Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Чтение с листа на уроках сольфеджио в младших классах
Чтение с листа на уроках сольфеджио в младших классах
КГКП Школа искусств №2 Клуб Юнеско
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин – Журавлёва Светлана Валериевна.
Чтение с листа представляет собой навык, который совершенствуется в течении всех занятий сольфеджио. Для овладения этим навыком необходимы следующие выработанные способности:
1. умение чувствовать тональность, удерживать её строй, ориентироваться в ступенях тональности;
2. умение видеть, понимать и представлять себе мысленно звучание мелодии, её форму и логику развития;
3. умение ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей в данном темпе и чётко выполнять ритмический рисунок;
4. умение владеть своим голосом, петь без поддержки инструмента.
Все эти способности вырабатываются как в самом процессе чтения с листа, так и в других формах работы в классе сольфеджио: при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и при записи диктантов.
Педагогу следует очень внимательно и продуманно отбирать примеры для чтения с листа. Для этого нужно определить трудности примера (ладовые, интонационные, ритмические), наметить основную задачу, которую он ставит перед учениками, и выбрать соответствующую форму проведения чтения с листа.
В работе над чтением с листа используются разные приёмы и формы. Их разнообразие должно способствовать тому, чтобы навык был освоен всесторонне, чтобы ученики научились читать с листа. В младших классах у детей ещё нет свободы в чтении с листа, у них неясны внутренние представления при виде нотного текста, нет органичной стройности в выполнении ритма. Кроме того, индивидуальные особенности ученика создают для каждого свои трудности: одному трудно даётся ритм, другой не чувствует ладовой организованности звуков мелодии, её функциональных связей, третий не владеет голосом и т.д.
Для того, чтобы научить детей читать с листа необходимо ставить перед собой и перед учениками разные задачи, отрабатывать в этом сложном процессе разные стороны, использовать разные формы работы:
1. Подготовительные формы, основная задача которых – фиксировать внимание детей и отрабатывать процесс не весь сразу, а по частям. Такую форму следует использовать в течение всего времени работы при появлении новых трудностей в примерах или в тех случаях, когда отдельным ученикам трудно даётся какая-нибудь сторона процесса. Сюда можно отнести: чтение нот в ритме, или сольмизация; отстукивание ритма примера; предварительное пропевание отдельных оборотов примера; разучивание отдельных оборотов.
2. Предварительный анализ. Ведь понимание того, что написано и что предстоит прочитать с листа, имеет большое значение. Однако в младших классах, где мышление детей в основном конкретное, а не логическое, не следует предварительный анализ делать очень подробным, детальным. Анализ должен быть простым, общим: тональность, размер, темп и обязательно структура мелодии – разделение на фразы, наличие повторности, варьирования, в отдельных случаях – секвенции, ходов по звукам аккордов. Очень важно научить детей хорошо настраиваться в тональности. В младших классах дети должны уметь настроиться по данному на инструменте трезвучию самостоятельно, т.е. сами должны спеть гамму, трезвучие, отдельные ступени и т.д. Педагог должен направлять детей и, проверять, задавая дополнительные вопросы.
3. Разучивание. Этот приём ставит своей задачей добиться хорошего качества исполнения. Пример разбирается и пропевается в классе, а затем даётся на дом. Существует много примеров, которые трудно прочитать с листа, поэтому дома их следует предварительно проиграть, чтобы не заучить ошибок. В классе следует добиваться чистого, «красивого» исполнения примеров не только хором, но и индивидуально. Такие примеры можно периодически повторять. При этом особое внимание следует обратить на чёткость и выразительность ритма, на вокальную сторону исполнения.
4. Мысленное пение. Работа над развитием внутреннего слуха имеет большое значение при чтении с листа. Воспитать способность, видя нотные знаки, представлять себе их звучание – одна из основных задач педагога. Обязательно чередовать пение в слух и пение про себя. Такую форму работы следует продолжать при проверке разученных примеров.
Но самое важное – это умение представить себе по нотному тексту звучание новой, незнакомой мелодии. Воспитание этой способности требует длительной и постепенной работы.
5. Беглое чтение с листа. В этой форме работы чтение с листа выступает в своём настоящем виде. Примеры должны быть исполнены без подготовки, самостоятельно.
Трудность чтения с листа заключается в том, что дети должны выполнить одновременно несколько задач: интонировать мелодию, соблюдать ритмический рисунок, сохранять темп, слушать своё пение. И при этом главное – всё время смотреть вперёд. Это даётся не сразу. Поэтому примеры для чтения с листа должны быть более лёгкими, состоять из знакомых интонаций и ритмических фигур. Педагогу следует обратить особое внимание на равномерность пульсации, на соблюдение начального темпа. Если ученику мешает рука при дирижировании, можно разрешить просто отмечать рукой доли, не соблюдая схемы жестов. Главная задача – сохранить равномерность пульсации, чувствовать течение мелодии во времени, смотреть вперёд. Частые поправки, остановки приводят к тому, что теряется темп, нарушается целостность исполнения мелодии. В некоторых случаях педагог может не останавливать ученика при ошибках или неточной интонации, а указать на них и исправить их после исполнения. Можно и помочь ученику, подпевая в трудных местах или указывая на дальнейший ход мелодии, лишь бы не нарушалась непрерывность течения мелодии.
Не следует слишком много заниматься индивидуальным чтением с листа. Для тренировки очень полезно беглое чтение проводить хором, всем классом. При этом слабые ученики будут тянуться за более сильными, прочнее будет интонация. В младших классах многие дети ещё не владеют своим голосом, у них не хватает техники, и при индивидуальном опросе они поют неуверенно, часто останавливаются, теряют тональность. От такого чтения с листа мало пользы. Для слабых учащихся полезнее всего работать и добиваться нужного качества в других формах чтения с листа, которые были указаны выше.
Педагог должен помнить, что главная задача – научить детей читать с листа, воспитать правильный путь, по которому должно идти развитие этого навыка. Результаты этой работы скажутся позднее.
Категория: Музыка | Добавил: SVT (27.01.2015) | Автор: Журавлёва Светлана Валериевна E
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz