Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Коррекционная педагогика

Там, где царит любовь…

 Х. С. Серикова, кандидат психологических наук, директор
 специализированного комплекса «Жануя».

 

Лучшая воспитательная среда для любого человека, а особенно для воспитанника детского дома, –  та, где царят любовь, взаимопонимание, уважение и материальный достаток.

Таким образом мы определили главную цель:  создание в  нашем коррекционном учреждении образовательной среды, благодаря которой ребенок-сирота осваивал бы социальный опыт, нормы и образцы  поведения в социуме.

Педагог,  создавая среду, в которой живет и действует ребенок, направляет и руководит его личной деятельностью.

Обратите внимание, эта идея противостоит требованиям традиционной авторитарной педагогики. Ведь там основные формы взаимодействия воспитанников с педагогами чаще всего ограничиваются подражанием, имитацией, требованием «Делай как я», что ведет к однообразию социальных и межличностных взаимодействий, порождает отчужденность между воспитуемыми и их наставниками.

Учитывая  вышесказанное, мы при организации воспитательного процесса предлагаем  следующее:

1. Включать  воспитанников в совместную продуктивную деятельность.

2. Расширять  их  круг общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду.

3. Формировать у них  образ собственного «Я» как высший потенциал.

Соблюдение этих приоритетов обеспечит таким образом формирование социально-адаптируемой личности, умеющей вести себя соответственно жизненным реалиям.

Конечной целью любого образования является социализация  выпускников. Это и цель, и проблема, ведь необходимо  коренным образом  изменить подготовку детей-сирот с интеллектуальными нарушениями, подготовить их  к социально-трудовой адаптации и интеграции.

Процесс адаптации для наших воспитанников  очень болезнен: им сложнее конкурировать с нормально развивающимися сверстниками   при  дальнейшем обучении, при устройстве на работу,  при общении в трудовом коллективе,   в бытовых ситуациях.

Основная задача работников  нашего комплекса – выработать у воспитанников стремление утвердиться среди людей, реализовать себя в жизни.  

Человек по своей  психологической природе  постоянно стремится к личностному  росту, творчеству, самодостаточности.

Наиболее известные теоретики в области психологии  Э. Фром, Эрмей, А.Маслоу  подчеркивали, что каждый человек как свободное существо ответственен за реализацию наибольшего числа возможностей. Но в  силу своих природных недостатков и социального прошлого наши воспитанники порою не могут самостоятельно справиться с этой задачей, не знают, как  улучшить свою будущую жизнь. Поэтому мы  должны помочь им найти их скрытые резервы, развить и отшлифовать их,  открыть перед нашими воспитанниками новые прямые жизненные пути, увести подальше от  кривых дорожек пьянства и наркомании.  

Знакомство с достижениями ученых РАЕН в области ноосферного образования позволило нам изменить дух и образ школы, иначе взглянуть на образовательные и коррекционные процессы.

С 2003 года   наша школа работает по концепции ноосферного образования  академика  Российской Академии Естественных наук, профессора Н. В. Масловой. Она  разработала биоадекватную методику образования, ориентированную на творческое ассоциативное целостное мышление, природосообразные, естественные для человека условия, при которых  активизируется высший потенциал человека, как сумма высших физиологических, интеллектуальных,  духовных  возможностей.

 Биодекватный метод обладает  тремя базовыми медико-психологическими характеристиками. Это:

здоровье сберегающий метод, т. к. он не нарушает природные механизмы восприятия, переработки и хранения информации;

коррекционный метод – его применение восстанавливает и развивает нарушенную природную последовательность восприятия;

биоадекватный метод – развивающий и потенциализирующий: его использование  приводит к постепенному раскрытию способностей и скрытых потенциальных возможностей личности.

Лев Семенович Выготский  подчеркивал, что если ребенок не решает предложенные ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Мировой опыт доказал, что умственная отсталость не является застывшим неизменным состоянием. Что даже дети с синдромом Дауна, считавшиеся ранее необучаемыми, способны принимать посильное участие в социальной жизни.

Все это достигается с помощью  раскрытия и развития потенциальных  творческих возможностей личности. А потенциальные способности развиваются в деятельности.

По мнению гуманистических психологов творческие люди характеризуются  эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, что в полной мере совпадает с определением целостной интегративной личности концепции ноосферного образования. Креативность и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса.

Рассмотрение психической проблемы социализации с точки зрения  ноосферной науки раскрывает новые возможности решения этой проблемы. Мы ни в коем случае не закрываем глаза на юридическую, материальную, жилищную стороны этой проблемы, но рассмотрение  именно психической стороны проблемы считаем очень важным. У нас были случаи, когда наши выпускники получали «на тарелочке» материальные блага и благополучно их теряли. Не хочется этого признавать, но, к сожалению, мы недостаточно психологически подготовили их к встрече с реальной жизнью.

Отсутствие целостной программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в большинстве случаев определяет неудачи их независимого жизнеустройства.

Исследование  социализации выпускников выявило следующие показатели:

размытость жизненной перспективы;

склонность к материальному иждивенчеству;

нарушения коммуникативной деятельности.

С учетом полученных данных, наших ошибок и успехов, мирового опыта, передовых достижений науки мы сделали первые шаги  к нестандартному  решению этой проблемы.

Нами были разработаны основные направления Программы подготовки к самостоятельной жизни «Шаг в будущее». Это

развитие творческого потенциала ребенка;

формирование позитивного отношения его к труду;

становление жизненной перспективы;

обеспечение продуктивности социальных контактов.

Важную часть проекта составила подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях.

Работу над проектом мы начали с акции «Прощание с вредными привычками». В школьном саду вырыли яму,  и педагоги побросали в нее сигареты, бутылки, грязные рваные вещи. Затем мы предложили ребятам добровольно сделать то же. Затем все эти вещи сожгли  и закопали, а территорию школы объявили зоной здорового образа жизни.

Важным было то, что начали мы именно со взрослых. Ведь всем известно, что детей воспитывают не слова, а поступки.

 Воспитание – это адски сложная вещь. Я бы сравнила этот процесс с работой над глыбой мрамора, к которой одновременно подошли несколько человек и задались целью изваять скульптуру. У каждого мастера свой  норов, свой характер и, наконец, свое представление о будущей скульптуре. И настолько в этот момент важно, чтобы педагогический коллектив имел одну общую цель.

Одним из наших самых больших достижений я  считаю создание единого сплоченного коллектива. Часть наших наиболее подготовленных педагогов прошли курсы по ноосферному образованию. Состоялся семинар по биоадекватным технологиям обучения и воспитания.

Среди педагогов была организована творческая группа, занимающаяся апробированием и пропагандой биоадекватных технологий образования, создающих свои технологические наработки, применимые к коррекционному учреждению.

В 2004 учебном году  был организован Центр, в котором мы постарались учесть  условия, необходимые для эффективной реализации программы. Это организация рационального режима с учетом возраста, наличие естественной обучающей среды и условий для проявления самостоятельности, психологическое сопровождение воспитанника.

Выпускники, обучающиеся в ПТШ, переселились в кондоминимум – отдельное жильё  с изолированным входом, своей кухней, душевой, комнатой отдыха, спальней.

Было организовано специальное психолого-педагогическое сопровождение, основанное на биоадекватных  технологиях.

Изменились режим  и организация питания выпускников. Они  стали самостоятельно приобретать  продукты, готовить пищу.

Для работы с выпускниками были специально отобраны педагоги. К ним были предъявлены особые требования:

наличие квалификации и опыта работы

знание особенностей подросткового возраста и специфики личности умственно отсталого ребенка-сироты

В основу рабочего графика был положен вахтовый метод.

Выпускники принимали активное участие в разработке  обязанностей дежурного по кондоминимуму, графика дежурств, обустройству своего нового жилья, проводили генеральную уборку после ремонта, устанавливали карнизы, собирали  и расставляли мебель, пересаживали цветы. Все было, как настоящей семье.

В течение всего дня наши выпускники оказываются в различных ситуациях творческого выбора: можно изменить путь следования домой из училища, предложить свой вариант меню, помочь дежурному или просто побыть одному.

Объем статьи  не позволяет подробнее остановиться на всех аспектах реализации  модели подготовки  выпускников-сирот к самостоятельному жизнеустройству. Наша программа постоянно претерпевает какие-то корректировки с учетом наработанного опыта, но хотелось бы отметить, что результаты мониторинга поведения  и психического здоровья подростков  вселяют оптимизм.

Воспитанники,  проживающие в условиях кондоминиума, стали более компетентными в решении бытовых и социальных вопросов. Они выгодно отличаются от других ребят. У них появились такие  личностные качества, как инициативность, самостоятельность, большая открытость в общении.

По словам самих ребят, их жизнь стала более насыщенной, у них возникли  новые интересы, ответственность. Так как занятия с психологом и социальным педагогом носят позитивный характер,  воспитатели перестали упрекать подростков, стали учитывать их желания и интересы, научили любить себя и окружающих, позволили  окружить себя личными вещами, любимыми безделушками, предоставили ребятам возможность уединения, «никто не мешает им думать о своем».

 Отмечено значительное и постоянное на протяжении всего учебного года снижение конфликтных ситуаций, традиционно провоцируемых выпускниками.

Таким образом, предложенную модель   можно рассматривать как один из вариантов решения проблемы социализации выпускников.  

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: teacher-almaty (15.10.2007)
Просмотров: 2087 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz