Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Вид атаки звука и способ звуковедения
С понятием регистра связано понятие атаки звука.
Атака звука – начальный момент взаимодействия голосовых складок и дыхания.
По закону физики начало звука (голоса) может быть лишь в результате первого толчка воздуха. При голосообразовании с любой атакой (они бывают разных видов) звук начинается от первого толчка сжатого подсвязочного воздуха, прорывающегося при раздвижении предварительно сомкнутых (или сближенных) голосовых складок. В самый же момент полного смыкания (или сближения) никакого звука образоваться не может.
Основных типов атаки звука – два: твердая и мягкая. Но, как известно, понимание твердости или мягкости может иметь различные степени сравнения, поэтому условно можно выделить четыре вида атаки: 1) очень твердая (взрывная); 2) твердая; 3) мягкая; 4) очень мягкая (придыхательная).
Полное смыкание голосовой щели или лишь сближение голосовых складок перед моментом атаки звука определяет характер их колебаний в последующие периоды: либо это полные прерывания тока воздуха в каждом цикле колебания, либо лишь частичные изменения его по величине. Однако в обоих случаях возникают периодические колебания воздушной среды, воздействующие на барабанную перепонку нашего уха» которые мы и воспринимаем как звук.
При голосообразовании атака звука имеет решающее значение для включения того или иного, регистрового механизма. В этом отношении голосовые складки подчиняются нашему управлению, и главным образом в момент атаки звука, в момент установки их на тот или иной способ колебания.
Известные вокальные педагоги и исследователи певческого голоса (Е. Егоров, А. Яковлев) рассматривают атаку не только как способ возникновения звука в гортани, они считают ее определяющим началом в характере дальнейшей фонации, начальным установочным моментом того или иного регистра.
«Значение атаки усугубляется тем, что от нее зависит характер звука на всем его дальнейшем протяжении, а значит, степень утомления и скорость изнашиваемости связок в профессиональной работе певца», – писал А. М. Вербов.
Зажатое голосообразование с «каркающей» атакой или «затылочное» («проваленное») с придыхательной утечной атакой свойственные обычно необученным певцам, следует считать вредными физиологически и неприемлемыми с акустической и эстетической точек зрения, их следует изживать, особенно в детской вокальной практике.
Мягкая атака многими специалистами справедливо рассматривается как основа правильного звукообразования. О твердой и придыхательной атаках можно говорить лишь как об исключениях из правила в художественных целях.
Каждому виду атаки соответствует определенная степень напряжения при голосообразовании: 1) перенапряжение (голосовые складки работают, как ударяющиеся язычки в режиме пересмыкания, совершая полные колебания); 2) твердое напряжение (голосовые складки работают тоже, как ударяющиеся язычки, но удары их друг о друга менее жесткие, замыкание голосовой щели плотное, хотя менее напряженное, колебание полное); 3) мягкое напряжение (относительно легкое соприкосновение голосовых складок в момент возникновения звука и в процессе фонации, в колебаниях участвует большая или меньшая часть голосовых складок); 4) недонапряжение (сближение голосовых складок неплотное, голосообразование расслабленное, колебание краевое или близкое к краевому).
Все эти четыре вида смыкания возможны при любом регистровом настрое гортани. Однако при одном и том лее настрое вид атаки может изменить конфигурацию гортани и повлиять на последующий за ней способ колебания голосовых складок. Поэтому при одном и том же настрое гортани мы можем получить различный акустический эффект, регулируя степень приведения голосовых складок в момент атаки звука.
Вид атаки звука, используемый певцом, и степень приведения голосовых складок тесным образом связаны с силой голоса в момент его возникновения.
Более твердая атака, возникающая в результате более сильного толчка подскладочного воздуха, рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее и глубже. При твердой атаке подскладочный воздух под действием избыточного давления прорывает плотно сомкнутые голосовые складки и заставляет их колебаться большей своей массой, что и способствует возникновению грудного звучания.
При мягкой атаке происходит раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, почему эта атака и называется мягкой.
О придыхательной атаке можно сказать, что перед началом звука голосовые складки пассивны и расслаблены. Лишь после свободного прохождения какой-то порции воздуха они начинают сближаться, не замыкаясь полностью, и в дальнейшем голосовые складки работают, как при мягкой атаке, т.е. сближаясь и удаляясь без соприкосновения. Следовательно, придыхательная атака — это разновидность мягкой, т.е. слишком мягкая атака.
Чтобы добиться от ученика звучания ближе к фальцетному, необходимо предложить ему петь тише с использованием мягкой атаки звука, т. е. легкого приведения голосовых складок друг к другу; грудное звучание будет получаться при пении более громким голосом с твердой атакой звука.
После атаки звук может быть коротким или продолжительным. Следование нескольких коротких звуков подряд, исполнение которых сопряжено каждый раз с возобновлением атаки, лежит в основе способа звуковедения стаккато, в отличие от легато, которое характеризует связное пропевание звуков, следующих один за другим.
Как стаккато, так и легато может иметь различную степень легкости, плотности и продолжительности.
Легкое короткое стаккато может перейти в жесткое, акцентированное или остаться мягким, но стать более продолжительным, что обычно называют нон легато.
Легкое легато может перейти в более плотное, с различной степенью подчеркивания звука, в так называемое маркато.
Каждый способ звуковедения начинается с определенной атаки звука. Уже одно намерение спеть легато, стаккато или маркато подсознательно настраивает гортань певца на тот или иной режим работы соответствующим приведением голосовых складок: легкое стаккато связано с представлением об очень осторожном начале и ведении звука; напротив, всякое акцентирование, пение маркато или плотным легато вызывает представление о более смелом приступе звука и перенесении его с одной высоты на другую.
Таким образом, каждый способ звуковедения невольно порождает соответствующую атаку звука, т. е. влияет на регистровый настрой гортани, а, следовательно, меняет тембровое звучание голоса.

Список использованных источников:
1. Вербов А. М. Техника постановки голоса. – Л., 1931. – С. 72.
2. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. – М., 1965.
3. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. – Л., 1967.
4. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987
5. Назаренко И. К. Искусство пения. – М., 1968.
6. Яковлев А. В. Физиологические закономерности певческой атаки, – Л., 1971
Категория: Музыка | Добавил: sundae_ny (03.10.2013) | Автор: Юрлова Галина Ивановна E
Просмотров: 1325 | Теги: звуковедение, пение, атака, тембр, Звук | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz