Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 02:42

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [29]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [7]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [49]
Информатика [60]
История [57]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [188]
Математика [87]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [43]
Музыка [106]
Начальная школа [406]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [135]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [21]
Технология [21]
Физика [21]
Химия [31]
Экологическое воспитание [14]
Самопознание [37]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1607
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Открытый урок-концерт "Ритмы джаза и судьбы"
«РИТМЫ ДЖАЗА И СУДЬБЫ»

Может быть вам покажется странным, но вначале урока, мы попробуем связать два понятия: музыка и мода. И поскольку наш урок сегодня мы посвящаем джазу, уместен вопрос: а, моден ли джаз?
Что такое мода - это временное господство тех или иных вкусов, каждый человек воспринимает ее по своему – это зависит от возраста, воспитания, характера человека, его культуры, одним словом - от личности. Так моден ли джаз в наше время? Джаз-музыка вне моды. Как и вся классическая музыка, созданная вплоть до наших дней, своими корнями уходит в творчество великого немецкого композитора И. С. Баха, так и джаз стоит у истоков поп-музыки. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-роллу, рок-музыке.
Так что же такое джаз-это род профессионального музыкального искусства, сложившегося на рубеже 19-20 веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры. Джаз возник в США среди угнетенного бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
Как же так получилось, что негритянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость?
Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли себе и представить, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит весь мир. Первые форты белых людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли в 1482 г. Ровно 10 лет спустя произошло знаменательное событие-открытие Колумбом Америки. В 1620 г. на современной территории США появились первые черные рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки.
Если мы говорим «африканский ритм», то надо иметь ввиду, что западноафриканские черные никогда не играли «джаз» как таковой-речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным «хором барабанов» с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке запрещалось изготавливать даже самодельные барабаны. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению.
Джаз возник в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора-с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое моногоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией, т.е. синкретична (слитность, неразделенность).
В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно и расковано, чем у закованных в нормированный звукоряд европейцев. Если в африканской музыке широко развита вопрос-ответная форма пения, то в европейской музыке - мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулось с европейским рационализмом.(чувство-разум)
Похищенных с берегов западной Африки негров сотнями загоняли в трюмы и везли в таких условиях, что половина гибла в пути. Оставшихся в живых продавали и использовали для тяжелых работ на обширных плантациях, при строительстве плотин, портов, набережных.
Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны, с тонким и изощренным чувством ритма. В редкие часы отдыха, негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, аккомпанируя себе ударами палок по ящикам, жестянкам- всему, что оказывалось под рукой, а то и просто хлопая в ладоши. Это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. Постепенно стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг-музыка белых. А те пели, в основном христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс.
Какие черты характера унаследовал мистер Джаз от Спиричуэлса? Важность, горделивость, учтивость, религиозность, торжественность.
С отменой рабства в 1865 году несчастья негров не кончились. Между негром и белым все время пытались установить отношения низшего к высшему: негры были домашними слугами, чернорабочими. И понятно, что негритянская музыка развивалась обособленно, лишь изредка соприкасаясь с музыкой белых. В этот период расцветает народная песня американских негров – БЛЮЗ. В переводе с английского - меланхолия, хандра, в переводе с американского означает-«быть печальным». Блюзы песни отчаяния, это жалоба, крик протеста. В них говориться о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. В блюзе есть все - и драма, и конфликт, и сатира, и юмор. И все же, БЛЮЗ – это песни о любви, в них романтичность, мечтательность,нежность.

ГЕННАДИЙ САСЬКО « БЛЮЗ»

В вихре начала 20 в. произошел синтез, слияние спиричуэлс, блюза и регтайма-танцевальной музыки с «рваным» ритмом, где звуки появляются между долями такта, т.е. синкопированный ритм. Регтайм - танцевальная музыка особого ритмического склада. Для него было характерным использование ритмических сдвигов, «неправильных» акцентов. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев «кэк- уок» и «тустеп». В этих танцах негры пародировали своих господ, подражая их манере и походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук «хозяина».
Регтайм - танец веселый, яркий, жизнерадостный.
Сейчас вы услышите пьесу афроамериканского композитора и пианиста, короля регтаймов СКОТТА ДЖОПЛИНА «АРТИСТ ЭСТРАДЫ», а исполнит ее Шодмонова Диана.

Главной особенностью джазового звучания - звукоряд, состоящий из 5 тонов – пентатоника. Не зная полутонов, негры очень своеобразно смогли пристроить свое пентатоническое мышление к тональной системе. Но две ступени составляли проблему 3 и 7. Негры не знали, что с ними делать. Поэтому пели и играли то м.3, то б.3, то м., то б7. Позже появилась ум.5, пониженная 5 ступень. Не зная полутонов, они понизили эти три ступени где-то на четверть тона. Поэтому блюзовая терция в джазе слышится одновременно как ми бекар и ми бемоль. Пианисты берут эти ноты одновременно, тем самым ищут ноту, которой совсем нет, которая лежит между ними. А на духовом инструменте или голосом эту четверть тона вполне можно извлечь.
Конышева Валерия исполнит пьесу ПАМЕЛЫ ВЕДГВУД «СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные доски. После окончания гражданской войны 1861-1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры наконец, смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, пикниках, похоронах.
Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэлс и блюзов – их национальной вокальной музыки, воспроизводили особенности негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали, поэтому учились у опытных музыкантов, прислушивались к их советам, перенимали их приемы. Так же по слуху сочиняли.
С конца 40-х до середины 60-х годов современный джаз развивался в основном в двух направлениях. 1 направление - БОП – стиль, начала 40-х годов. Главное его отличие – модернизация старого, т. е. новаторство во всем: мелодики, ритмике, гармонии. 2 направление: КУЛ-ДЖАЗ (холодный, прохладный)– стиль, сложившийся в конце 40-х годов. Характерная черта – эмоциональная сдержанность, «холодная» манера звукоизвлечения. ХАРД-БОП (англ. –твердый,жесткий) – возник в 50-е годы 20 века. Отличается экспрессивностью, жесткой ритмикой. И поскольку мы обратились с вами к джазовому словарю, хочется сказать о СОУЛ – музыке(англ. – душа).В широком смысле так называют всю негритянскую музыку.
Потехина Виктория. ТАТЬЯНА ИВАНОВА «БЛЮЗ»
(Интересный факт). Колыбелью джаза стал город Нью-Орлеан. Считается, что произошло это 17 ноября 1887 года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант-любитель, парикмахер, имевший кличку Джаз-бо(джазовичок-страшилка)-уж очень этот Браун любил модные костюмы. Ночью 17 ноября в новоорлеанском ресторанчике «У Чокнутого» этот самый Браун вытащил свой видавший виды КОРНЕТ-духовой медный инструмент, похожий на трубу, и начал играть незатейливую мелодию. Но вдруг Браун начал сбиваться с мелодии, которая благодаря этому приобрела совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта удивительная мелодия привела публику в неописуемый восторг.
Такое необычное, с неровным ритмом звучание, вскоре переняли многие музыканты из оркестров, исполнявших в Нью-Орлеане танцевальную музыку. В такой манере стали играть и Чарлз Болден по кличке Бадди-Дружище, который работал репортером в маленькой газете. Прославился Бадди прежде всего тем, что в новомодной манере играл ужасно громко. Благодаря громкой игре именно Бадди, а не Термидус Браун, остался в истории джаза как основатель этого нового музыкального направления.

В.ДОНАЛЬДСОН. Обр. ХРОМУШИНА «КАНИКУЛЫ». Исп. Михалева Анастасия

Основные особенности джаза – это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Джаз – музыка оркестровая, как мы уже сказали. В состав джаз-оркестра входят труба, тромбон, кларнет, саксофон, виолончель, контрабас, фортепиано, гитара(банджо) и разнообразные ударные инструменты. Первое время в джаз-оркестрах играли чернокожие музыканты, их называли джазмены. А белые исполнители и их ансамбли стали именоваться - диксилендами.
В Чикаго и Нью-Йорке получил распространение и развитие диксиленд-джаз. Местные музыканты, как и приезжающие на гастроли негритянские оркестры, заложили основы для обновления джазовой стилистики, а так же для формирования новых типов джазовых оркестров: КОМБО-малого ансамбля и БИГ-БЭНДА-большого состава оркестра, что предопределило постепенный переход в 1920-е к СВИНГУ . В переводе с английского-качание, балансирование, а так же несовпадение ритма двух основных линий – четкой ритмической пульсации в левой руке и постоянных синкоп в мелодии правой руки. Такое синкопирование создает эффект «качания», который по-английски называется СВИНГ.

ИГРА.
Чтобы по-настоящему прочувствовать, что такое свинг, давайте попробуем сделать одно ритмическое упражнение. Прежде всего попробуйте ровно отбивать ногой два удара. За это же время руками надо отбить три хлопка. Это сложно, но, думаю, вы справились.
Усложним задание. Ногой продолжайте отстукивать ровный ритм, а руками постарайтесь удвоить удары. То есть вместо одного, как в первом упражнении, два хлопка. А теперь утройте хлопки. Получается? Сложно, правда? А теперь на фоне ровного ритма ноги попробуйте чередовать двойные и тройные хлопки ладошек. Конечно, это сложно, а вот любой афроамериканец сделает это без проблем.
Благодаря джазу на свет появились такие танцы, как твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл.
Михалева Анастасия. ДЖОН МАРТИН «ВИСТЛ-СТОП-БУГИ»
В начале прошлого века (1901 г.) компания говорящих машин « Виктор» выпустила первую пластинку, грамофонная промышленность превратилась в серьезный бизнес, в основном записывались выдающиеся оперные исполнители. Записывать на грампластинки джаз-это еще никому не приходило в голову. Чтобы услышать джаз, насладиться им, нужно было лично прийти туда, где его играли. 26 октября 1917 г. была записана первая граммофонная пластинка в Нью-Йоркской студии компании «Виктор», ставшая бестселлером, ее тираж превысил миллион экземпляров.
Музыка джаза – не только выражение чувств в пении, игре, джаз-это танцевальная музыка (регтайм, мамбо, самба, румба). 1910 год-фокстрот становится самым модным танцем в Европе и США.

ФОКСТРОТ. МАТВЕЙ БЛАНТЕР «ДЖОН ГРЕЙ»

Со времени своего возникновения джаз успел пройти огромный путь. Каждое десятилетие рождались новые направления и формы, одни исполнители и оркестры уходили в тень, на их место приходили другие. Джаз перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли замечательные белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер. Певицы Элла Фитцджералд и Бесси Смит. Особую страницу в истории джаза занимает искусство советских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова. Это был первый театрализованный джаз-оркестр под его управлением, возникший еще в 20-е годы. На многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Исаак Дунаевский. Наверное, вы тоже слышали: этот оркестр звучал в жизненрадостном фильме «Веселые ребята». Так же нужно назвать имена: Юрия Саульского, Константина Орбеляна, Георгия Гараняна, Игоря Бриля, Алексея Козлова, Игоря Бутмана и многих других.
Джаз-творчество исполнителей. Он основывается на индивидуальных особенностях музыканта. Две одинаковые пьесы, исполняемые разными музыкантами, никогда не будут звучать одинаково. Каждый музыкант будет играть ее индивидуально, по-своему.
Джаз - это всегда ансамбль СОЛИСТОВ. И даже если случайно составы 2-х джазовых коллективов совпадут, совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется какой-нибудь другой музыкант.
Джаз-очень сложная натура – при всей своей постоянности, он совершенно непредсказуем. Но вне всякого сомнения можно сказать, джазовая музыка никого не оставляет равнодушным. Джаз впечатляет своей неповторимостью, красотой, оригинальностью. Это музыка, которую играют и слушают во всем мире.
Методическая литература, используемая в работе.
Джаз-портал. «Деликатесная джазовая музыка»
«Особенности истинного джаза»
«Джаз-искусство гармонии»
«Джаз-искусство 20 века»
Урок музыки «Герой нашей эпохи-джаз»
Открытый урок «Джаз..» Социальная сеть работников образования.
Сайт фактов, новости, открытия... «Интересные факты о джазе»
М. Шорникова. Русская музыка 20 века. Учебное пособие для ДМШ
Категория: Музыка | Добавил: marina-sharapova-66 (16.10.2017) | Автор: Шарапова Марина Ефимовна E
Просмотров: 5 | Теги: джаз концерт, джаз, концерт, открытый урок в музыкальной школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2017
    Сайт управляется системой uCoz