Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 11:15

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития
Музыка - искусство интонационно-ритмическое (ибо первичная основа ее выразительности опирается на возможность интонациями голоса и ритмодвижениями передавать эмоциональное состояние человека), пониманию ее ритмоинтонационного содержания и умению его воспроизводить следует обучать на любом этапе музыкальных занятий.
В этой связи представляется важным привлечь внимание к «сверхзадаче», которая стоит перед учителем, приступающим к работе с ребенком: научить его относиться к музыке как выразительному искусству; научить выразительно интонировать музыку, на начальному уровне - прежде всего мелодию, научить передавать характер интерпретируемой музыки,
пусть и самой простой.
Сумеет ли ученик уже на самом первом этапе обучения как сыграть (и спеть) простейшую мелодию, чтобы явственно слышно было, что в одном случае он интонирует ласково, в другом шутливо, в третьем звонко и насмешливо?
Отчетливо это, возможно, и не будет слышно. Но на самой начальной стадии фортепианного обучения важен не столько результат действий ребенка и реально созданный им звуковой образ (хотя само по себе это весьма существенно!), сколько воспитание у ребенка психологической установки: хочу и стремлюсь сыграть ласково, хочу и стремлюсь сыграть шутливо...
В тесной связи с освоением ритмоинтонационной сущности музыки ребенок должен быть научен следить за композиционными особенностями музыки, за «событиями», в ней происходящими, за ходом ее развития, ибо понимание всего этого - одна из важнейших предпосылок выразительно-осмысленного исполнения. Познание ребенком на практике элементарных структур, прежде всего мелодико-синтаксических, а затем и гармонических, и простейших средств развития музыкального материала - вот условия, которое позволит ему лучше вслушиваться во все то, что совершается в крохотных по величине и времени протекания пьесах.
Добиться такого познания можно лишь одним путем - научить ребенка размышлять о музыке именно тогда, когда его слуховое внимание сосредоточено на ней, размышлять о самой музыке, а не о чем-то около музыкальном или внешне иллюстративном. Размышления эти будут обладать для него притягательной силой, если педагог направит их на познание - переживание внутренней сути музыки, а не на заучивание или оперирование
формальными категориями.
С какими же музыкально-выразительными структурными средствами встретится ребенок в пьесах? Перечислим важнейшие: расчленение
музыкальной речи и связанные с ним цезуры; повторения двух типов - буквальные и в большей или меньшей степени видоизмененные, варьированные; сопоставление разного материала, отличающегося по степени контрастности; несложное развитие, чаще всего вариационное; простейшие музыкальные структуры - двухчастные, трехчастные, рондальные, вариационные...
Разумеется, на фортепианных уроках можно многому научить ребенка, опираясь на музыкальный показ, на эмоциональную заразительность, на образные сравнения. Но эти методы недостаточны. Ели на первых порах это и не бросается в глаза, то спустя некоторое время начинает проявляться слабое развитие музыкальных способностей ребенка, отсутствие навыков самостоятельной работы. Неужели педагог всерьез полагает, что повторял из урока в урок надоевшие до оскомины требование «в конце лиги снимает руку», он обучает ребенка понимать расчлененность и упорядоченность музыкального языка? Нельзя упускать время, нельзя откладывать обучение музыкальной грамотности, включая сюда и умение разбираться в строении музыкальной речи как фактора, помогающего пониманию выразительности музыки. В противном случае у ребенка выработается и, главное, раз и навсегда установится стереотипный подход к изучению музыки — все опирается на одно лишь поверхностное эмоциональное постижение, все делается на основе одной лишь чувственной догадки.
Необходимо бывает выйти за пределы элементарного разбора средств музыкальной выразительности и, если это возможно, окружить пьесу жизненными обстоятельствами, пусть и воображаемыми, которые ее породнили. Вот почему умственная работа ребёнка должна быть теснейшим образом связана с его образным и музыкально-ассоциативным мышлением. Там, где такая возможность представляется, то необходимо окружить музыкальную пьесу воображаемыми обстоятельствами, привлекать внимание к обстановке, в которой она могла бы прозвучать, к действиям ее «героев»,
производить параллели...
Сможет ли педагог на начальном этапе обучения осуществить на практике стоящую перед ним «сверхзадачу»? Многое определяется музыкальным материалом, на котором строится работа с ребенком.
При отборе репертуара надо стремиться к тому, чтобы «интонационный словарь» пьес и этюдов был достаточно широк и опирался как на фольклор, так и на классику и современный язык музыкальный, чтобы художественный уровень произведений был достаточно высок, чтобы в каждом из них была своя изюминка; чтобы образный строй этих сочинений соответствовал душевному миру, интересам и пониманию ребёнка.
Большое внимание уделять интонированию разнохарактерных мелодий: медленных и подвижных, песенных, танцевальных и
маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых. Мелодии, которые ученик сначала исполнит без сопровождения, а затем с гармоническим аккомпанементом: мелодии на двух, трех и на большем числе ступеней лада; мелодии вокального типа, плавно движущиеся по ступеням или включающие в себя скачки; мелодии инструментального характера, звуки которых разложены в близком диапазоне или, напротив, разбросаны в разных регистрах; мелодии, исполняемые одной рукой или распределенные
между двумя руками.
Слова, на которые создана мелодия, способны помочь ученику ее лучше осмыслить - понять - пережить ее метроритмическую структуру и ее образно-выразительный строй. К тому же мелодию со словами ребенку легче спеть или мысленно произнести во время игры на фортепиано. Разумеется, далеко не всегда к мелодиям дается словесный текст: ведь ребёнок должен научиться познавать мелодическую выразительность из самой звуковой линии.
Мы должны открыть ученику (кем бы он в будущем ни стал - любителем или профессионалом) путь к музицированию. А значит, уже на первом году работы он должен не только уметь осмысленно сыграть выученную сольную пьесу, но и толково исполнить как партию сопровождения к песенке, которую поет сам или кто-либо другой.
К тому же начинающему бывает, как известно, порой непросто осознать, что играя на фортепиано, он выполняет одновременно по крайней мере две роли - солиста и аккомпаниатора. Здесь различные функции выступают в более рельефной форме, и педагогу не следует проходить мимо
этого.
Основная задача, стоящая перед педагогами - музыкантами в процессе обучения - пробудить в ребенке музыканта-художника, развить способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней.
Литература:
1. Л.А. Баренбойм, Н.Н. Перунова «Путь к музыке».
2. Л.А. Баренбойм «Путь к музицированию».
Категория: Музыка | Добавил: Татьяна59 (12.11.2013) | Автор: Татьяна Фадеева
Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz