Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:48

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Методы развития творческих способностей
Эта группа методов направлена на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. Нужно научить ребенка из слова, ритма и движения создавать элементарную музыку. Все занятия по подбору приближаются к сочинению, что придает этой работе творческий характер. Уже на самом начальном этапе мы вводим игру «Гармоническое эхо», привлекая слух ученика к восприятию сначала вертикальных интервалов, а затем и аккордов. Ребенок должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти самостоятельное решение. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления является главной целью всех творческих заданий, например, озвучивание карточек на инструменте с самостоятельным выбором звуков уже можно считать проявлением творческих замыслов. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления. Наиболее интересное и сложное задание – это сочинение музыки, создание собственной песенки на стихи. Сначала мы выразительно читаем стихи, ищем ритм, записываем ритмический рисунок, оформляем его. Затем ритмический рисунок озвучиваем на двух или трех звуках, сочиняем мелодию. Могут быть несколько вариантов, из которых выбирается самый удачный. Цель педагога при такой работе заключается в ненавязчивом подсказывании лучшего варианта из предложенных учеником. Педагог ведет детей к собственным находкам, подсказывает, но создает впечатление, будто ребенок проявил полную самостоятельность.
К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. В сочинениях мелодий с учениками можно использовать вопросно-ответные интонации, вслушиваясь в интонации голоса, мы определяем, куда движется мелодия при вопросе и при ответе. Например, учитель сочиняет мелодию вопроса: «Ты куда идешь, медведь?», а ученик – ответ: «В город, елку посмотреть». Затем меняются ролями.
На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации. Например: вариантные упражнения, ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы, развивают способность к разнообразию трактовок. Заниматься сочинительством детям очень нравится.
Наиболее интересными у детей получаются этюды и образные пьески (например, «волны накатываются на берег»). Дети придумывают очень интересные названия своим пьесам.
Фундамент музыкальности формируется в том случае, если ребенок не перескакивает через ступени развития, музицирует, а не только "интерпретирует". Ученик должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие-либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания на практике. Ученик должен сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, затем осознавать полученные новые сведения на доступном для него уровне. Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой системой знаний и умений. Транспонированием, музицированием, сочинением музыки мы занимаемся на протяжении всего курса обучения в школе. Это обогащает уроки, творчески развивает детей и делает более интересным учебный процесс. Творческие задания и игры мы проводим не только индивидуально с каждым ребенком на уроке, но и на классных часах. Важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Равноправный диалог, дискуссия на тему, умение слушать и оценивать свои действия, проявление активности на занятии способствуют раскрытию индивидуальности и самобытности ученика, воспитанию уважения преподавателя и ученика друг к другу. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий.
Завершая изложение некоторых методов развивающего обучения на уроках фортепиано, хочется ещё раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста в системе детского музыкального образования. Сегодня педагог - пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников. Достаточно интересно высказывание Г.Шатковского « Обращение к детскому творчеству как к средству и методу воспитания едва ли не самая главная потребность музыкальной педагогики нашего времени, потребность, которую выдвинула сама жизнь».
Категория: Музыка | Добавил: Nati (22.12.2013) | Автор: Исаева Н.А. E
Просмотров: 383 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна9389   (06.01.2014 15:24)
Самое главное в нашей профессии музыканта - это развитие  творческих способностей учащихся. Тема, выбранная автором статьи, довольно актуальная. Очень точно высказывание Г.Шатковского « Обращение к детскому творчеству как к средству и методу воспитания едва ли не самая главная потребность музыкальной педагогики
нашего времени, потребность, которую выдвинула сама жизнь». Действительно, чтобы исполнить произведение на фортепиано, его нужно сначала прочувствовать, "прожить", а затем сыграть его в собственной интерпретации. Именно так и воспитывается творчество.Судя по вышеперечисленным методам развития творческих способностей, Исаева Н.А имеет большой опыт работы  с детьми и умеет передавать свои творческие способности своим юным виртуозам.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz