Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 02:50

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Работа в предконцертной обстановке (Методический доклад)

 

 

Уже в период обучения в детской музыкальной школе ученику надо разъяснить общественное значение исполнительской деятельности. Необходимо прививать чувство ответственности за качество исполнения на эстраде и вместе с тем любовь к игре при публике. Пусть учащийся с детских лет привыкает к тому, что выступление это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим преподавателем, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни.
Во всём, что касается выступления этого решающего момента в творческой жизни исполнителя – особенно отчётливо сказывается индивидуальность музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – всё это выявляется у каждого исполнителя по-своему. Чрезвычайно различны и формы подготовки к концертным выступлениям. Так, С. Рихтер рассказывает: " многим кажется, что пианист должен быть окончательно готовым к концерту за пять дней. А я считаю, что я всё время должен играть. Последнее время я всегда занимаюсь в день концерта, и порядочно, часов по шесть. Проигрываю отдельные места, куски. Проигрываю, главным образом, "по настоящему", это очень помогает. Только не нужно играть целиком всю вещь, чтобы не испортить её. Играю я всегда что-нибудь из того, что буду играть на концерте. Другого никогда не играю".
Совершенно иначе протекает подготовка к концерту у Г. Нейгауза: "Я замечал за собой, – говорил он, – что когда я много занимаюсь перед концертом, то я иногда играю хуже. В самый день концерта я должен лишь немного потренироваться, а потом отдохнуть, погулять, заняться какими-нибудь другими делами, может быть, совершенно не имеющими отношения к музыке, тогда отправляюсь на концерт... В день концерта я поиграю часа полтора – два. Иногда медленно просматриваю программу концерта, проверяю, проигрываю совершенно бездушно... Очень часто я не трогаю перед концертом тех вещей, которые я буду играть, а повторяю другие".
В данном случае существенные различия, проявляющиеся в характере подготовки к концерту Нейгауза и Рихтера – они вполне закономерны, поскольку речь идёт о крупных музыкантах имеющих ярко выраженную творческую индивидуальность. Плохо, когда ученик, подвергаясь мелочной опеке со стороны педагога, строит свою предконцертную работу по чужим советам, собственная же его природа при этом игнорируется.
Как бы ни были индивидуальны нормы подготовки к выступлению, всё же некоторые общие советы в этой области можно было бы дать.
Особенно сложные задачи возникают перед исполнителем, когда ему приходится готовить не одно произведение, а целую концертную программу. Прежде всего, трудно достигнуть того, чтобы вся она одновременно находилась в готовности к требуемому сроку. Часто, особенно в классе неопытного педагога, некоторые пьесы оказываются "серыми, недоработанными", и к другим ученик уже потерял интерес и начинает играть их всё хуже и хуже. В результате последние дни перед выступлением протекают в крайне нервной обстановке – что-то наспех доучивается, где-то срочно ставятся "заплатки".
Во избежание этого следует так планировать работу над программой,
чтобы во всяком случае самые трудные её номера были подготовлены заранее. Это относится преимущественно к сочинениям полифоническим, крупной формы, виртуозного характера. Их полезно выучить заблаговременно и дать им, как говорят, некоторое время "полежать".
Исполнение программы целиком требует устойчивости, внимания.
Достигнуть этого помогает постоянная забота о внутренней логике музыкального развития, стремление возможно ярче воплотить слышимый внутренним слухом звуковой образ.

Устойчивость внимания, подобно физической выдержке, также необходимой при исполнении программы, вырабатывается в процессе тренировки не только на сцене, но и в период подготовки к выступлению, перед концертом важно иногда проигрывать программу во время домашних занятий, среди товарищей и знакомых. Нужно научиться целостно охватывать программу, надо "слепить " её форму .
Перед выступлением внимание ученика нельзя загружать многими замечаниями, так как это обычно вредно отражается на исполнении. Вместе с тем, было бы неправильно не делать вовсе никаких указаний. Важно, чтобы ученики точно знали, как им надо работать над тем или иным произведением до самого дня выступления, иначе они нередко начинают "портить" выученное.
Последние замечания перед выступлением должны быть направлены на устранение самых важных недостатков, преимущественно связанных с трактовкой целого, но иногда и отдельных важнейших деталей! В ученике надо воспитывать уверенность, что он достаточно подготовлен к выступлению, эта уверенность создаётся не только соответствующими словами педагога, но большую роль здесь играют удачные исполнения программы перед выступлением.
Если опытный артист, вроде Рихтера, обладающий огромной выносливостью в игре может, не растрачивая свои силы, несколько часов заниматься перед концертом, то для большинства учеников это нецелесообразно. Им следует дать совет не переутомляться перед выступлением, не играть много на инструменте, не совершать никакой изнурительной работы. Если концерт вечером, перед ним желательно хоть немного отдохнуть. Вместе о там не следует резко менять привычный режим, т.к. это может неблагоприятно отразится на состоянии нервной системы. Сцена, как правило, вызывает волнение. Нередко волнение способствует большей яркости исполнения, известно, что одарённые ученики обычно играют публично лучше, чем в классе. Однако во многих случаях исполнение сказывается отрицательно. У различных учеников оно проявляется по-разному, некоторые играют на сцене более скованно, сухо и формально, чем в домашней обстановке. Другие, наоборот, впадают в преувеличенно "развязанный" тон, и их игра приобретает нарочитый, искусственно приподнятый характер. Волнение часто неблагоприятно отражается на технической стороне исполнения, а иногда приводит к запинкам, остановкам и пропуская целые эпизоды. Все эти формы эстрадного волнения постоянно встречаются в ученическом исполнении.
Педагог должен вести с ними систематическую и упорную борьбу, чутко применяясь к индивидуальности каждого ученика, внимательно анализируя причины каждой постигшей его неудачи. Важно, прежде всего, как можно лучше подготавливать учеников к концертам и не выпускать их с «сырыми», "недоработанными" произведениями. Необходимо помнить, что срывы во время публичного выступления приводят к появлению страха перед эстрадой. Весьма вредно фиксировать внимание учащегося на проблеме волнения. Напротив, надо воспитывать в них чувство радости от общения с аудиторией. Вместо того, чтобы расспрашивать ученика перед выступлением, не волнуется ли он, как это делают некоторые "заботливые" педагоги, необходимо мобилизовать его волю для того, чтобы он сумел донести до слушателя исполнительский замысел, не потеряв при этом ни основной нити музыкального повествования, ни деталей. И сам ученик не должен мучить себя прежде временными страхами – не случится ли с ним "катастрофы", должен сосредоточить своё внимание на том, чтобы как можно лучше сыграть произведение.
Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления, известно, что даже самые опытные исполнители после долгого перерыва в концертной работе, волнуются значительно больше, чем в период систематических выступлений.
Вместе с тем и самые робкие ученики, если им приходится играть часто, начинают чувствовать себя на эстраде значительно увереннее.
Таким образом, дело заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить ученику возможность часто выступать перед публикой. Необходимо, чтобы ученики играли в шефских концертах, на вечерах в общеобразовательных школах, на вечерах в музыкальном учебном заведении.
Но и этого недостаточно. Важно, чтобы педагог предоставил им возможность как можно чаще исполнять в классе, используя для этого не только произведения находящиеся в работе, но и пройденные ранее. При этом педагог должен постепенно приучать ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку.
Для развития исполнительских навыков полезно иногда начинать с того произведения, которое ученик может сыграть в относительно законченном виде.
Слушая исполнение такого произведения полезно отойти в другой конец класса – это и ученика больше настраивает на "концертный лад" и педагогу даёт возможность лучше охватить исполнение в целом.

Учащиеся довольно часто говорят, что они "отыграли" на зачёте то или иное произведение. Это выражение довольно точно передаёт действительное положение дела, потому что обычно, исполнив публично какую-нибудь пьесу, учащийся к ней больше не возвращается, сплошь и рядом даже не думают о том, чтобы хоть раз сыграть ее "для себя".
Между тем такая практика ни как не может быть названа рациональной. Прежде всего, исполнение ученика, редко бывает совершенным. Обычно немало остается погрешностей, которые следовало бы исправить и работа над которыми могла бы принести большую пользу, кроме того, важно уже в детском возрасте позаботится о накоплении хотя бы небольшого репертуара. Исполнитель, приучившийся "иметь в пальцах" некоторое количество произведений, выгодно отличается от исполнителя, который всегда только учит произведения с тем, чтобы потом тотчас же их забыть.
Кроме того, у исполнителей имеющих репертуар, в работе над ними значительно быстрее развивается пианизм, память, выдержка, накапливается опыт работы над отделкой произведения. Работа над репертуаром, разумеется, не должна занимать много времени. В первые годы обучения следует повторять только отдельные произведения, в последствии, их количество надо постепенно увеличивать.

 

 

Категория: Музыка | Добавил: SwetlanaK (23.12.2014) | Автор: Какаулина Светлана Александровна E
Просмотров: 362 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 амина26   (30.01.2015 20:18)
Волнение перед выступлением всем свойственно. но дети всё же вашей слаженной работе будут чувствовать себя намного увереннее.

2 апрель1970   (05.01.2015 12:50)
Здравствуйте Светлана Александровна! Ваш доклад мне понравился. В своей работе я сталкиваюсь с такой же проблемой. Ваш опыт подготовки учащегося к концерту мне  очень помог. Спасибо за доклад.

1 azat1429   (24.12.2014 12:55)
здравствуйте Людмила Борисовна!Я на ваш сайт скидовала разработку урока и презентацию уроку и средне-срочное планирование Подскажите как бы получить свидетельство?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz