Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:01

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

"Слуховой анализ интервалов на начальном этапе обучения"
КГКП Школа искусств № 2, г. Караганда, Журавлёва Светлана Валериевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
Тема: «Слуховой анализ интервалов на начальном этапе обучения».
«Прежде всего подчёркиваю, что
всюду, где речь идёт об интервале,
я трактую этот важнейший элемент
музыки как выразительный и
считаю, что интервал – одна из
первичных форм музыки…»
Б. Асафьев
Для того чтобы ученики воспринимали, слышали выразительность каждого интервала, у них должен быть известный слуховой опыт. Они должны помнить ряд инструментальных пьес, иметь на слух и интонировать достаточное количество одноголосных и двухголосных песен, знать некоторое количество мажорных и минорных тональностей, чувствовать ладотональность, слышать смену лада. У них должны быть выработаны навыки чистого интонирования, пения мажорных и минорных гамм и трезвучий, а также умение удерживать мелодию второго голоса.
Чтобы воспринималась в первую очередь мелодическая выразительность интервала, теоретическое определение интервала сначала лучше дать как переход одного звука мелодии в другой. Пояснить, что интервалы, образовавшиеся в песнях, узнаются по мелодии, которую образуют два звука. Ученикам всегда бывает интересно знать, что названия интервалов представляют собой древний счёт и в переводе на русский язык означают: первый, второй, третий и т.д.
Интонация каждого интервала должна быть не чем-то новым, тем, что ещё нужно преодолевать, а теоретическим определением знакомых слуху мелодических оборотов. Такими интервалами являются квинта, кварта, большая и малая терция.
В педагогической практике бывает, что ученики поют интервал, мысленно пропевая гамму. Эти упражнения могут в какой-то степени способствовать выработке внутреннего слуха, но не помогают осмысливать интонацию заданного интервала.
Пение интервалов не требует на данном этапе знаний качественной величины интервала, так как это очень плохо усваивается учениками младших классов. Складывание интервалов по тонам и полутонам приводит к тому, что дети не связывают интонацию интервала с ладотональностью, принимают интервал как нечто абстрактное, не связанное с мелодией и требующее преодоления новых интонационных трудностей.
Ученик правильно построит интервал и свяжет его со знакомыми интонациями, если предложить ему найти интервал в знакомых тональностях.
После того как ученик построил интервал, педагог играет только первый звук, от которого поётся интервал. Пение устойчивых интервалов укрепляет слух в тональности, помогает детям активно, самостоятельно настраиваться в заданной тональности.
Слуховой анализ интервалов в гармоническом звучании рекомендуется начинать с сопоставления терции и квинты. Именно эти интервалы образуются в простейших двухголосных песнях.
При слушании гармонических интервалов нельзя разрешать детям напевать интервалы. Чтобы не возникла попытка напевать, рекомендуется, чередуя терции и квинты самым различным образом, избегая стереотипа, играть их сначала в среднем регистре, а потом по всей клавиатуре, в спокойном темпе.
Полезны такие упражнения: педагог играет интервал и одновременно дирижирует. На первую долю играется интервал, на вторую – дети называют его.
После усвоения какого-либо интервала ученики во всех последующих музыкальных примерах при анализе нотного текста находят знакомый интервал.
Решающую роль при этом играет подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно в начале, должны быть небольшими по объёму, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическим особенностям. Это могут быть примеры из казахской, русской, западной музыкальной литературы или сочинённые педагогом специальные слуховые упражнения (мелодии с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и т.д.
Желательно максимально использовать произведения, исполняемые учащимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условий для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение произведений педагогом.
Категория: Музыка | Добавил: SVT (27.05.2014) | Автор: Журавлёва Светлана Валериевна
Просмотров: 322 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ассоль1   (07.01.2015 21:39)
Доброго времени суток, Светлана Валериевна!Понравилась Ваша поучительная и профессионально написаннаястатья. Импонирует, что вы используете синтез и взаимосвязь с предметами
музыкальной литературы и специальностью на уроках сольфеджио. Надеюсь, что мы –
единомышленники biggrin ! ЖелаюВам дальнейших творческих успехов!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz