Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 19:17

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Темпы в произведениях И.С. Баха
1.В практике учёбы мы не можем не встретиться вновь и вновь с вопросом: что же понимать под верным темпом данного, изучаемого школьником клавирного произведения? И. Браудо приходилось встречаться с педагогами музыкальных школ и обсуждать с ними вопросы изучения исполнения лёгких клавирных произведений И. С. Баха. В этих встречах приходилось, конечно, касаться и вопросов темпа. Естественно, что вникая в какую-либо инвенцию, маленькую прелюдию, менуэт из нотной тетради А.М. Бах. «Мы исполняли эту пьесу в спокойном, лишенным всякой торопливости темпа». Этот темп соответствовал тому, что целесообразно для ученика 2-4 классов. Кроме того, при условии спокойного, неторопливого темпа было удобнее всего вслушаться и разобраться в рассматриваемой пьесе. И вот когда, казалось бы, уяснена структура произведения, выяснен его характер, Браудо говорит, что он был частенько озадачен вопросом, который как ему казалось, сводил на нет все достигнутые в сосредоточенном труде результаты. «Ну, хорошо-приходилось мне слышать,- вот мы разобрали маленькую прелюдию, сделали ряд полезных наблюдений, но ведь мы всё это наблюдали в условиях медленного темпа. А этот медленный темп есть темп учебный готовящий к истинному».
Как же должна звучать наша прелюдия в действительности? Каков её настоящий темп? И. Браудо приходилось начинать свой ответ с вопроса на вопрос: «А что означает собственно выражение - настоящий темп? Почему тот темп в котором протекает плодотворный труд ученика, является не настоящим, а лишь подготовительным? Но к чему он подготавливает? К исполнению на концерт? И этот темп, в котором наша меленька прелюдия будет исполняться на концерте, это и будет настоящий темп? Но о каком же собственно концерте идёт речь?
2. Мы знаем, что сам И.С, Бах предназначал лёгкие клавирные пьесы не для концертов, а для учения. И мы должны считать настоящим темпом инвенции, маленькой прелюдии, менуэт темпа, который в данный момент полезнее всего для ученика. Какой же темп является в данный момент полезнее всего для ученика? Тот темп, в котором данная пьеса лучше всего учеником исполняется.
Итак, предположим, что мы признали, что правильным темпом является тот весьма неспешный темп, в котором ученик играет лучше всего данное произведение. Не следует однако представлять себе этот учебный темп как одну лишь подготовку к темпу окончательному. Учебный темп имеет своей главной целью не подготовку к темпу более быстрому – он преследует цель более глубокую; быть подготовкой к пониманию музыки. Мысль о достижении скорости имеет в себе много вредного, оно создаёт неправильное представление, что основная цель ученика – переходить от более медленного темпа к более быстрому. Это представление затемняет основное назначение спокойных темпов – дать возможность вслушаться в музыку. То, что приобретает ученик при работе в медленном темпе – понимание музыки – является наиболее существенным. И важно научить его тому, чтобы именно понимание музыки он считал своим основным достижением, тем, что должен остаться и закрепиться во всей дальнейшей работе. Достижения же более быстрого темпа он должен считать обстоятельством менее существенным и притом допустим лишь в случае, если не нарушается основное качество исполнения. Значения сдержанного темпа проявляется на всех этапах работы. Бывает, что ученик играющий вещи быстро, не может сыграть их медленно. Это противоречит основным требованиям учёбы. Нельзя допускать исполнения в медленном темпе, если не вяжется ещё исполнение медленное.
Ещё один часто встречающийся случай. Ученик может исполнять задание в медленном темпе, но не может исполнять его в быстром. Это свидетельствует опять-таки о недоработке, о том, что выработанные механизмы движения не подчиняются слуху мышления ученика. Они срабатывают лишь на определённых темповых уровнях. Следует добиваться, чтобы ученик раз усвоив данное произведение в медленном темпе, не переходил бы сразу к быстрому, а провёл бы работу через все средние темпы. Сохраняя в каждом из них ту осмысленность, естественность, которые он приобрёл уже на первом этапе работы.
Впрочем путь ученика идёт таким путём – выработать игру, действительно руководимую требовательным слухом, бывает не легко. На это часто затрачиваются недели, а то и месяцы работы в сдержанных темпах. Но как только ученик добился самообладания и игра его подчиняется самоконтролю – достижение подвижных темпов идёт как бы само собой. Быстрота с которой происходит овладение всё большим и большим темпом, изумляет подчас и руководителя и самого учащегося. Эта быстрота продвижения является прямым результатом предшествующей тщательной работы, в течении которой движение ученика удалось подчинить требованиям его слуха и разума.
Сдержанного темпа при работе произведения требует уже стремление к ясному, устойчивому исполнению всех долей метра.
Той же сдержанности темпа требует и стремление к постижению мелодии. Следует приучать ученика понимать каждый пассаж, каждый орнамент, как движение мелодическое. Следует представить себе темпы как будто бы они поются, пропевая их в голос или мысленно про себя. Этим путём легче всего установить темп лишённый и спешки и неподвижности.
До сих пор мы говорили о необходимости преодолеть стремление к быстрым темпам. Это стремление не является единственной помехой в учёбе. Нужно указать теперь на другую, противоположную опасность, таящуюся в медленном темпе. Цель медленного темпа – дать ученику возможность вслушаться в течение музыки. И работа в медленном темпе оправдана, если эта цель достигается. Некоторое мелодическое движение так же необходимо, чтобы игра в медленном темпе была интересна для учащегося, чтобы он получил от неё удовольствие. Но этот интерес будет присутствовать лишь в том случае, если упражнение в самом медленном темпе всегда будет иметь полную музыкальную значимость. будут являться шагом в постижении музыке, если этот темп не превратиться в ряд замедленных, монотонных, не имеющих связь с самой музыкой движений.
Необходимо изучать язык баховских произведений, язык богатый, полный закономерностей. Изучать грамматику баховской речи, научиться правильному произнесению баховских тем, стройному изложению экспозиции баховской фуги, правильному построению всей фуги в целом, правильной инструментовке (имеется в виду фортепианная инструментовка) полифонических произведений. Также правильному пониманию танцевальных ритмов в баховских сюитах и партитах. И наконец, грамматически правильному произнесению баховских мотивов – этими объективными моментами полно всё изучение баховской клавирной музыки.
3. При всём многообразии возможных темпов каждый педагог по ходу работы над произведением стремиться всё же определить каков основной характер произведения, определить тип движения свойственный произведению. Ответ на этот вопрос естественно пытаемся найти у мастеров исполнения, у знатоков старинной музыки. Следует впрочем отметить, что не всегда игра крупнейших пианистов может являться примером для подражания. Больше поучительного в отношении темпов мы подчерпнём не у пианистов, а в деятельности хоров и камерных оркестров. Поучительным будет изучение ораторий, кантат, инструментальных концертов. Полезно изучать так же мастеров органной и клавирной музыки. Что касается исполнения клавирных произведений И.С. Баха на фортепиано, то здесь наиболее уравновешенных результатов добилась в своих темпах М.В. Юдина. Практика показывает, что в большинстве случаев учащиеся имеют склонность играть баховское АЛЛЕГРО слишком быстро, а АДАЖИО слишком медленно. Следует иметь ввиду, что баховское АДАЖИО не должно быть нарочно растянутым, оно должно во всех случаях содержать некоторое движение. С другой стороны, баховское АЛЛЕГРО не обладает той стремительностью и порывистостью, которые им иногда стараются приписать некоторые пианисты.
Тенденция к ускорению оказывается у учащихся часто связанной с ритмической вялостью, с неумением быстро читать. Что касается неподвижности медленных произведений, то она связана с тем, что при осознании отдельных метрических долей не осознаётся мелодия в целом. Стоит только на слух распознать расположенную как бы «за метром» более протяжную мелодию, и игра приобретает свою естественную текучесть.
Категория: Музыка | Добавил: апрель1970 (05.01.2015) | Автор: Поцелуева Наталия Николаевна E
Просмотров: 519 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ассоль1   (07.01.2015 21:39)
Доброго времени суток, Наталья Николаевна! Ваша работаискренне порадовала меня.Несомненно, что вы относитесь к тому рангу педагогов, «…ктотвердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из
них – принцип соотношения цели и средств» (отрывок из цитаты Г. И. Шатковского).
Безусловно, что данная разработка и практическое применение предлагаемых форм и
методов помогут повысить не только повысить качество знаний учащихся, развить
их творческие способности и кругозор, но и воспитают музыкальный вкус,
трудолюбие и любовь к музыке.ЖелаюВам отзывчивых, усидчивых учеников и творческого полета!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz