением, поливал водой. Через 5 лет аккуратно вытянул дерево, очистил корни от почвы и взвесил. Вес – 58,8кг, а почва весила 71кг. Почва потеряла всего 0,6кг. Вывод – растения питаются только водой. Так ли это? (Водная теория питания растений). Джозеф Пристли – 1772г (английский химик): Он проводит опыты с мышами. Результат: «Я нашёл метод улучшения воздуха, испорченного дыханием. Природа использует с этой целью расти-тельность». Ян Ингенгауз _ 1779г (голландец): Опыты с элодеей. «Мне удалось собрать газ, который растения выде-ляют на свету – кислород». (Воздушная теория питания растений). Вывод: Тимирязев К.А. Вы прослушали рассказы об открытиях, сделанных во времена изучения фотосинтеза. Я переработал все эти теории, выбрал и соз-дал собственную, в которой доказал космическую роль зелёных растений в круговороте веществ и преобразовании энергии. Я доказал, что фотосинтез проходит в 2 фазы: световую и темновую. Учитель биологии: а) Суммарное уравнение фотосинтеза (записывают в тетра-дях) СВЕТ 6СО2+6Н2О С6Н12О6+6СО2 ХЛОРОФИЛЛ б) Анализ уравнения с помощью учащихся: - какие условия необходимы для того, чтобы шёл фотосинтез; - какие продукты образуются в результате реакции? Учитель химии: Фронтальная беседа: 1. Где происходит фотосинтез в листьях? 2. Вспомните строение хлоропласта. 3. Рассмотрим химическое строение хлорофилла. Немного истории: 1674г – Антон Ван Левенгук впервые наблюдал хлорофилл. 1817г – французские фармацевты Пельтье и Каванту впервые выделили из листьев их зелёную «начинку» - хлорофилл. 1940г – Ханс Фишер, немецкий учёный, установил структуру хлоро-филла. Хлорофилл похож на зелёного головастика. У этой молекулы квад-ратная «голова» (хлорофиллин) и длинный «хвост» (фитол). В центре головы как будто глаз циклопа, красуется атом магния. В состав хлоропластов входит два хлорофилла а и в. COOCH3 С32Н30ОN4Mg хлорофилл а COOC20H39 COOCH3 С32Н28О2N4Mg хлорофилл в COOC20H39 Задание: Сравните эти две молекулы. В чём их сходство и различие? Учитель химии: Сегодня мои ассистенты помогут ответить на несколько вопросов. Ученик (ассистент-химик) №1: Что представляет собой хлорофилл в химическом плане? Это сложный эфир дикарбоновой хлорофиллиновой кислоты с двумя спиртами: метиловым и фитоловым. Ученик (ассистент-химик) №2: Почему лист зелёный? Потому, что в его состав входит зелёный хлоро-филл. А почему хлорофилл зелёный? Это зависит от наличия атома магния. Когда на место магния становится водород – хлорофилл превращается в ве-щество бурого цвета. Ученик (ассистент-химик) №3: А почему растение не чёрное? Листья тогда бы больше поглощали солнечной энергии, необходимой для фотосинтеза. Но чёрные листья быстро бы перегревались. Если бы тем-пература листа поднялась выше 50о – растение бы погибло. Лист не чёрный, не белый. Природа выбрала зелёный цвет потому, что этот пигмент прекрас-но приспособлен для выполнения своей функции. Он ловит те лучи, которые необходимы растению, и пропускает те, которые могли бы перегреть орга-низм. Учитель биологии: Хлорофилл Белок Липид Хлорофилл Рассматривают процессы, происходящие в световую фазу с записью опорного конспекта в тетрадях: Строение хлоропласта: Фотолиз воды: Н2О → Н++ОН- 4ОН- → 2Н2О+О2+4ē 4Н++4ē → 4Но Синтез АТФ: АДФ+Н3РО4 → АТФ+Н2О Синтез НАДФ НАДФ+2Но → НАДФ∙Н2 Учитель химии: Рассмотрим процессы, происходящие в темновую фазу фотосинтеза: Цикл Кальвина Опорный конспект учащиеся записывают в тетрадях. Учитель биологии: Известно, что в процессе фотосинтеза в 1м3 площади листа образуется 1 грамм органического вещества за 1 час. Летом за сутки образуется 15 грамм органического вещества. Много это или мало? Как повысить продуктивность фотосинтеза? Учащиеся высказывают собственное мнение, учитель дополняет отве-ты, учащиеся записывают опорную схему: Решение задач: №1. За 20 минут побег с листовой поверхностью 240 см2 поглощает 16 мг СО2. Определите интенсивность фотосинтеза, т.е. количество мг СО2, ко-торое поглощается 1 м2 листовой поверхности за 1 час. №2. За сутки человек массой 60кг поглощает 430г О2. Один 25-летний тополь за пять месяцев вегетации поглощает 42кг углекислого газа. Сколько таких деревьев необходимо для обеспечения 1 человека кислородом на год? V. Обобщение и систематизация знаний. Учитель биологии: В чём вы видите космическую роль фотосинтеза? В ходе ответов учитель делает вывод: «Изучение фотосинтеза показало большое значение зелёных растений, вернее, маленького хлоропласта в жиз-ни нашей планеты. Только зелёные растения являются единой в мире лабора-торией, которая поглощает солнечную энергию и сохраняет её в виде хими-ческой энергии органических веществ, которые образуются в результате фо-тосинтеза. Упав на зелёное растение, луч солнца не пропал, а часть его энер-гии сохранилась в виде химической энергии крахмального зерна в хлоропла-стах. Зелёное растение образует питательные вещества для животных и рас-тений. Зелёные растения кормят, одевают и согревают нас. Горят дрова в пе-чи, сжигается нефть и уголь на производстве – всё это результат жизнедея-тельности зелёного растения. Поглотивши сотни миллионов лет назад зелё-ным растением, солнечный лучик сохранился до наших дней в виде каменно-го угля. Выделяя кислород в процессе фотосинтеза, зелёное растение накапли-вает кислород в атмосфере, без которого мы не сможем прожить. Подсчитано, что ежегодно растения выделяют в атмосферу 400 млрд. т. О2, поглощают 600 млрд. т. СО2 и синтезируют 540 млрд. т. Органических веществ». Учитель химии: В беседе с великим физиком Фредерик Жолио-Кюри сделал простые подсчёты. Если бы на малой части пустыни Сахары с помощью специального оборудования можно было бы использовать хотя бы 10% солнечной радиа-ции, то этой энергии хватило бы для потребности всей планеты. Вот его уди-вительное высказывание: «Хотя я верю в будущее атомной энергии и уверенный в важности это-го открытия, но считаю, что настоящий переворот в энергетике наступит лишь тогда, когда мы сможем осуществить массовый синтез молекул, аналогичных хлорофиллу». Люди давно мечтают о чуде, когда солнечный лучик создаст из углеки-слого газа и воды «ложечку сахара» в пробирке, и мы перестанем быть в раб-ской зависимости от растений. Ученик (ассистент-историк): Историческая справка: 1960год – американский химик-органик Роберт Вернс Вудворт осуще-ствляет синтез хлорофилла. Учёные считают, что через 30 лет может стать реальностью промыш-ленное производство хлорофилла и стеклянных листьев. Подобный прогноз может быть очень смелым, но хлорофилл уже синтезирован! VI. Итоги урока. Домашнее задание: § 46, блок-схемы в тетрадях, выучить (по желанию): 1. Продолжить сказку о фотосинтезе. «Инопланетяне решили уничто-жить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез…». 2. Ответить на вопрос. Если бы человек был способен к фотосинтезу, как бы изменилась его внешность, привычки, жизнь?
Категория: Биология | Добавил: ascold (16.03.2011) | Автор: Suleymenov Aydos
Просмотров: 3614 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Е_л_е_н_а   (06.02.2014 12:12)
На мой взгляд, данный урок содержит все основные этапы урока, только они не оформлены  визуально правильно.  Историческая справка о фотосинтезе очень интересная и полная.

2 maks   (14.05.2012 19:24)
Здравствуйте, Айдос. Материал интересный. как я поняла это интегрированное занятие, но на мой взгляд такую тему как "Фотосинтез" можно преподносить демонстрацией небольшого опыта, тем более что занятие интегрированное биология+химия, а химия как известно эскпериментальная наука. Согласна с предыдущим комментарием, текст представлен не презентабельно.

1 Гость   (29.03.2011 13:58)
дравствуйте, Айдос. Материал интересный, но печатный текст представлен не презентабельно, трудно воспринимается.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz