Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 10:00

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Родительское собрание

Роль семьи в воспитании школьника
Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям — залог того, что и дома, и в детском саду ребенок стремится следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.
Школа помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе. Занятия, игры и труд организуются педагогами,
имеющими, как правило, специальное образование.
Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и праздничные дни, при сборах в школу и по вечерам. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения; используют разные средства информации (печать, телевидение, радио и т. д.); советуются с воспитателями. Но каждый из родителей, несомненно, сознает, что этого недостаточно, что надо овладеть знаниями о психологических и физиологических особенностях детей школьного возраста, о содержании и основных способах их воспитания и обучения. Каждой семье требуются дополнительные знания о психологии и этике семейных отношений. Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограничены: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны — с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. п. Такие рассуждения ошибочны. Исследования советских психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систе¬матическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.
Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться,
1
подготовьте его к этому.
Имеет значение и состояние здоровья ребенка.
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного
и трудового воспитания дошкольников.
Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним. Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически и одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое
Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения. Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.
Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей.
Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость,— это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно (по дороге в школу отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей .Наконец, третий фактор семейного воспитания — возможность естественного включения ребенка в совместную со взрослым
2
деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, кустарников во дворе дома, участие в субботниках, организуемых ЖЭКом ..организация «воспитательной работы» старших школьников со своими младшими братьями, сестрами («Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); изготовление с сыном, дочерью игрушек.
Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, литературных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах. В школе ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в школе, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.
Семья в нашем обществе — первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.
Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери, отца)—забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
«Но где найти время, необходимое для такого разнообразного общения с ребенком?»— спрашивают некоторые родители. Особого специального времени для этого не требуется. Многое решается в повседневной жизни и деятельности семьи. Например, мама, занимаясь делами, наблюдает время от времени за процессом рисования, лепки дочери, за игрой в лото сыновей, дает им советы. Занятия, игры-занятия, требующие наибольшей сосредоточенности, проводятся утром в субботу или воскресенье: по математике, развитию связной речи, фонематического слуха.
Интересным бывает досуг ребенка в праздники, во время семейных прогулок: старшими организуются спортивные игры, вместе поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, затевают кукольный театр, театрализованные представления с участием детей и взрослых.
Таким образом, различная практическая деятельность детей дошкольного возраста (которой руководят мамы и папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении — ценнейшие средства воспитания. Немалое место в современной семье отводится чтению детям книг, просмотру телевизионных передач, слушанию радиопередач. Это очень хорошо, но каждой семье следует выяснить, каков удельный вес того или иного вида занятий детей. Так, детям регулярно читаются книги, а удельный вес их труда в режиме субботних и воскресных дней недостаточен.
Обращаю ваше внимание на следующий важный вопрос. Проанализируйте, как распределяются в вашей семье хозяйственные и педагогические функции между мужем и женой — отцом и матерью. В этом вопросе необходима полная справедливость: оба работают на производстве, ведут ту или иную общественную работу. Можно привести много положительных примеров такого распределения. Но данные социологов, обследовавших немалое число семей, вызывают тревогу: у женщины-матери уходит на хозяйственно-бытовую работу по дому в два раза
3
больше времени, чем у мужчины-отца. Значит, ей не хватает времени для воспитания детей (хотя она и использует в целях воспитания совместный домашний труд) и ухода за собой. Труд, которым занимается в семье мужчина (столярный, слесарный и т. п.), почти не распространен в городских семьях. Это приводит к резкому сокращению совместной работы отцов с детьми, чем и объясняется снижение воспитательного воздействия отцов на детей. Проанализируйте, как в ваших семьях обстоят дела с хозяйственно-бытовой и воспитательной работой родителей, а также бабушек и дедушек (если они живут вместе с вами), с участием детей в оказании им помощи. В жизни сельской семьи есть объективные условия, которые помогают справедливому разделению хозяйственных обязанностей между супругами: часть работ, особенно в огороде или по уходу за домашними животными, выполняется совместно. Если семья умело привлекает к посильному труду детей разного возраста, то создаются естественные возможности для трудового воспитания.. В совместной работе с взрослыми ребенок осознает, что от работы каждого зависит успех общего дела. У детей с помощью взрослых создается необходимая эмоционально осознанная установка: работать старательно, добросовестно, учиться у взрослых.
4
Категория: Родительское собрание | Добавил: valentinasokolova (11.01.2012) | Автор: Валентина
Просмотров: 2849 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 1
1 Васильевна2467   (24.01.2016 10:29)
Семья играет важную роль в воспитании ребенка, в подготовке ребенка к школе. Ведь, если воспитанию ребенка и развитию его кругозора уделяют должное внимание, то и ребенок приходит в школу любознательным, с определенным багажом знаний, развитым кругозором. На адаптацию такого ребенка к школе в первом классе уходит совсем немного времени. Таой ребенок активно включается в образовательный процесс. И наоборот. Если ребенок не получил должного воспитания и подготовки в семье то и учитель, и родители начинают прилагать огромные усилия, чтобы ребенок усвоил программный материал, не был отстающим в классе. Какая нагрузка ложится на плечи маленького ученика. Хотелось бы, чтобы родители задумались об этом!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz