Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:10

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащихся ДМШ
КГКП Школа искусств № 2, г. Караганда, Алжанова Айжан Умыржановна – преподаватель по классу скрипки, оркестровое отделение. Тема: Роль педагога в организации самостоятельной работы учащихся ДМШ Цель обучения студента-скрипача в классе по специальности – воспитание мыслящего, обладающего высокой музыкальной и профессиональной культурой музыканта-исполнителя и будущего педагога. Важную, а порой и определяющую роль здесь играют самостоятельные занятия, их целенаправленность и эффективность. Поэтому самостоятельные занятия играют важную роль в становлении любого профессионального музыканта. В настоящее время у учащихся колледжей редко можно наблюдать 100%-ное качество и эффективность домашней работы, следствием чего являются погрешности в выступлениях на экзаменах и концертах. Конечно, для успешной организации домашних занятий студент должен обладать рядом качеств: внимательность, высокая степень концентрации, предельная самоотдача, а также «фанатичная преданность музыке и своему инструменту…». Стоит заметить, что эти качества личности формируются уже на первоначальном этапе обучения, в музыкальной школе, и зависят как от усилий педагогов, так и от владения студентом методикой самостоятельных занятий. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Своеобразие этого навыка как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Поэтому самоконтроль – это один из важнейших аспектов в деятельности музыканта- исполнителя. Студент должен иметь навык совмещать исполнительские и контрольные действия. Навык самоконтроля формируется на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценки состава педагогов за исполнение программы на академическом концерте и других выступлениях. Анализировать и оценивать ученика рекомендуется не только по результатам, но и по качеству его деятельности. Таким образом, самостоятельная работа – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента. Роль педагога в этом вопросе нельзя не переоценить. Преподавателю необходимо обеспечить условия успешного выполнения самостоятельной работы. К ним относятся: • Четкая постановка цели, задач, для осуществления данной цели. • Определение алгоритма выполнения самостоятельной работы • Определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов • Вид контроля и критерии оценки выполнения задания Активное внимание педагога может быть направлено на такие моменты, как установление расписания самостоятельных занятий студента, рекомендации в последовательности работы над произведением, а также установление временных рамок самостоятельных занятий. Многие выдающиеся педагоги рекомендуют заниматься два раз в день с небольшим перерывом (А. Рубинштейн, Л. Ауэр и др). А. С. Савшинский в своей книге «Режим и гигиена пианиста» дает хороший совет: после первых сорока минут занятий сделать две минуты отдыха, но не больше. Это самый оптимальный режим работы нервной системы музыканта. «Не делайте длинных перерывов в ваших занятиях, ибо это нарушает вашу связь с инструментом, для восстановления которой потребуется значительное время… » М. С. Лебензон особо подчеркивает, что успех во многом зависит от положительной мотивации педагога. Вдохновение и импульс к творчеству очень важен для неокрепших начинающих исполнителей, поэтому задача педагога найти эту тонкую грань между поощрением, которое вдохновляет на творчество, и чрезмерным вниманием, которое поощряет учащегося к ничегонеделанию. По слова В. А Сухомлинского «интерес к учению рождается только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Следовательно, педагог должен дать учащемуся уверенность в том, что он добьется успеха. При изучении больших и сложных этюдов педагогу необходимо умело распределять работу студента, разделив ее на несколько этапов, с учетом количества материала и использованием штриховых и метроритмических вариантов. Педагог также должен указать ученику на тот важный факт, что «успех работы пропорционален не количеству затраченного времени, а количеству затраченного при этом внимания». При этом единственным контролирующим в этой деятельности является слух музыканта, он обязан чутко воспринимать весь комплекс музыкально-художественных характеристик (интонация, ритм, выразительные стороны звучания, нюансировка, агогика, фразировка и т.д.) М Вайман советовал искать причину многих недостатков игры не в технике, а в слухе: «Если уши хорошо слышат то, что должно быть, - руки сделают. Секрет искусного владения инструментом состоит в том, чтобы наладить прямую связь между слухом и кончиками пальцев». Плохой исполнитель играет, но по настоящему не слышит, что он играет и как у него получается, не знает как надо играть. Посредственный – может слышать, что он играет, в принципе может постичь и как надо играть, как следует заниматься, но не наученный этому, действует хаотично. А вот хороший инструменталист слышит, что он играет и может корректировать процесс звучания. Но его скорее всего можно назвать не исполнителем, а слушателем своей игры. И лишь на высшем уровне мастерства – уровне художника музыкант слышит до того, как он играет, слышит как он может играть, как должен интерпретировать сочинение и, сыграв, сравнивает сыгранное в представленным в сознании. Причины неэффективности слухового контроля кроются, например, в излишней «доброжелательности», в не критичности своей игры, в мышечной скованности игрового аппарата, которая может распространить свое парализующее влияние и на сферу сознания. Периодически рекомендуется систематически давать студенту специальное задание для самостоятельной домашней работы, например, - самостоятельно изучить пьесу или часть концерта с последующим контрольным проигрыванием. Степень трудности будет на несколько порядков ниже. Такие самостоятельные занятия расширяют диапазон музыкально-исполнительских возможностей студента и значительно разнообразят его репертуар. При выборе заданий нужно соблюдать важный педагогический принцип – идти в начале пути в ногу ребенком, постепенно увеличивая нагрузку, а когда воля ребенка увеличивается, педагог должен все больше отходить «в тень». Самое сложное при этом – почувствовать, когда нужно помочь. Нельзя лишать учащегося удовольствия справиться с проблемой самостоятельно, но нельзя и допустить, чтобы он потерял веру в себя в случае, если задача окажется для него слишком сложной. Также, полезной практикой считается вспоминание и доведение до совершенства ранее играного репертуара, это максимально поднимает настроение и уверенность у исполнителя, так как ранее играные пьесы имеют свойство совершенствоваться в сознании исполнителя на время продолжительной паузы. Следовательно, в практике каждого педагога должно стать хорошей привычкой составлять индивидуальные планы на каждого учащегося, так как это позволяет увидеть его профессиональный рост в перспективе, а также дает ученику большой стимул к освоению более сложных произведений. Высоко эффективным методом педагога для развития самостоятельности у скрипачей являются постоянно устраиваемые концерты класса или выступления перед друг другом, без присутствия публики. Такой метод позволяет каждому исполнителю замечать хорошие и не очень хорошие стороны исполнения своих сотоварищей. Анализируя причины ошибок, допущенных сверстниками, можно быстрее найти и исправить свои собственные. Это очень важно, поскольку в наше время студенты и учащиеся школ довольно редко выступают на сцене в качестве солистов. Очень большой прогресс в развитии внутренних слуховых представлений дает «пассивное» знакомство с музыкальными записями, слушание классической музыки на концертах и в интернете. И как следствие этого, появляется осмысленная игра и глубокое понимание произведения. Низкие результаты самостоятельной работы – это тревожный сигнал, который помогает педагогу спросить себя самого: «почему?» Этот вопрос позволяет проанализировать то, как изучался материал на предыдущих уроках, какие приемы обучения неэффективны, от чего следует вовсе отказаться. Какие бы трудности ни встречали учащиеся в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись. Известно, что знание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли, научиться можно только самому. Следовательно, педагог выполнит свою задачу качественно только в том случае, если на своих уроках создаст такие условия, при которых учащиеся овладеют силой воли и способами организации своей самостоятельной деятельности, что позволит им учиться в течение всей дальнейшей жизни. Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:  Принцип обязательности. Каждый студент на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: найти правильную аппликатуру, обозначить убедительную фразировку и т. д.  Принцип посильности. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик смог с ними справиться. Это задание должно быть в «зоне ближайшего развития».  Принцип обучения новым формам и методам самостоятельной работы.  Принцип интересности. Для разных личностей привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ученику идти путем, который ему больше нравится.  Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке или иметь свободное время. Более талантливым необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.  Принцип эмоциональной игры. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над своим волнением.  Принцип поощрения. Условиями успеха во взаимодействии с учащимися являются:  принятие ученика как полноправного партнера;  вера в возможности и способности ребенка к самосовершенствованию;  установление доверительных отношений с учащимся;  знание и учет его способностей. Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что роль педагога в организации самостоятельной работы студента-скрипача неоценима. Педагог является одновременно организатором, руководителем, консультантом и партнером учащихся в решении проблем. Он должен быть источником разностороннего опыта, к которому ученик может в любой момент обратиться. Таким образом, учитель постепенно становится повседневным руководителем, и как бы незримо присутствует при самостоятельной домашней работе скрипача.
Категория: Музыка | Добавил: Anuga (28.05.2014) | Автор: Алжанова Айжан Умыржановна E
Просмотров: 513 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 translator9381   (20.06.2014 14:18)
Спасибо за полезный материал. Действительно педагог должен направить учащегося на работу над собой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz