Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Воспитание музыкального метра как основа в развитии чувства ритма

В своей книге «Психология музыкальных способностей» Теплов пишет, что чувство метро-ритма основано на восприятии временных организаций музыки не только слухом, но и физическими клетками организма. Слушая музыку, человек реагирует какими-либо непроизвольными движениями (покачивает головой или ногой). Замечено, что при этом даже изменяется пульс, дыхание становится неравномерным в зависимости от того, какое впечатление произвела музыка.
Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.
В работе ученого, невролога и психиатра В. М. Бехтерева «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» констатируется наличие динами музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр.
Нисколько не умаляя значение мелодии, которая составляет основу музыки, или, как выразился М. И. Глинка, «главную жилу музыкального искусства», все же музыку нельзя сводить только к одной мелодии. Это главный, но не единственный элемент музыкальной речи. Мы воспринимаем музыку во всем многообразии ее средств, как сочетание и взаимодействие мелодии, ритма, гармонии, оркестровки – при ведущей роли мелодии. Каждый из этих элементов, взятый отдельно, вырванный из общего потока, вероятно, не произведет должного впечатления. Лишь поддерживая и обогащая друг друга, все элементы музыкальной речи смогут служить общей цели – созданию единого художественного образа.
Давно известно, что ни одна мелодия не может существовать вне ритма. Ведь мелодия, лишенная ритмической организованности, воспринимается как бессмысленное, чередование звуков.
Значение ритма в музыке очень велико.
Ритм в музыке доступен человеку. Так, первобытная музыка, в основном, использовала ритмические взаимоотношения, а интонации пришли позже. До сих пор музыка многих народов основана на ритме, а звуковые взаимоотношения значительно уступают им.
У многих народов Востока – в Китае, Индии или в республиках Средней Азии – широко используются ударные инструменты в качестве ритмического сопровождения к танцам.
Временная организация звуков или, как мы говорим – чувство ритма состоит из ряда сторон. Во-первых, это ощущение метра, метричности, то есть равномерности пульсирующих долей. Равномерная пульсация – метр-основа временной организации музыкальных звуков.
Метр – это как бы каркас, на котором вышивается ритмический рисунок. Никакая длительность не имеет смысла, если она вне метра. Метр в записи выражается размером: ; ; и так далее.
Однако равномерность не обязательно образует музыкальный ритм или метр. Ведь падающие капли – это не музыкальный метр, во-первых, потому что в нем нет определенного размера, то есть чередования сильных и слабых долей, а все капли равные, и, во-вторых, – метр музыкальный – всегда художественный метр. Он имеет какие-то отклонения в одну или другую сторону, тогда, как падение капель (физическая равномерность) обычно равномерно. Вспомните, при исполнении какого-либо музыкального произведения умение правильно использовать, распределить и выполнить всевозможные триоли, полиметрию – большое художественное искусство. Правда, в художественно-музыкальном произведении существует равновесие, и если где-то сделано аччелерандо, то за этим, очевидно, идет ритенуто, чтобы установить опять тот же основной единый темп.
К сожалению, в сольфеджировании мы забываем вовремя сделать отклонение в сторону убыстрения и замедления и зачастую исполняем музыкальный пример с физической равномерностью. Больше того, многие педагоги, играя диктант, искажают мелодию, даже делают ударение на сильную долю, играют все одинаковым звуком, механически ровно.
Итак, первое и самое важное в развитии чувства ритма – это воспитание чувства метричности. Оно заключается в умении выдержать равномерность в каком-то определенном темпе.
Ученые подметили, что и в природе, и в человеческом организме все физиологические процессы происходят в определенном темпе и ритме. Например, несомненный интерес представляют работы известного психолога Б. М. Теплова. По его мнению, восприятие музыки, цитирую: «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения». Классифицируя музыкальные способности, Теплов подробно останавливается на развитии у детей музыкально-ритмического чувства: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».
К сожалению, сейчас у нас программой не предусмотрен предмет «ритмика», нет его и в нашей музыкальной школе. И, тем не менее, на уроках сольфеджио мы используем на начальных этапах – ходьбу, хлопки, танец, шумовые оркестры, тактирование; в последующие этапы – дирижирование, сольмизацию, различные ритмические упражнения.
На своих уроках над развитием чувства метро-ритма, я опираюсь на пункты, которые выделила Е. Давыдова в «Методике преподавания сольфеджио»:
1. Ощущение равномерности движения в разных темпах (условно – чувство метра);
2. ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей;
3. осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритма, ритмического рисунка.
Большое внимание на уроках мы уделяем тому, чтобы воспитать у учащихся правильное ощущение группировки длительностей и закрепить его в навыках письма (записи нот). И вот здесь, как на начальном моменте, так и в дальнейшем, как пишет методист Островский, цитирую: «важно учитывать не длительность, как таковую, а те соотношения, в которые она вступает в конкретном случае и размере».
Но ведь правильное исполнение группировки длительностей зависит от произнесения названий нот. А как быть на начальном этапе? Здесь очень хорошо себя зарекомендовали следующие способы:
а) хорошо провести аналогию со словами, состоящими из ударных и неударных слогов. Здесь подходят как отдельные слова, так и небольшие, незамысловатые по смыслу стихотворения.

Примеры:
№1:
1. Маленькая Юлька, ты у нас чистюлька.
2. Быстро поднимайся, мойся, одевайся.
3. Ты пройди по кругу – выбери подругу.


Две восьмых (акцент), две восьмых, тактовая черта, четверть, четверть (акцент).

№ 2:
Динь-дон, динь-дон.
В переулке ходит слон,
Старый серый сонный слон,
Динь-дон, динь-дон.


Четверть (акцент на нее, 1-ю четверть), четверть, тактовая черта, повторяется ритм дважды.
Две восьмых (акцент на 1-ю восьмую), две восьмые, тактовая черта, две восьмые (акцент на первую), тактовая черта, две восьмые (с акцентом на первую), четверть, тактовая черта.


Таких примеров можно привести довольно много, все зависит от фантазии, находчивости учителя и его сотрудничества с детьми – ведь именно они могут стать источником незатейливых, но интересных «стишков» и рифм. Стоит только заинтересовать эту маленькую «публику» - и все – фантазия «бьет ключом»!

б) 1. Заинька, выйди в сад.
Серенький, выйди в сад.

2. Зайка, зайка, выйди в сад.
Серый, серый, выйди в сад.



Такой пример хорош тем, что в одинаковых, казалось бы, словах, фразах есть и различие: различие ритмическое, отличный пример сравнения ритма, соотношения длительностей при одинаковом метре для «первачков».
в) Любят дети и ритмические загадки: учитель произносит нетрудную загадку, а в конце учащиеся говорят ответ в рифму с прохлопыванием в ладоши.
Пример:

Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Вам знаком…
(аккордеон)

Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая…
(ручка)

Потом все вместе повторяют 2-3 раза всю загадку с ответом и выкладывают ее ритмическими карточками. Работу с карточками нужно проводить регулярно: и детям интересно, и большое это подспорье в овладении разными ритмическими навыками.
г) Интересна система, которая пришла к нам из-за рубежа – закрепление за каждой длительностью слоговых названий. Она применяется в специальных упражнениях без звучания, «говорком». Только я позволила себе изменить эти слоговые названия так, как удобнее и привычнее звучит у нас, и как легче учащимся. Пример: - тук, - ти-ки, - ти-ли-ти-ли, - ти-ре-ти.
Четверть - тук, две восьмых - ти-ки, четыре шестнадцатых - ти-ли-ти-ли, триоль -ти-ре-ти.
д) Работая над чувством ритма логичнее и правильнее было бы накопить слуховые впечатления. Поэтому каждую ритмическую фигуру вначале целесообразнее освоить на слух, а затем уж проработать в нотописании и арифметически осмыслить. В этом случае удобно «отрабатывать» ритмические упражнения (или отрывки из номеров учебников сольфеджио) по слоговой системе, о которой говорилось выше.
Кроме того, в работе над метро-ритмом мы часто применяем словесный текст и сольмизацию. Очень удобно отработать слуховые впечатления над нужным ритмическим рисунком с помощью пения со словами, этот случай поможет и выработке четкости ритма.
Говоря о развитии чувства метро-ритма на уроках сольфеджио нельзя миновать еще один важный аспект – это методика написания диктанта. В методической разработке «Музыкальные диктанты» мною подробно разбирались задачи данной темы, а также трудности, возникающие перед педагогом в связи с множеством существующих на данный момент методик написания музыкальных диктантов. Дело в том, что среди специалистов до сих пор нет единого мнения о значении звуковысотных и метроритмических связей для осознания мелодии.
Возьму на себя смелость выделить 3 группы, к которым принадлежат приверженцы того или иного направления. Если быть краткой, то к 1-ой группе принадлежат педагоги, считающие, что вперед надо освоить ритмическую сторону и выписывать ритмическую схему по тактам над нотоносцем. Ко 2-ой группе относятся те, которые советуют (и практикуют) наметить все звуки мелодии, а после оформить их ритмически. И, наконец, к 3-ей группе надо причислять тех педагогов, кто не абстрагирует ни одну из сторон и придерживается того, что в процессе записи следует оформлять и высоту, и ритм одновременно. Я также более склоняюсь к 3-му варианту (3-ей группе) и предлагаю с самого начала прослушивания мелодии (до записи) обратить внимание на выразительную сторону ритма.
На методику написания диктанта (музыкального, разумеется) у меня есть своя точка зрения. Считаю, что все способы хороши, только нельзя «зацикливаться» на каком-то одном, исключая остальные. На определенном этапе возможен вариант 1-ый (2-ой или 3-ий) более предпочтительным. Кроме того, мы, учителя, должны прислушиваться и к мнению учащихся, чувствовать их психологию, не навязывать чрезмерно свою точку зрения, действовать по принципу – «не навреди». Я бы посоветовала так:
- на начальном этапе больше заниматься ритмическим, зрительным и устными диктантами;
- в среднем звене продолжить предыдущую работу и подключить диктанты вариации, диктанты с ошибками;
- в старших классах, когда есть наработки, «база» и навыки письма, заниматься, в основном, по 3-му варианту.
И не могу не отметить, что для серьезной работы нам, теоретикам, ох как не хватает времени в связи с сокращением часов по нашему предмету.
Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы:
На занятиях по сольфеджио при воспитании чувства метро-ритма необходимо:
1. обязательно применять элементы ритмики (особенно на начальном этапе и с маленькими детьми);
2. использование сольмизации (чтение нот в ритме, без пения);
3. применение слоговых названий длительностей;
4. добиваться длительными тренировками усвоения всех основных ритмических градаций в пределах основных размеров (2/4, 3/4, затем 4/4, 3/8, 6/8);
5. воспитание чувства метричности в разных темпах;
6. добиваться свободы дирижерского жеста;
7. при проработке разных ритмических длительностей основываться на эмоциональной выразительности (не сводить только к логике, арифметике и механистичности).
И еще. Дети не случайно ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. По тому, кàк дети двигаются под музыку (будь то хлопки, прыжки, тактирование и, даже, дирижирование), педагог может проверить прочность приобретенных ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, самостоятельности, выявить их творческие возможности.

 

Методическая литература.

 


1. Б. Теплов «Проблемы индивидуальных различий»
2. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей»
3. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике»
4. В. М. Бехтерев «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства».
5. А. Островский «Методические основы и структуры учебника сольфеджио»
6. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио»
7. Н. Горбузов «Зонная природа темпа и ритма».

 

Категория: Музыка | Добавил: Ассоль1 (21.12.2014) | Автор: Исакина Лия Валериевна E
Просмотров: 437 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
5 landreval   (28.07.2016 12:18)
Уважаемые коллеги, благодарю вас за замечательные комментарии!

+1   Спам
2 амина26   (30.01.2015 20:24)
Побольше бы нам таких как вы ответственных педагогов музыки. Ваша не равнодушная оценка происходящего даёт многое для учащихся.

3 landreval   (28.07.2016 12:12)
Благодарю Вас за хороший отзыв! УДАЧИ!!!))

+1   Спам
1 апрель1970   (05.01.2015 13:00)
Добрый день, Лия Валериевна! Ваша методическая разработка очень познавательна и интересна. Ритм - это большая проблема в музыкальных школах. Отрадно, что Вы пользуетесь не только специализированной учебно-методической литературой, а так же обращаетесь к трудам таких великих мастеров, как Бехтерев, Теплов, говорящих о психофизиологических способностей ребёнка, связанных непосредственно  с музыкой и ритмом.

4 landreval   (28.07.2016 12:15)
Благодарю Вас за такую позитивную и грамотную оценку моей работы! Очень приятно, желаю Вам творческих успехов!!! ))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz