Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:53

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Работа над выразительностью слов в пении
В основе выразительности подачи текста лежит соответствующая данному содержанию эмоциональная окрашенность исполняемого. Вчитываясь в текст и музыку любого музыкального сочинения, всегда можно попытаться ответить на вопрос: как нужно исполнить фразу или слово – ласково, радостно, спокойно, задумчиво, тревожно, грустно, зло, печально, торжественно, насмешливо, тоскливо, испуганно и т. д.?
Развитие эмоционального содержания любого музыкального произведения подчиняется всегда какой-то определенной логике. Передавая его, композитор использует все возможные средства музыкальной выразительности: лад, темп, размер, тесситуру, фактуру хорового письма, динамику, гармонию, интонацию, форму, цезуры и т. п.
Эмоциональное содержание музыкального произведения транс-формируется, варьируется либо сопоставляется с контрастным образом, подобно развитию и течению человеческой мысли. Задача исполнителя – раскрыть эмоциональный замысел композитора и не только передать соответствующие эмоциональные состояния, но и проявить при этом свое отношение к содержанию произведения, которое необходимо прежде всего прочувствовать. Именно так можно найти нужные краски и при хоровом исполнении. «Нет подлинного искусства без переживаний. Ремесло же начинается там, где прекращается творческое переживание или художественное представление результатов его», – говорил К. С. Станиславский.
Однако при повторениях, а тем более многократных, какого-то произведения певцы, даже постигшие его смысловую и эмоциональную стороны, не всегда могут одинаково глубоко и выразительно передавать его содержание. Поэтому, чтобы обеспечить на концерте именно ту форму музыкального образа, которая соответствует замыслу композитора, необходима большая работа над закреплением художественных форм выражения той или иной эмоции.
Та или иная эмоция, переживаемая человеком, сопровождается прежде всего определенным мышечным тонусом всего тела, в том числе и артикуляционного аппарата. Это обстоятельство непроизвольно определяет и характер его работы, а следовательно, и степень ясности дикции. Например, при выражении эмоции грусти артикуляция невольно будет более вялая, чем при выражении радости.
Эмоциональность в исполнении проявляется главным образом в динамике и темпе, а следовательно, в громкости и скорости произношения слогов и слов. Например, при выражении печали длительность гласных и согласных фонем возрастает; при выражении радости согласные укорачиваются, а гласные удлиняются; при выражении эмоции ярости гласные и согласные непроизвольно укорачиваются, но при этом удлиняются цезуры между словами, и т. д.
Тот или иной характер исполняемого сочинения определяет и степень ясности произношения текста. В спокойных распевных произведениях текст произносится мягко, а в маршевых – скандированно. Для сравнения возьмем революционную песню «Смело, товарищи, в ногу» и «Горные вершины» Варламова.
Характер дикции зависит также от темпа, тесситуры и динамики. При исполнении произведений в быстром темпе слова следует произносить легко, «близко», очень активно, но при минимальном движении артикуляционного аппарата. При исполнении же произведений в медленном темпе, в произведениях драматического или торжественного характера, гимнах слова произносятся при более «крупной» артикуляции.
На качество произношения текста влияют тесситурные условия и сила звука. Наилучшие условия для работы артикуляционного аппарата – средняя тесситура и умеренная сила голоса. При пении с нюансом пиано дикция должна быть еще более активной и отчетливой, что требует особой тренировки, так как в таких случаях непроизвольно возникает тенденция к вялости артикуляции.
Итак, решая проблемы хорошей дикции в хоре, необходимо работать над разборчивостью произношения текста при соблюдении правил орфоэпии; осмысленностью на основе выделения логических вершин во фразе; выразительностью произношения слов на основе единства музыки и содержания исполняемого сочинения, его эмоционального переживания.

Список использованных источников:
1. Назаренко И. К. Искусство пения. – М., 1968.
2. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
3. Вопросы системы обучения пению в I–IV классах: Сб. статей под ред. М. А. Румер. – М., 1960.
Категория: Музыка | Добавил: sundae_ny (03.10.2013) | Автор: Юрлова Галина Ивановна E
Просмотров: 493 | Теги: эмоциональность, выразительность, темп, пение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz