Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 15:42

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

ТИПЫ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТИПЫ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Юрлова Г.И., преподаватель общего вокала, школа искусств №2 г. Караганды

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания.
Ключичный, или верхнегрудной, тип, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо.
Грудной тип. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут.
Брюшной, или диафрагматический, тип дыхания осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота.
Смешанный тип – грудобрюшное дыхание осуществляется при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также и диафрагмы.
В вокальной практике наиболее целесообразным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанный тип, при котором поднимаются и расширяются нижние ребра, а верхняя часть грудной клетки почти неподвижна, диафрагма и мышцы брюшной полости активны.
Однако деление дыхания в пении на различные тины весьма условно, так как резких границ перехода от одного типа к другому нет.
Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения: чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, т. е. зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
В процессе вокального воспитания певцов задача преподавателя заключается в том, чтобы научить певцов приемам дыхания. Для этого нужно прежде всего убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений – поднятие плеч и верхней части грудной клетки, что приведет к более глубокому, преимущественно нижнереберному способу вдоха, который считается наиболее целесообразным в пении.
В процессе работы над художественным произведением техника певческого дыхания должна быть всецело обусловлена характером исполняемого произведения. Поскольку дыхание в пении является выразительным средством, у одного и того же певца а зависимости от исполнительских задач может наблюдаться определенная вариативность в типах дыхания. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки дыхания перед атакой звука также подчинен характеру произведения.
Певцы должны заботиться о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу, не брать дыхание где попало, так как это нарушает протяженность звучания.

Тип и качество дыхания певцов определяет характер звучания хора в целом, так как дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, детонации и быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания, необходимого для накопления соответствующего подсвязочного давления перед атакой звука, также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. Величина воздушного потока во время полноценного фонационного выдоха, если нет утечки воздуха в результате недосмыкания голосовых складок, прямо пропорциональна динамике звука, следовательно, может являться ее регулятором. Сила давления подсвязочного воздуха, в свою очередь, рефлекторно влияет на способ смыкания и форму колебания голосовых складок, определяя характер тембрового звучания голоса: маленькое давление на голосовые складки обеспечивает легкое, краевое их смыкание, что порождает звук фальцетного характера, бедный по тембру, а большое подсвязочное давление способствует более плотному и глубокому смыканию голосовых складок, заставляя их колебаться всей своей массой, что порождает звучание более богатое по тембру, ближе к грудному типу, но нередко излишне форсированное.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Список литературы:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. яз., 1989.- С. 188
2. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, «Физкультура и спорт» - М.: 2002.
3. Юргитуте А.А., Лечебное воздействие музыки: история, применение, перспектива. - Вильнюс., ВГК, 1990
4. Асафьев Б.В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /под ред. Орлова С.М./, 2 издание. - М., Музыка, 1973.
5. http://www.startvocal.ru/publ/3-1-0-6
Категория: Музыка | Добавил: sundae_ny (20.01.2014) | Автор: Юрлова Галина Ивановна E
Просмотров: 560 | Теги: пение, Вдох, типы дыхания, выдох, вокал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz