Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:20

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА
ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Юрлова Г.И., преподаватель общего вокала, школа искусств №2 г. Караганды

Голос человека формируется и развивается под влиянием слуха и для слуха. Чтобы понять некоторые эстетические критерии вокального искусства, следует остановиться на отдельных особенностях нашего слухового восприятия.
Одной из особенностей слуха, отличающей его, например, от зрения, является то, что ухо не может, подобно глазу, удерживать на 0,2 с полученное ощущение. На этом свойстве нашего зрения построен принцип кино, когда отдельные кадры сливаются в один общий поток ощущений. Если бы наше ухо обладало таким качеством, то одни звуки наслаивались бы на другие, и в результате ничего, кроме какофонии, мы не слышали бы. Вот почему для углубления слуховых ощущений существует такой способ исполнения, которому должны обучаться музыканты и певцы,— это играть связно, петь протяжно, т. е. легато.
Другая особенность слуха — сравнительно быстрая истощаемость нервной энергии слухового органа при получении однообразных по силе и высоте звуковых ощущений. Поэтому эстетическим критерием оценки художественности исполнения, инструментального или вокального, является разнообразие и тонкость нюансировки, принцип динамического контраста, ибо при прослушивании звучания, однообразного по динамике, наш слух быстро, адаптируется, и скоро его восприятие притупляется. Наиболее яркое слуховое впечатление оставляет исполнение, богатое динамическими сопоставлениями.
При восприятии какого-то звукового раздражителя, постоянного по высоте, наше ухо также быстро утомляется. Поэтому более красивым и богатым по тембру воспринимается на слух голос певца с так называемым вибрато, нежели без него. При пении с вибрато голос певца не остается постоянным по силе, высоте и тембру, а периодически изменяется с какой-либо определенной частотой. Ниже это свойство голоса будет рассмотрено подробнее. Здесь же хотелось лишь подчеркнуть, что пение с вибрато есть приспособительная функция голосового аппарата к особенностям нашего слухового восприятия.
Важнейшей особенностью нашего слуха является его неодинаковая чувствительность к звукам разной высоты. Именно это качество, как мы увидим в дальнейшем, лежит в основе удивительной приспособленности голосового аппарата к особенностям слухового восприятия.
Нельзя не остановиться еще на одной особенности нашего слуха с точки зрения его становления. Закономерностью является тот факт, что на ранних стадиях развития слуховая функция отличается повышенной чувствительностью. И это свойственно не только людям, но и некоторым видам птиц.
Например, биологами описаны интересные опыты с певчими птицами. Птенцы одного вида были подсажены в гнездо другого вида птиц. И в результате быстро научились пению у своих новых воспитателей. Когда эта манера пения вполне усваивалась, птенцов снова пересаживали в клетку к своим родителям, но уже никогда их дети не могли усвоить голос своего вида. Это может произойти лишь в раннем возрасте, в период обостренного слухо¬вого восприятия. Для этого птенца необходимо взять из гнезда через день или два после того как он вылупился из яйца, ибо через три-четыре недели птенцы уже усваивают крик своего вида, хотя они в течение этого времени только слушали его, но ни разу не издавали звука сами.
По-видимому, в онтогенезе человека тоже существует такой период особо повышенной слуховой восприимчивости. Логично было бы предположить, что он совпадает с периодом формирования речевой функции, то есть от рождения до трех-четырех лет. Поэтому проблема организации музыкальной среды для ребенка в этом возрасте, управления его слуховым восприятием в плане развития его музыкальных способностей, основой чего является музыкальный слух, актуальна и в настоящее время мало изучена.
Если проводить аналогию развития голосовой функции человека с певчими птицами, то несомненно, что благодаря значительно более высокому уровню развития нервной системы человека по сравнению с животными он обладает гораздо большими возможностями в смысле изменения и совершенствования приобретенных им любых рефлексов и навыков, в том числе и вокальных. Однако закономерность здесь проявляется в том, что чем раньше усвоен человеком какой-либо рефлекс, тем он прочнее и с годами труднее поддается переделке. Вокальным педагогам хорошо известно, что переучить певца, обладающего неправильной манерой пения, бывает значительно трудней, чем научить петь не обладающего никакими певческими навыками.
Слуховое восприятие — лишь первый этап приобретения любого певческого навыка, усвоение какой-то акустической нормы, которой будет подчинена в дальнейшем вся работа по налаживанию мышечной деятельности голосового аппарата.
В этом смысле огромно значение выбора правильного эталона звучания, к нему следует стремиться в вокальной работе.
Слух поистине является фундаментом в развитии всех музыкальных способностей, а особенно нашего голоса.
Категория: Музыка | Добавил: sundae_ny (21.01.2014) | Автор: Юрлова Галина Ивановна E
Просмотров: 440 | Теги: слуховое впечатление, звуковой раздражитель, вокал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz