Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 23:16

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Организация самостоятельной работы маленького скрипача
КГКП Школа искусств № 2, г. Караганда, Алжанова Айжан Умыржановна – преподаватель по классу скрипки, оркестровое отделение.
Тема:Организация самостоятельной работы маленького скрипача

Для успешной организации домашних занятий учащийся должен обладать рядом качеств: внимательность, высокая степень концентрации, предельная самоотдача, а также «фанатичная преданность музыке и своему инструменту…» стоит заметить, что эти качества личности формируются уже на первоначальном этапе обучения, в музыкальной школе, и зависят как от усилий педагогов, так и от владения студентом методикой самостоятельных занятий.
Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Своеобразие этого навыка как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Поэтому самоконтроль – это один из важнейших аспектов в деятельности музыканта- исполнителя. Студент должен иметь навык совмещать исполнительские и контрольные действия. Навык самоконтроля формируется на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценки состава педагогов за исполнение программы на академическом концерте и других выступлениях. Анализировать и оценивать ученика рекомендуется не только по результатам, но и по качеству его деятельности.

С организационной точки зрения, самостоятельная работа предполагает:
• Наличие цели
• Наличие конкретной задачи
• Четкое определение формы результата (устная, письменная, практическая)
• Определение формы проверки результата самостоятельной работы
• Обязательность выполнения работы.

В музыкальном творчестве мы можем видеть объединение всех этих типов самостоятельной работы, так как музыкальное исполнительство является сложнейшим видом творческой деятельности. Таким образом, самостоятельная работа – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента.

Роль педагога в этом вопросе нельзя не переоценить. Преподавателю необходимо обеспечить условия успешного выполнения самостоятельной работы. К ним относятся:
• Четкая постановка цели, задач, для осуществления данной цели.
• Определение алгоритма выполнения самостоятельной работы
• Определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов
• Вид контроля и критерии оценки выполнения задания

Активное внимание педагога может быть направлено на таких моментах, как установление расписания самостоятельных занятий студента, рекомендации в последовательности работы над произведением, а также установление временных рамок самостоятельных занятий. Многие выдающиеся педагоги рекомендуют заниматься два раз в день с небольшим перерывом (А. Рубинштейн, Л. Ауэр и др.) А. С. Савшинский в своей книге «Режим и гигиена пианиста» дает хороший совет: после первых сорока минут занятий сделать две минуты отдыха, но не больше. Это самый оптимальный режим работы нервной системы музыканта. «Не делайте длинных перерывов в ваших занятиях, ибо это нарушает вашу связь с инструментом, для восстановления которой потребуется значительное время… »
М. С. Лебензон особо подчеркивает, что успех во многом зависит от положительной мотивации педагога. Вдохновение и импульс к творчеству очень важен для неокрепших начинающих исполнителей, поэтому задача педагога найти эту тонкую грань между поощрением, которое вдохновляет на творчество, и чрезмерным вниманием, которое поощряет учащегося к ничегонеделанию. По слова В. А Сухомлинского «интерес к учению рождается только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Следовательно, педагог должен дать учащемуся уверенность в том, что он добьется успеха.
При изучении больших и сложных этюдов педагогу необходимо умело распределять работу студента, разделив ее на несколько этапов, с учетом количества материала и использованием штриховых и метро-ритмических вариантов.
Педагог также должен указать ученику на тот важный факт, что «успех работы пропорционален не количеству затраченного времени, а количеству затраченного при этом внимания». При этом единственным контролирующим в этой деятельности является слух музыканта, он обязан чутко воспринимать весь комплекс музыкально-художественных характеристик (интонация, ритм, выразительные стороны звучания, нюансировка, агогика, фразировка и т.д.). М Вайман советовал искать причину многих недостатков игры не в технике, а в слухе: «Если уши хорошо слышат то, что должно быть, - руки сделают…секрет искусного владения инструментом состоит в том, чтобы наладить прямую связь между слухом и кончиками пальцев». Плохой исполнитель играет, но по настоящему не слышит, что он играет и как у него получается, не знает как надо играть. Посредственный – может слышать, что он играет, в принципе может постичь и как надо играть, как следует заниматься, но не наученный этому, действует хаотично. А вот хороший инструменталист слышит, что он играет и может корректировать процесс звучания. Но его скорее всего можно назвать не исполнителем, а слушателем своей игры. И лишь на высшем уровне мастерства – уровне художника музыкант слышит до того, как он играет, слышит как он может играть, как должен интерпретировать сочинение и, сыграв, сравнивает сыгранное в представленным в сознании.
Причины неэффективности слухового контроля кроются, например, в излишней «доброжелатеотности», в некритичности своей игры, в мышечной скованности игрового аппарата, которая может распространить свое парализующее влияние и на сферу сознания.
Очень эффективным методом педагога для развития самостоятельности у скрипачей являются постоянно устраиваемые концерты класса или выступления перед друг другом, без присутствия публики. Такой метод позволяет каждому исполнителю замечать хорошие и не очень хорошие стороны исполнения своих сотоварищей. Анализируя причины ошибок, допущенных сверстниками, можно быстрее найти и исправить свои собственные. Это очень важно, поскольку в наше время студенты и учащиеся школ довольно редко выступают на сене в качестве солистов.
Низкие результаты самостоятельной работы – тревожный сигнал, который помогает педагогу спросить себя самого: «почему?» этотт вопрос позволяет проанализировать то, как изучался материал на предыдущих уроках, какие приемы обучения неэффективны, от чего следует вовсе отказаться. Какие бы трудности ни встречали учащиеся в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись.
Известно, что знание само по себе не воспитывает ни умения ни воли, научиться можно только самому. Следовательно, педагог выполнит свою задачу качественно только в том случае, если на своих уроках создаст такие условия, при которых учащиеся овладеют силой воли и способами организации своей самостоятельной деятельности, что позволит им учиться в течение всей дальнейшей жизни.
Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:
• Принцип обязательности. Каждый студент на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: найти правильную аппликатуру, обозначить убедительную фразировку и т. Д.
• Принцип посильности. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик смог с ними справиться. Это задание должно быть в «зоне ближайшего развития»
• Принцип обучения новым формам и методам самостоятельной работы
• Принцип интересности. Для разных личностей привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить учащемуся идти путем, который ему больше нравится.
• Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке или иметь свободное время. Более способным необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.
• Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над собой.
• Принцип поощрения.

Условиями успеха во взаимодейиствии с учащимися являются:
- принятие ученика как полноправного партнера;
- вера в возможности и способности ребенка к самосовершенствованию;
- установление доверительных отношений с учащимся;
- знание и учет его способностей.

Обобщая разные методические указания по организации домашних занятий ученика, можно применить знаменитую формулу И. Гофмана, которая оптимальна для каждого исполнителя-музыканта:
a) Занятия на инструменте с нотами
b) На инструменте без нот
c) По нотам без инструмента
d) Без нот и инструмента.
При таком способе занятий у исполнителя более гармонично развиваются все виды памяти (слуховая, зрительная, моторная и музыкально-логическая). Тем самым он увереннее чувствует себя на эстраде.

Индивидуальная работа студента включает в себя первоначальный этап ознакомления с выбранным музыкальным произведением.
В ознакомлении с новым произведением многие выдающиеся исполнители рекомендуют следующий метод работы: «повторение без повторения», т.е. другими словами, «максимальная концентрация внимания вовремя занятия и как следствие этого, создание многих путей интерпретации». Д. Ойстрах, М. Вайман и др. советуют студентам проигрывать произведение в замедленном темпе с сохранением всех его музыкальных особенностей. Д. Ойстрах называл этот метод методом «Замедленной киносъемки» об этом подробно пишет В. Ю. Григорьев в своей книге «Исполнитель и эстрада», уделяя большое внимание тому, что исполнитель должен всегда хранить в памяти « кодовую форму произведения».

Очень эффективным методом самостоятельной работы также является метод дирижирования по клавиру или партитуре. «На наш взгляд, это один из замечательных способов работы студента-скрипача, который «дирижируя», не связан техническими трудностями и имеет возможность создать свою собственную интерпретацию».
А. В. Гвоздев в своей книге « Основы исполнительской техники скрипача» указывает на немаловажный момент – целенаправленное приближение повседневных занятий к условиям « концертного выступления».
Нет ни каких сомнений в том, что стремление к исполнению инструктивного материала в наиболее художественной форме, заметно усиливает творческую сторону репетиционного процесса. А. Гвоздев советует играть инструктивный материал разными темпами ,разной динамикой и характером штриха, различными и ритмическими, виртуозными вариантами. При чем, исполнение каждого упражнения должно оцениваться по следующим критериям.

 Интонация
 Ритм
 Звукоизвлечение
 Надежность
 Постановка рук
 Артикуляция
 Вибрато
Т.е. студент скрипач, занимаясь самостоятельно, должен постоянно контролировать себя по выше перечисленным факторам.
Прием много кратного повторения - «зубрежка» - не надежен, так как здесь не учитывается ни психологические, ни эргономические (закономерности труда) аспекты. Внимание и интерес по мере повторений заметно падают, исполнитель эмоционально не включается в процесс. Д. Ойстрах говорил, что «многократные повторения еще никому не помогли стать музыкантом, овладеть скрипичной техникой. Нельзя работать над произведением « по кусочкам» , иначе его потом не собрать. Если исполнитель сможет ясно представить себе суть того или иного пассажа, «проиграть» его в уме, то он прекрасно сможет исполнить и на инструменте. Этим и отличается творческий подход». В. Ю. Григорьев подтверждает это свои книги «Методика обучения игре на скрипке». Он говорит по необходимости выработки навыка предвосхищения своей игры. Предвидение точных результатов своей игры способна само по себе привести в целом к правильном у, естественному решению игровых проблем.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно заключить что многими выдающимися педагогами и исполнителями выработаны разнообразные методики по организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента-скрипача – это постоянный поиск наиболее рациональных, творческих форм овладения сочинением. Имея необходимые качества характера, а также горячее желания овладеть инструментом, вполне вероятно достичь высот в скрипичном исполнительстве.
Самостоятельность - это способность человека без посторонней помощи ставить цели, действовать, мыслить, ориентироваться в ситуациях. Самостоятельными не рождаются . Т .Г. Якубовская пишет о своей работе, что самостоятельная работа требует наличия учащегося следующих умений:
 Умение планировать свою работу
 Умение четко ставить задачи
 Умения вычленять главное
 Умение избирать экономичные решения трудностей
 Оперативный контроль за выполнением задания
 Умение быстро корректировать свои движения
 Умения анализировать итоги работы
 Умения сравнивать эти результаты с намеченными вначале
 Умения выявить причины отклонения.
А. В. Гвоздев говорить о важности личностных качеств музыканта: «только человек, способный к сосредоточенности и предельной самоотдаче, в состоянии сохранить устойчивое внимание ко всем деталям и тонкостям, которые и являются непременным условиям результативности этих занятий». Еще Л. Ауэр настоятельно рекомендовал культивировать привычку к самонаблюдению и приучать себя самого направлять и контролировать свои усилия, ибо это умственная работа является источником всякого прогресса.
Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствует и укрепляет волевые качества ребенка, воспитывает внимание и целеустремленность.
В заключение следует сказать, что при всем многообразии видов самостоятельной работы, успех зависит от определенных условий. Первое условие – наличие у учащегося знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание, последовательность выполнения. Второе условие – присутствие в задании нового материала, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельно решения. Третье условие – необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях. Пятое условие – самостоятельная работа ученика оценивается в конце урока педагогом, так как оценка педагога является стимулом для проявления старательности при выполнении заданий.
Рассмотрев имеющуюся литературу по данной теме, можно сделать вывод, что проблема организации самостоятельной работы -учащегося скрипача до сих пор стоит остро. В данной разработке была предпринята попытка рассмотреть некоторые методы решения этой проблемы. В частности, роль педагога здесь нельзя не переоценить, также, не имея соответствующих качеств, имея даже способности, невозможно стать полноценным исполнителем-музыкантом.
Категория: Музыка | Добавил: Anuga (28.05.2014) | Автор: Алжанова Айжан Умыржановна E
Просмотров: 529 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz