Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Коррекционная педагогика

Пусть звезды улыбаются...
Когда выезжаешь на Запад, в ту же Европу, поневоле задумываешься над тем, как там заботятся об инвалидах. Там чаще, чем у нас, встречаешь людей в колясках, слепых. Причем замечаешь, что живут они полноценной жизнью, отнюдь не считают себя людьми второго сорта, выброшенными на обочину жизни. Просто это люди с некоторыми ограниченными возможностями и только.
Помню, как я удивилась, когда увидела в Австрии будку для телефона-автомата без стекол. «Неужели и в Австрии, такой чистенькой и ухоженной, бьют стекла?» – спросила своих товарищей по путешествию. «Ты читать по-немецки не умеешь, – объяснили мне. – Там написано: «Будка для инвалидов…»
Сейчас в нашем обществе происходят здесь некоторые подвижки. Спортсмены-инвалиды, например, ездят на соревнования за рубеж, завоевывают там призы. Тем не менее, заботиться нашей стране еще об инвалидах и заботиться. К сожалению, очень редко встречаешь у нас инвалидов на рабочих местах, в сфере обслуживания. Хотя рядом с моим домом работает молодой глухонемой сапожник и делает свою работу очень качественно…
На все эти темы мы говорим в Алматинском колледже сервиса. Говорим не случайно. Колледжу уже 54 года. Людям среднего и старшего поколения он хорошо известен как Алматинский технологический техникум легкой промышленности и бытового обслуживания.
– Колледж готовил специалистов из числа глухих и слабослышащих учащихся еще в 70-е годы, – рассказала заместитель директора по учебной работе А.Н. Ашимова. – Мы готовили технологов швейного производства и специалистов по планированию на предприятиях бытового обслуживания. В 80-е годы к этим специальностям добавилась специальность «моделирование и конструирование одежды». Потом, как известно, наступили сложные времена, наше учебное заведение, как, впрочем, и другие техникумы, училища, стало бороться за выживание. Но постепенно мы начали возрождаться, и родители детей-инвалидов стали обращаться к нам с просьбами вновь открыть группы для глухих и слабослышащих учащихся. Прием этих детей был возобновлен. К счастью, мы сохранили педагогов, которые работали в техникуме еще в 70-80-е годы. Ведь слабослышащие дети требуют к себе очень серьезного отношения.
Несколько другая, чем в обычных группах, здесь учебная методика. Учащиеся требуют к себе внимания и в плане воспитания. Конечно, есть здесь и много проблем. Не все родители понимают, что колледж – не тепличная школа-интернат, где дети-инвалиды живут на полном государственном обеспечении. Иные рассуждают: «Отдадим ребенка в колледж, а сами будем жить на его пособие». Так не получится. Да, ребятам в колледже предоставляются общежитие, стипендия. Но стипендия – только в том случае, если студент хорошо учится. Питание – за свой счет. Но ведь главное, что юноше или девушке дают возможность получить хорошую профессию, при этом – учитывают его ограниченные возможности.
К услугам учащихся – сурдопереводчики, которых, кстати, ни в одном учебном заведении республики не готовят: они еще с прежних времен остались в колледже. Это одна из проблем. Очень трудно сегодня найти специалиста – психолога, дефектолога, причем хорошо владеющего языком жестов. А специалисты это должны быть высококлассные. Знать и образовательные, и специальные предметы. Ведь порою на занятиях употребляются такие термины, которые перевести, а потом довести до учащихся очень непросто.
– Есть еще и другая проблема, – говорит Айша Назаровна. – Ежегодно колледж производит набор в группы глухих и слабослышащих по специальностям «парикмахерское искусство и декоративная косметика», «технология швейного производства», «моделирование и конструирование одежды». Но ведь не каждый учащийся желает осваивать именно эти специальности! Чтобы в будущем стать хорошим специалистом, надо иметь к профессии какие-то наклонности.
«Я хотела бы стать программистом, изучать компьютеры», – говорит девочка. А этой специальности в колледже не учат. Хорошо было бы, если бы и в других колледжах задумались над этой проблемой, создали группы для детей-инвалидов. Нам бы хотелось, чтобы учиться к нам приезжали слабослышащие дети со всего Казахстана. Тогда бы у нас был выбор, мы брали бы тех, которые действительно хотят учиться нашим специальностям. И из них получались бы классные специалисты.
Будут, конечно, проблемы у выпускников колледжа и когда они придут на работу. – Хорошо было бы, чтобы в салонах, где будут работать наши специалисты, – мечтает завуч, – имелись сурдопереводчики. – Хотя бы два таких салона на город. Думаю, клиенты с удовольствием пошли бы обслуживаться в эти салоны. Ведь порою у таких наших учащихся руки золотые, они очень трудолюбивы, дисциплинированны… В обществе глухих поддерживают малый и средний бизнес, частное предпринимательство. Три выпускника колледжа из этих групп уже открыли свои маленькие предприятия. Они уже не будут жить в ожидании пенсии, а сами себя прокормят. Преподаватели рады за них. Но пока наше государство не предусматривает никаких льгот в налогообложении для предприятий, которые принимают на работу лиц с ограниченными возможностями. А ведь на предприятие в этом случае ложится дополнительная нагрузка. Возможно, как-то изменению ситуации поспособствует то, что сейчас каждое предприятие обязывают принимать на работу инвалидов.
– Это наш гражданский долг – помогать детям-инвалидам, – считает Айша Назаровна. Хорошо, если бы так же понимали свой долг и руководители других колледжей.
Словом, сегодня Алматинский колледж сервиса является чуть ли не единственным профессиональным учебным заведением, педагоги которого протягивают дружескую руку помощи детям с ограниченными возможностями. Недавно группа учащихся колледжа вместе с директором М. К. Такабаевым и заместителем директора по производству З. Т. Ахияровой побывали в Венгрии. В группу входили и слабослышащие дети. Делегация знакомилась с профессиональным образованием в Венгрии, в том числе изучала и работу с учащимися с ограниченными возможностями. Зайтуна Тохтаровна с восторгом рассказала мне о будапештской школе, где учатся инвалиды по зрению. Школа располагается в старинном особняке, который был построен еще в 1899 году, как здание спецшколы. Таким образом, уже в течение двух столетий здесь учат учащихся с ограниченными возможностями. Весь первый этаж особняка занимает реабилитационный центр. В школе – хороший музей, богатая библиотека, прекрасный концертный зал с великолепной акустикой. Здесь все приспособлено для того, чтобы учащиеся не ощущали никакого дискомфорта. На компьютерах – крупный шрифт, специальная подсветка. Ребят обучают скоропечатанию, и они даже выигрывают всевозможные конкурсы. В спортзале имеются мячи с шумовым эффектом.
Столь же интересно было всем побывать и в профессиональной спецшколе в венгерском городе Нарадьхаза, где обучают слабослышащих детей. Здесь в классах каждый ученик сидит за персональным компьютером, а звук в наушниках при этом усиливается. В центре города имеется учебный парикмахерский салон спецшколы. В общем, в Венгрии нашим педагогам можно было поучиться тому, как относиться к людям-инвалидам, а вернее, простите, к людям с ограниченными возможностями.
Я начала свой рассказ об Алматинском колледже сервиса с групп слабослышащих, хотя, понятно, здесь обучаются и обычные учащиеся. Сравните: набор в колледж каждый год – 250 человек, в группы глухих и слабослышащих принимают всего 50. Как и любое учебное заведение, колледж в последние годы приспосабливался к изменившимся обстоятельствам – менял специальности обучения. Ушли в прошлое такие специальности, как хлопкопрядильное и трикотажное производство, зато появились новые: организация обслуживания гостиничных хозяйств и туристских комплексов, организация туризма, менеджмент в швейной отрасли. Как известно, ребята сегодня с удовольствием выбирают профессии, связанные с гостиничным хозяйством. Поэтому, когда туристская группа возвращалась из Венгрии, она заглянула в Киев – в знаменитый техникум гостиничного хозяйства.
– Это был базовый техникум по гостиничному хозяйству во всем постсоветском пространстве, – рассказал директор колледжа Маран Компаевич. – В нем очень хорошая учебно-материальная база. Прекрасно налажены международные связи. Студенты выезжают на практику в Германию, Эмираты, Бельгию. При техникуме есть свои учебная гостиница и туристическая фирма. Учащиеся учат обязательный английский плюс дополнительный европейский язык. Мы привезли из Киева очень много методической литературы. Хотя наш колледж уже седьмой год выпускает специалистов по гостиничному хозяйству, у нашей бывшей братской республики, конечно, есть чему поучиться. Для нас туризм и гостиничный бизнес – очень перспективное направление.
Колледж вошел в состав Казахстанской туристской ассоциации, и мы будем в дальнейшем вместе с ней прорабатывать вопросы профессионального образования. Заинтересовал группу украинский экотуризм. Зайтуна Тохтаровна рассказала, что они побывали на одном хуторе, где живут два брата. Любители скачек, братья составили для экскурсантов, к ним приезжающим, интересную программу: конно-спортивное шоу, катание детей на лошадях. На хуторе есть конно-спортивный музей, магазин по продаже сувениров, ресторанчик с национальной кухней. Главное – ребята на практике увидели, как интересно можно организовывать туристские программы. А что, у нас, в Казахстане, мало прекрасных мест, куда с удовольствием приезжали бы туристы? Надо только все как следует организовать.
В общем, жизнь в колледже кипит. Специальности, по которым готовят ребят, сегодня очень востребованы, поэтому в колледж поступают бесконечные просьбы: дайте выпускников-парикмахеров, выпускников-швейников, выпускников – специалистов по гостиничному хозяйству. Ребят с удовольствием приглашают предприятия на практику.
Есть в училище выпускники, которые открыли свое дело. – Модным салоном «Шико» руководит Игорь Шмельков, – рассказали мне, – агентством «Андрес» – Андрей Ткаченко, ателье «Золушка» – Светлана Спицына, предприятием по изготовлению одежды «Зоя и компания» – Зоя Владимировна Елистратова. Сегодня многие люди хотят носить эксклюзивную одежду, сшитую на заказ, не хотят одеваться на барахолках. К счастью, красивых тканей в магазинах много, сеть ателье расширяется с каждым днем.
Ну а когда учащиеся колледжа показывают модную одежду, устраивают конкурсы на лучшую прическу, – в зале, как говорится, яблоку негде упасть. Все видят, что именно в Алматинском колледже сервиса учатся первые красавицы Алматы.
– Главное, – говорит Зайтуна Тохтаровна, – чтобы наши выпускники хотели работать. Будет желание работать – все у ребят будет. Говорят, если человеку нравится дело, которым он занимается, если он работает с энтузиазмом, то звезды ему улыбаются. Пусть же выпускникам нашего колледжа всегда улыбаются звезды!

Людмила БОРИСОВА.

 

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: teacher-almaty (01.08.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 2746 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
2 Людмила   (01.05.2008 05:09)
Мы тоже рады за вас, Наташа. Успехов вам в жизни и учебе!

1 Наташа   (30.04.2008 19:34)
Я сама сейчас учусь в этом колледже и я рада, что я попала имменно в этот колледже, а не в другой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz