Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:39

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Коррекционная педагогика

Без ограниченных возможностей
№ 202 (17074) от 30.10.2010
Баглана Халыкова,директор Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, Алматы
Развитие инклюзивного образования в республикеОбеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями в развитии на образование в соответствии с действующим законодательством Казахстана – одна из важнейших задач государственной политики, основное условие для их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Гарантии этого права закреплены в Конституции РК, законах "О правах ребенка в Республике Казахстан", "Об образовании", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".
Процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками получает в республике дальнейшее развитие. При этом существуют различные модели интеграции. Первая – обучение таких детей в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах. Сегодня в 1 098 специальных классах обучаются 8 506 учеников с ограниченными возможностями в развитии, из них свыше 5,2 тысячи детей с задержкой психического развития, более 2,5 тысячи умственно отсталых, остальные – с физическими недостатками. Вторая – интегрированное (инклюзивное) образование, когда обучение детей с ограниченными возможностями ведется в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такой опыт работы успешно внедрен в общеобразовательных школах и детских садах Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской областей, а также Астаны.
Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями в развитии. Организация их обучения в учреждениях образования общего типа, расположенных по месту проживания ребенка и его родителей, позволяет не помещать детей на длительный срок в интернат, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками. В целом это способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Исследования показывают, что интегрированное обучение в виде полного включения в образовательный и воспитательный процессы может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в организации образования, совместном проведении досуга в различных внешкольных мероприятиях.
В соответствии с законом "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" неуклонно расширяется сеть новых видов специальных организаций образования, которые обеспечивают коррекционно-педагогическую поддержку детей, обучающихся в школах, и включение в образовательный процесс тех, кто считался ранее "необучаемыми". Необходимость создания таких организаций обусловлена разнообразием видов нарушений, что не позволяет всем детям без исключения получать адекватную коррекционно-педагогическую поддержку в имеющихся типах специальных (коррекционных) учреждений. Их сеть состоит из 156 кабинетов коррекции и инклюзивного образования, 123 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 345 логопедических пунктов.
Сегодня для республики оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогам общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.
Для обучения детей с ограниченными возможностями по специальным образовательным программам действует дифференцированная сеть специальных коррекционных организаций по восьми основным видам: 37 специальных детских садов и 240 групп при детских садах с охватом около 10 тысяч детей дошкольного возраста; 101 специальная школа и 1 098 специальных классов при общеобразовательных школах для 25 тысяч детей; около 10 тысяч детей-инвалидов обучаются на дому; свыше 16 тысяч детей интегрированы в общеобразовательную среду с созданием специальных условий в 769 школах для 12 584 учащихся и 395 – для 4 000 детей дошкольного возраста. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. В этих целях действуют 56 психолого-медико-педагогических консультаций.
Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на уровне начального образования, подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.В организации образования общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями развития в здания и помещения образовательного учреждения, включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д.Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями в развитии, в том числе обучающихся в обычном классе школы, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе учебных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. К примеру, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут обучаться по общеобразовательной учебной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями в развитии, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать трех.Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися, может быть организовано обучение в коррекционном классе общеобразовательной школы. В этом случае рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями в развитии, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Педагогические работники должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями в развитии, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями в развитии в полном объеме образовательных учебных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании организаций образования общего типа должны быть предусмотрены учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог.
Вопросы деятельности организации образования общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии, должны быть регламентированы уставом образовательного учреждения.
В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями в развитии, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями в развитии начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.Важными аспектами являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии. Следует организовать сотрудничество в решении этих проблем со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями в развитии.
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=45142
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Людмила1879 (31.10.2010) | Автор: Баглана Халыкова
Просмотров: 3231 | Теги: Национальный научно-практический це, Баглана Халыкова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz