Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:09

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

П.И.Чайковский "Времена года"
П.И.Чайковский «Времена года»
Открытый урок по музыкальной литературе 1-й год обучения

Задачи:
• Познакомить учащихся с фортепианным циклом «Времена года»
• Расширить терминологический запас
• Развивать воображение
• Развивать навыки анализа музыкального произведения
• Научить слушать музыку
План урока:
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
3. Новая тема
4. Слушание музыки
5. Закрепление пройденного материала
6. Домашнее задание
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы говорили с вами о программно-изобразительной музыке. Что же это за музыка?
Произведения, которым даны названия
Что еще может задавать программу произведению
Литературный эпиграф
Назовите программные произведения, которые мы с вами уже слушали.
«Баба Яга» М.П.Мусоргского, «Шествие гномов» Э.Грига, «Лебедь» К.Сен-Санса, «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
«Марш деревянных солдатиков» - в какой альбом входит это произведение?
В «Детский альбом» П.И.Чайковского
Кому был посвящен этот альбом и для кого сочинялись произведения, которые в него вошли?
Альбом посвящен любимому племяннику Володе Давыдову, а написан он для детей, которых П.И.Чайковский очень любил и мог играть с ними часами.
Какие образы запечатлел композитор в своих музыкальных миниатюрах?
Картины природы, внутренний мир детей, игры детей, персонажи русских народных сказок, образцы народного творчества, песни других народов.
Сколько пьес вошло в этот сборник?
24 пьесы вошли в сборник «Детский альбом»
А теперь поиграем в игру «Кто быстрее». Вы называете пьесы, вошедшие в альбом и переставляете фишку на шаг вперед. Кто из вас назовет больше пьес, тот быстрее доберется до финиша.

Утреннее размышление Новая кукла Немецкая песенка
Зимнее утро Мазурка Неаполитанская песенка
Игра в лошадки Русская песня Нянина сказка
Мама Мужик на гармонике играет Баба яга
Марш деревянных солдатиков Камаринская Сладкая греза
Болезнь куклы Полька Песня жаворонка
Похороны куклы Итальянская песенка Шарманщик поет
Вальс Старинная французская песенка Хор

Сегодня, ребята мы продолжим говорить о программно-изобразительной музыке. Сегодняшний урок мы посвятим фортепианному циклу «Времена года».
Как нередко бывало прежде, не успев окончить какое-либо произведение, Петр Ильич начинал работу над следующим (один замысел сменялся другим, приходили новые заказы), так случилось и теперь. Еще не завершив балет «Лебединое озеро», он уступил просьбе редактора и издателя петербургского журнала «Нувелист», Н.М.Бернарда, и начал сочинять цикл пьес для фортепиано «Времена года».
В декабрьском номере журнала за 1875 год было напечатано сообщение о том, что «знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал редакции «Нувелиста» свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций… характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале…». Издание выходило первого числа каждого месяца. В нем публиковались фортепианные произведения и романсы русских и западноевропейских композиторов (А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, Л.Бетховена, Ф.Листа, Ф.Шопена, и других). Предназначены, прежде всего для очень популярного в то время домашнего музицирования среди любителей музыки, в основном – демократической интеллигенции, они распространялись «из угла в угол, от сердца к сердцу по всей русской земле» (Б.В.Асафьев)
В предложенном ему цикле «Времена года», ставшим уникальным в своем жанре, композитора привлекла возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями.
Пьесы цикла – картины русского быта в разное время года – создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времен года опоэтизировано и волнующе передает и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежду, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. При печатании пьес названия месяцев не указывались. Пьесам были даны поэтические образные названия
Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель, обратившись к произведениям русских поэтов, на стихотворения которых композитор наиболее часто писал свои романсы: В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.А.Фета.

Сегодня мы с вами прослушаем несколько произведений из цикла фортепианных пьес «Времена года».
Первое из них – «Подснежник»
Какому времени года должно соответствовать это произведение
Весна.
Весна! Ее приход не может не волновать, не радовать. Это событие отражается в произведениях не только композиторов, а также и художников, и литераторов. Может быть, кто-то из вас хочет прочитать стихи о весне.
Ребята читают стихотворение Абая «Весна»,
ВЕСНА
Абай

Исчезает к весне дух зимы ледяной,
Расцветает земля, как ковер травяной.
Высыпая на свет, словно дети к отцу,
Все живое обласкано солнцем весной.

Словно мастер, украсил всю землю Творец,
Ты – его доброты бесконечной венец.
Словно мать истекает любовью земля.
Небо нежно склонилось к тебе, как отец.

До луны и до звезд ветер радость донес,
Все живое плясало под пение звезд.
Белый саван зимы отшвырнув от себя,
Улыбалась земля дуновению грез.

«…Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!» - восклицал Петр Ильич. Композитор передает настроение ожидания весны, волнующе радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надеждам и счастью, упоение расцветающей природой, необычайное воодушевление и подъем духа, которые в нем всегда вызывал приход весны, поэтому произведение наполнено светлым, лирическим чувством.
Сейчас мы прослушаем пьесу П.И.Чайковского «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».
Во время прослушивания постарайтесь подобрать три эпитета, на ваш взгляд, наиболее подходящие к этой пьесе.
Ответы ребят

Вашему вниманию предлагаю еще одно произведение из цикла «Времена года». Я не скажу, из какого времени года эта пьеса Вы попробуйте догадаться сами. Подсказка на экране.

Как вы думаете, какое время года «рисует» в этой музыке П.И.Чайковский? Что вам помогло увидеть эту прекрасную картину?

Какие литературные строчки подобрали бы вы к этому музыкальному произведению?

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят. (Толстой А.К.)

Осенняя пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и в золото одетые леса (А.С.Пушкин)

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана. (Б.Пастернак)

Входит осень на порог
Входит тихо и несмело,
Входит, будто не сумела
Твердо выучить урок.
А урок совсем не прост
Все задачи не простые
Это нити дождевые
И деревья в полный рост.

В музыке пьеса с таким настроением называется ЭЛЕГИЕЙ
ЭЛЕГИЯ – это произведение задумчивого, печального характера
Мы с вами прослушали «Осеннюю песнь», и она относится к таким произведениям.
Это настроение, идущая от сердца к сердцу мелодия, присущи музыке П.И.Чайковского. Такая музыка звучала в салоне, куда собирались близкие люди Петра Ильича. Такая напевная мелодия в музыке называется КАНТИЛЕНА. Бесконечная кантиленность, напевность мелодии этой пьесы сочетается с интонациями, близкими человеческой речи. Она будто говорит. Такие интонации в музыке называются ДЕКЛАМАЦИОННЫМИ
Запишите в тетрадь эти определения

Одно из высших достижений композитора в жанре фортепианной миниатюры – пьеса «На тройке». Эпиграфом к ней взят отрывок из стихотворения Некрасова «Тройка»:
Не гляди ты с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши.
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
В воображении слушателя возникает картина заснеженной зимней дороги и мчащейся по ней тройки – образ излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. Кто еще помнит стихотворение, в котором упоминается тройка?
Читают стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
А.С.Пушкин

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска

Вот такая сердечная и задушевная мелодия слышится в основной теме. О чем может быть эта песня – песня ямщика? О бескрайних просторах полей, о лесных далях, о русской зиме. Тема повторяется несколько раз, как будто тройка приближается, и песня ямщика звучит громче.
Средняя часть иного характера. На смену протяжной и привольной песне противопоставлена веселая, задорная тема плясового склада. Композитор применяет звукоизобразительный прием. Тема сопровождается как бы легким позваниванием бубенчиков. Слушатели ясно представляют себе картину быстрой езды. Третья часть пьесы – реприза, но в отличие от первой части в ней сохраняется ощущение движения: песня ямщика сливается с перезвоном бубенцов. Постепенно они затихают, тема перемещается в нижний регистр. Замерли последние звуки – тройка скрылась вдали.

Послушайте пьесу «На тройке» и затем ответьте на вопросы

А теперь я предлагаю вам разгадать криптограмму и тогда мы узнаем, как назывались все 12 произведений фортепианного цикла «Времена года» и к каким месяцам они относились.
Ребятам раздаются карточки. Работа по карточкам

Теперь мы знаем все названия пьес из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года». В искренних и правдивых музыкальных образах выражается национальный характер, составляющий суть творчества великого музыканта.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей любящих ее, находящих в ней утешение и подпору»

Домашнее задание: Нарисуйте то, что вы представляли, когда сегодня слушали произведения из цикла «Времена года»
Категория: Музыка | Добавил: domusolka (25.01.2014) | Автор: Щеголева Татьяна Владимировна E
Просмотров: 1311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Direktor   (05.02.2014 09:56)
Уважаемая Татьяна. Очень понравилось, что на уроке Вы совмещаете различные виды творчества: поэзию, изобразительное творчество, что несомненно влияет на качественное усвоение музыкального материала. Хочется отметить приятный момент - использование стихов Абая.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz