Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 09:29

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Певческая артикуляция и тип гласного
Работа артикуляционных органов, направленная на образование звуков речи, называется артикуляцией.
Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. В целом певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом — энергичнее работают внутренние артикуляционные органы (язык, глотка, мягкое нёбо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных.
Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. С гласными же дело обстоит иначе. Они округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному о. По сравнению с гласными речи в певческих гласных увеличивается звонкость.
Округление гласного отражается в спектре звука в усилении обертонов в области 500—540 Гц, так называемой низкой певческой форманты (НПФ), увеличение звонкости — в усилении частот в области 2000—3000 Гц, так называемой высокой певческой форманты (ВПФ).
Основной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, что называется нейтрализацией их, на основе округления звонких гласных и приближения глухих по своему звучанию к звонким.
Певческие уклады артикуляционных органов при образовании гласных звуков не только отличаются от речевых, но даже у различных певцов имеют большие индивидуальные отклонения. В связи с этим внимание хормейстера, как мы уже говорили, должно быть направлено на то, чтобы привить певцам хора единую манеру артикуляции в целях достижения хорошей дикции.
Особо следует остановиться на вопросе о положении гортани при речевой и певческой артикуляциях.
В процессе речи на разных гласных уровень гортани, размер входа в нее и положение надгортанника изменяются. При пении же у людей с хорошо поставленным голосом на различных гласных и в любом участке диапазона голоса гортань занимает вполне определенное устойчивое положение, характерное для каждого певца (высокое или низкое), в зависимости от типа голоса.
Замечено, что у высоких голосов гортань обычно занимает высокое положение, а у низких — низкое. Это является результатом работы дыхательного аппарата, автоматически регулирующего подсвязочное давление. Несмотря на то, что положение гортани регулируется рефлекторно, не исключена возможность и сознательной регулировки ее положения в поисках наилучшего по тембру и наиболее естественного звучания данного голоса.
Известно, что в речи при произношении гласных о, у гортань опускается вниз, при и, э — поднимается вверх, при а — занимает нейтральное положение. Зевок опускает гортань. Некоторые вокальные школы считают низкое положение гортани наилучшим вариантом и рекомендуют петь на зевке. Однако это подходит не всем певцам: у низких мужских и женских голосов это дает положительный эффект, а у высоких и особенно детских может привести к обратному результату.
Когда оптимальное положение гортани найдено, его следует сохранять при пении всех гласных и на всем диапазоне. Основа ровного легато, основа бельканто в том, что гортань в пении . должна быть неподвижной. Важно, верно атаковав ноту, ничего не изменять при пении всей фразы, не двигать горлом.
Первоначальный звук, возникший в гортани на уровне голосовых складок, окончательно оформляется в речевом тракте (ротоглоточной трубе), благодаря чему звук приобретает различные свои качества. При пении форма ротоглоточной трубы из¬меняется в зависимости от оптимального для данного певца рабочего положения гортани. Полости ее расширяются, значительно увеличивается объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти и поднятия мягкого нёба.
Постоянно слегка расширенный нижний отдел глотки и умеренно приподнятое мягкое нёбо создают наилучшие акустические условия для округления гласных. Преобразованная таким образом полость ротоглоточного канала превращается в рупор, что во много раз увеличивает исходную силу голоса. Его выходным отверстием (устьем) является рот. Известно, что чем больше устье рупора, тем лучше звук излучается в пространство. Поэто¬му рот при пении открывается больше, чем когда человек просто говорит.
Степень открытия рта рефлекторно влияет на форму колебаний и степень смыканий голосовых складок, а следовательно, меняет тембр голоса.
В отношении способа открытия рта существуют различные вокальные школы. Одни рекомендуют все гласные петь на улыбке, другие — широко откидывать нижнюю челюсть вниз, придавая рту форму вытянутого гласного о. Положение губ на улыбке при умеренном открытии рта чаще всего наблюдается у певиц с высокими голосами, поскольку при этом создаются такие акустические условия, которые способствуют настрою голосовых складок на краевое смыкание, в результате чего возникает звук, легкий по тембру, т. е. близкий к фальцетному. И наоборот, положение губ, напоминающее по форме гласный о, при широком раскрытии рта за счет опускания нижней челюсти настраивает голосовые складки на более глубокое смыкание, что способствует формированию более густого тембра в голосе, ближе к грудному типу. Обычно таким способом артикуляции пользуется певцы с низкими голосами.
Различные гласные при пении также по-разному влияют на тембровые качества голоса певца даже при одной и той же манере открывания рта. Конфигурация речевого тракта для каждой фонемы своеобразна. Надставная труба постепенно удлиняется, если пропеть гласные в определенной последовательности: и—э— а—о—у. Это состояние и создает различные условия для вибраций голосовых складок при произнесении различных фонем как в речи, так и в пении. Следовательно, работа последних связана с типом гласного звука, каждый из которых по-разному влияет на степень их смыкания, т. е. придает голосу различные тембровые оттенки.
При всех прочих равных условиях в отношении единой манеры артикуляции, высоты и силы звука гласные и, э способствуют более плотному смыканию голосовых складок и, следовательно, формируют тембр голоса с более грудным оттенком звучания по сравнению с гласными о, у. Гласный а занимает нейтральное положение.
Лучшие качества голоса проявляются при пении в близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звуков образование. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению, близкой вокальной позиции, что контролируется появлением ощущения резонирования маски.
Это ощущение резонирования легко найти при пении фальцетом на относительно высоких тонах голоса при соответствующей артикуляции. Оно поддается произвольному управлению и должно сохраняться на всех гласных независимо от высоты тона и типа регистрового звучания, а в дальнейшем и при любом способе артикуляции.
Если чисто фальцетное звучание сопровождается естественным озвучиванием головных резонаторов, то при любом нефальцетном способе звукообразования подключается грудное резонирование. Чем звук ближе к грудному типу, тем больше озвучены грудные резонаторы. Однако ощущение резонирования маски не должно убывать. Даже при грудном звуке это ощущение необходимо сознательно контролировать и сохранять. Если оно исчезло, значит, потеряна близкая вокальная позиция.
Следовательно, определенный способ артикуляции помогает нахождению близкой вокальной позиции, т. е. ощущения резонирования маски, что является надежным признаком правильной работы гортани.
Тип гласного, конечно, определенным образом оказывает обратный акустический эффект на работу источника звука, но в большей мере имеет значение способ артикуляции, который выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей данного голоса и конкретной методической задачи.
Таким образом, тип гласного и способ артикуляции в процессе фонации создают определенные условия для работы гортани, а следовательно, для формирования изначального тембра голоса ученика.

Использованная литература:
1. Стулова Г.П. Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в дет. хоре): Учеб. Пособие студентов пед. ин-тов по спец. «Музыка».- М.: Просвещение, 1988.- 126 с.
2. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. – Ленинград: Тритон, 1936.
Категория: Музыка | Добавил: sundae_ny (03.10.2013) | Автор: Юрлова Галина Ивановна E
Просмотров: 756 | Теги: тип гласного, пение, Артикуляция, резонирование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz