Интеграция искусств в работе с самодеятельным хором.
Тришина Татьяна Петровна Концертмейстер театрально – музыкального отделения Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО
Интеграция искусств в работе с самодеятельным хором.
Данная статья посвящена моей практической работе с самодеятельным хоровым коллективом, созданным мною в школе искусств №2 в 2004 году. Идея о его создании на основе интеграции всех отделений эстетического цикла, а именно: музыкального, хореографического, художественного, театрального, эстрадно-циркового, является инновационной в рамках интеграционного процесса в развитии школы искусств. Главным фактором на начальной ступени создания хорового коллектива было привлечение наибольшего количества детей эстетического цикла. Многочисленность учащихся, желающих петь в хоре, говорит о том, что интерес детей к этому виду искусства исключительно велик. Сразу же выдвинулась группа детей-организаторов из числа желающих, которые смогли провести агитационную работу среди своих сверстников. Результатом отбора явилось создание хорового коллектива, состоящего из детей в возрасте от 11 до 13 лет. Соединение разных видов искусства в таком общем деле, как создание хора, а также соединение неодинаковых взглядов детей, занимающихся различными видами деятельности, на окружающую их действительность, помогает разнообразить и раскрыть их воображение, их внутреннее творческое «Я». Таким образом, междисциплинарная связь между хором и другими дисциплинами нужна для более полного формирования у детей понятия, что искусство – одно целое, что не бывает такого, чтобы человек занимался только узкой специализацией, не затрагивая при этом другую область той или иной деятельности. В этом и заключается вся суть работы нашего хорового коллектива по реализации проблемы интеграции искусств. Итак, в хор были приняты все желающие. При приеме ребенку была предъявлена простая программа, реализация которой школьником позволила определить голосовые данные и звуковысотный слух. Отмечу также, что при отборе у многих детей была выявлена недостаточная координация слуха и голоса, певческая неразвитость. Следует учитывать еще и то, что от 10 до 12 лет у детей по мере роста всего организма развивается голосовой аппарат. Этот период называется периодом расцвета детского голоса. К 12 годам наступает предмутационный период. На втором году обучения уже заметны внешние признаки мутации у девочек: угловатость движений, нервозность. У некоторых голос сипнет, тускнеет, теряет яркость. Учитывая все эти факторы, мною, как хормейстером, тщательно планируется вся производственная и воспитательная работа по разностороннему развитию участников хора в процессе их вокально-хорового обучения, все мероприятия (сюда входят интегрированные уроки концертные выступления). Целью работы с учащимися в процессе их обучения пению является их оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучения его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры, качеств личности. Вокально – хоровое воспитание и развитие детей в основном происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Отбор репертуара осуществляется от простого к сложному. Важную роль в вокально – хоровой работе играет учебно – тренировочный материал и упражнения (артикуляционные упражнения по системе Емельянова). Для развития творческого воображения дети используют тетради с текстами песен, где к каждой песне прилагается соответствующий рисунок. Приятно сознавать, что среди детей, поющих в хоре, хореографы и пианисты, не только хорошо поют, играют на фортепиано, но и достаточно хорошо рисуют. А самое главное в нашей деятельности то, что мои ученицы посещают с большой радостью хор, потому что им интересен этот предмет и они с каждым уроком поют все лучше и лучше. И хотя на данный момент хора уже не существует, так как девочки уже давно выросли и окончили школу, да и я уже не молодой специалист, я вспоминаю работу с ними с особой теплотой и радостью.
Автор: Тришина Татьяна Петровна Концертмейстер театрально – музыкального отделения Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО
Очень приятно было познакомится в опытом вашей работы. Я и сама когда то училась и пела в хоре. Это действительно завораживает и по душе. Мой вам пожелание, продолжать работу. Не останавливаться. Найдите себе новых учеников. Успехов вам желаю и ответа о том что вы возобновили деятельность.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]