Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Биология

Урок-практикум по биологии в 8 классе
Урок-практикум по биологии в 8 классе.
Тема: 1.Обобщение по теме «Кровь»
2. Новая тема: «Иммунитет».

Цели: 1.Привести в систему знания по теме «Кровь», познакомить учащихся с видами иммунитета,
функциями.
2.Научно обосновать терминологию данной темы.
3.Развивать навыки работы с микроскопом, интерактивной доской.
4.Научить применять полученные знания на практике в повседневной жизни.

Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Сообщение темы урока.
3.Вводная беседа.
Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью». Древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Действительно кровь самая – удивительная ткань нашего организма. Подвижность
крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий, связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум всё глубже проникает во многие тайны крови.
4.Самостоятельная работа в парах, по карточкам (три пары).
1 карточка Плазма крови и ее состав?
2 карточка Белки плазмы крови – выполняемые функции?
3 карточка Гемоглобин – функции, оксигемоглобин – функции?
5.Работа по цифрам, связанных с темой «Кровь»
(работа выполняется самостоятельно у доски учащимся, с последующим объяснением и проверкой с привлечением класса)
7-8 % (кровь от массы тела (50кг-3,5л)
1/3-1/4 (потеря крови смертельна)
90% (вода)
10% (белки, жиры, углеводы)
60% (плазма)
40% (форменные элементы крови)
3-4 мин. (тромб)
Муж.-3-9 (мм/ч РОЭ)

6. Исследовательская работа с микроскопом.
(Исследовать микропрепараты крови человека и лягушки, сравнить эритроциты. Сделать выводы, чья кровь больше переносит кислорода и почему, какую выполняет функцию?)
7.Работа над таблицей (по микрогруппам; 1.эритроциты, 2.лейкоциты, 3.тромбоциты)


Клетки крови и их особенности.

Название форменных элементов крови Эритроциты, красные клетки крови Лейкоциты,
белые клетки крови Тромбоциты
кровяные пластинки
Форма дискообразные амёбовидные В виде пластинок
Количество в 1мм3 4 - 4,5 млн. 6-9 тыс. 180-350 тыс.
Продолжительность жизни около 120 дней от нескольких суток до нескольких десятков лет около 7 дней
Функция перенос кислорода и углекислого газа защитная участие в свёртываемости крови
Место образования красный костный мозг в красном костном мозге селезёнке, лимфатических узлах. в красном костном мозге

8. Самостоятельная работа.
(выбери нужный ответ и докажи свою правоту)
а) Назвать белок способствующий образованию тромба (альбумин, глобулин, фибриноген).
б) Какие соли играют большую роль в процессе свёртываемости крови? (соли натрия, соли калия, соли кальция).
в) Какое кровотечение самое опасное для жизни? (венозное, артериальное, капиллярное)
г) Что такое гной? Как он образуется? (погибшие эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
9. Просмотр слайдов на интерактивной доске. Беседа об учёных, внёсших вклад в изучение крови, иммунитета.

Ян Янский (1873-1921) чешский врач-психиатр установивший, что у человека существует четыре группы крови. Четвертая встречается реже, чем первые три. Янский дал группам крови порядковые обозначения римскими цифрами: I, II, III, IV. Его классификация была официально утверждена в 1921-ом году.
ШАМОВ Владимир Николаевич (1882-1962), российский хирург, академик АМН (1945), генерал-лейтенант медицинской службы (1943). Пионер переливания крови в СССР. Предложил (1928) переливание трупной крови. Труды по нейрохирургии. Ленинская премия (1962).

Ландштейнер Карл (1868-1943) - австрийский ученый, в 1901 году при исследовании проблемы несовместимости крови обнаружил, что в одних случаях смешивание эритроцитов плазмы крови одного человека с эритроцитами другого происходило их склеивание. Во втором случае у других людей этого не наблюдалось. На основании своих исследований он открыл четыре группы крови у людей: І, ІІ, ІІІ, ІV группа, за что в 1930 году К.Ландштейнеру присуждена Нобелевская премия. В 1940 году ученый обнаружил в крови обезьян макака-резус (отсюда и название белка) резус фактор – особое белковое вещество. У 85% людей в крови имеется резус-фактор, их называют резус положительными, а у 15% людей резус-фактор отсутствует, их называют резус отрицательными.
10. Выступление лаборанта центральной районной больницы.
Она рассказала, что в Центральной районной больнице есть пункт переливания крови при ранениях, травмах большие потери крови опасны для жизни человека. В таких случаях для спасения жизни делают переливание крови. Переливать кровь можно не от любого человека. Кровь различных людей отличается наличием в ней особых веществ (белков) по этому она может быть несовместима. Склеивание эритроцитов называют агглютинацией. Оно приводит к свертыванию крови и закупориванию мелких сосудов, что приводит к летальному исходу.
Донор – человек, который добровольно сдает свою кровь. Реципиент – человек, который получает кровь от донора.
Схема совместимости крови людей.

Группа крови Может отдавать кровь группам Может принимать кровь групп
І І ІІ ІІІ ІV І
ІІ ІІ ІV І ІІ
ІІІ ІІІ ІV І ІІІ
ІV ІV І ІІ ІІІ ІV

11. Пока выполняется самостоятельная работа по темам, по карточкам и по цифровым данным, готовятся выводы исследовательской работы
(прослушиваются ответы ребят по заданию №6)
Эритроциты лягушки крупные, овальной формы, с ядром. Эритроциты человека мелкие, двояковогнутые, не имеют ядра.
Перенос кислорода – основная задача эритроцитов. Эритроциты человека могут захватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных, например лягушки.
12.Прослушивание ответов по работе с таблицей.(задание №7)

Введение в новую тему.
13.Слайд на интерактивной доске - портрет И.И. Мечникова.
И.И. Мечников
(1845-1916)г, русский учёный, микробиолог, иммунолог, развил фагоцитарную теорию иммунитета. Лауреат Нобелевской премии.

Беседа. – Что связано с этим именем.
Антитела – что это?
- Что является единым защитным механизмом организма?
14.Новая тема – «Иммунитет»
Исследовать отдел § 35 стр. 112-115 и составить схему «Виды иммунитета».

Виды иммунит: естественный, искусственный
Естественный(врождённый, приобретённый)
Искусственный(Активный под действием вакцины. Пассивный под действием лечебной сыворотки)

15.Рассказ учителя об иммунитете.
Люди с рождения невосприимчивы ко многим болезням, которыми болеют животные. Потому, что в крови содержатся готовые антитела, борющиеся с данной болезнью (врожденный иммунитет)
В других случаях иммунитет вырабатывается после перенесённых инфекционных заболеваний. Переболев коклюшем, корью, ветряной оспой вырабатываются антитела, и человек не заболевает этими болезнями - (приобретённый естественный иммунитет).
Чтобы уберечь людей от той или иной инфекционной болезни (дизентерии, брюшного тифа, дифтерии) вырабатывают искусственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят вакцины убитых или сильно ослабленных возбудителей болезней. Прививки вызывают болезнь в лёгкой форме.
Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, вводят готовые антитела (белки), которые вступают в химическую реакцию с молекулами вредного вещества. Это лечебные сыворотки.

16. Рассказ учителя о СПИДе- синдроме приобретённого иммунодефицита
Возбудитель-вирус.
Эпидемический очаг в Африке.
Описан и выделен впервые в 1983 году во Франции, затем в США.
Вирус СПИДа избирательно поражает лимфоциты крови, вырабатывающие антитела против инфекционных заболеваний. При этом резко снижается защита организма от микробов, что приводит к воспалительным процессам различных органов и систем. Развитие тяжёлых воспалительных болезней и злокачественных опухолей является причиной смерти больных СПИДом людей. Вирус СПИДа принято обозначать как ВИЧ-вирус иммунодефицита человека.
Вирус СПИДа от заражённого человека к здоровому передаётся, прежде всего, через нестерилизованные медицинские инструменты, при переливании крови, а также половым путём.
Вопрос: какие профилактические меры против СПИДа используются в мире.
Ответы детей:
Профилактические меры против СПИДа.
а) применение одноразовых шприцов
б) использование стерильных медицинских инструментов
в) отказ от случайных половых связей.
17.Закрепление новой темы
Задание №1: установите соответствие между защитными свойствами организма человека и видом иммунитета (в пустую графу вставить нужную букву)

Защитные свойства ? Вид иммунитета
1) Наличие антител в плазме крови, полученных по наследству.

а) искусственный активный
б) искусственный пассивный
в) врожденный
2) Получение антител с лечебной сывороткой.
3) Образование антител в крови в результате вакцинации.
4) Выработка антител после введения ослабленных возбудителей болезни.
Ответы: 1) в; 2) б; 3) а; 4) а.

Задание №2: определить виды иммунитета.

?
1) Врожденный иммунитет. а) возникает при введении в организм лечебной сыворотки.
2) Приобретенный иммунитет. б) антитела в организме образуются после перенесенного заболевания.
3) Активный искусственный иммунитет. в) вырабатывается при введении в организм вакцины.
4) Пассивный искусственный иммунитет. г) наследуется от родителей.

Ответы: 1) г; 2) б; 3) в; 4) а.

18.Выставление оценок

19.Подведение итогов. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что полезного услышали и можете применить в жизни?

20.Д/ З §35 «Иммунитет» .Подготовить сообщение о И.И. Мечникове, повторить параграфы по теме «Кровь».

Шмидт Галина Ивановна
Учитель биологии
ГУ «СШ №2» г.Тайынша
Северо-Казахстанской области
Раб. Телефон:8-71536-24-4-39
Дом. Телефон: 8-71536-22776
Категория: Биология | Добавил: Galina65 (03.03.2012) | Автор: Шмидт Галина Ивановна E
Просмотров: 2082 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 Дерма   (09.01.2014 23:45)
Интересная находка пригласить лаборанта на урок. На следующий год тоже позову. Этот урок рассчитан на 45 минут?

1 Tatayasha   (16.05.2012 22:44)
Спасибо! Урок практической направленности будет способствовать более прочному усвоению знаний. Возьму на вооружение отдельные моменты урока.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz