Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 15.11.2018, 22:33

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [29]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [7]
Внеклассное чтение [16]
География [23]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [49]
Информатика [62]
История [57]
Иностранный язык [100]
Книжная полка [50]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [196]
Математика [88]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [43]
Музыка [108]
Начальная школа [412]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [135]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [21]
Технология [23]
Физика [21]
Химия [31]
Экологическое воспитание [14]
Самопознание [40]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1657
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Развитие внимания у учащихся музыкальной школы
К. Д. Ушинский писал: «...воспитывая власть человека над вниманием, мы открываем ему широкую дорогу к умственному развитию»


Музыкальная школа относится к отрасли дополнительного образования, то есть такого, которому уделяют время, если не слишком загружены в общеобразовательной школе. Когда маленький первоклассник или второклассник идет первый раз в музыкальную школу, он ждет, что его на первом же уроке научат играть какую-нибудь популярную пьесу, например, «Собачий вальс» Артоболевской.
К сожалению, детские грезы рассыпаются в пыль, когда выясняется, что обучение в музыкальной школе занимает 5 – 7 лет, что дома нужно иметь инструмент, на который ты поступил, а главное – нужно заниматься каждый день хотя бы по 20 минут.
Поэтому основной задачей преподавателей музыкальной школы стало сейчас поддерживать интерес ребенка к обучению. Я считаю, что этого не достаточно – если дома нет инструмента, и родители его не купят, потому что он дорогой, то помимо интереса, нужно воспитывать (и развивать!) исполнительское внимание, так как на ранних этапах обучения (1 – 2 классы) дети наиболее восприимчивы к учебному материалу. К тому же, ни для кого не секрет что сейчас преподаватели стараются разбирать пьесы непосредственно на уроках, потому что у ребенка нет инструмента или ему лень делать домашнюю работу.
Исполнительское внимание особенно важно для обучения музыке; при концентрации внимания на уроке ребенок лучше запомнит произведение и ему будет его легче вспомнить, если даже он не занимался дома.
Поддерживать внимание ребенка можно с помощью разбиения урока на мелкие части: не такие, как «Организационный момент», «Проверка домашнего задания», «Работа над новым материалом» и так далее, а такие, как: работа над 3 – 5-ю пьесами, физкультурные или игровые минутки. Например, ребенок приходит после занятий в общеобразовательной школе уже уставший, с ним нужно поиграть. Поиграть, так как это отвлечет его от уроков, на которых он только что был, расслабит и, возможно, развеселит. Заниматься музыкой нужно с хорошим настроением, чтобы со временем у учащихся выработалась ассоциация с музыкой как источником положительных эмоций.
Структура моих уроков в основном, такая: Игры на внимание по карточкам (5 минут), проверка домашнего задания (10 минут), разбор новой пьесы (10 минут), игра уже выученных произведений (не больше 2-х и по 5 минут на каждую), снова игры (5 минут), заполнение дневника (5 минут). Если на уроке не изучается новая пьеса, то повторяется какая-нибудь выученная ранее. В средних классах игры также присутствуют, но разборы новых пьес происходят редко (из-за большего объема произведений). Второй игровой блок можно переставить с конца урока в середину – после разбора новой пьесы. Таким образом, урок проходит в динамике – сознание стимулируется различным видом деятельности и внимание акцентируется на разных этапах урока. Уставшие после занятий в общеобразовательной школе дети плохо воспринимают работу над уже знакомым произведением, если эта работа длится более 15 минут, как следствие – они не запоминают замечания преподавателя и из урока в урок приходится повторять один и тот же разбор. В конечном итоге все заканчивается игрой с рук – у большинства детей очень развита именно моторная память (поэтому в школе они чаще всего не слушают или читают, а пишут), и многие учителя пользуются этим, правильно поставив ребенку пальцы при игре пьесы.
Конечно, многие скажут, что с совсем маленькими детьми такой «номер» не пройдет – бывает, ребенок за всю четверть может выучить и сыграть как раз три пьесы (с учетом экзаменационных) и более мелкое дробление частей урока (менее 15 минут) может привести также к не запоминанию – в голове ученика может возникнуть калейдоскоп, из которого он отчетливо вспомнит только игры в конце и в середине урока. Выходом из такой ситуации может послужить включение нотного текста в процесс игры, например, разбор новой пьесы в начале урока и поиск отличий в нотном тексте во время игры в середине урока (для этого нужно заготовить две версии одного и того же произведения, но с переставленными нотами в скрипичном ключе). Включение текста пьесы в игру покажет маленькому ученику, что игра на инструменте не сложная, а наоборот, интересная, потому что непонятный нотный текст (который непонятно как читать, даже если знаешь, что ключ соль на второй линейке) вполне понятен, если включить свою наблюдательность.
Итак, я бы хотела показать несколько игр для маленьких музыкантов, которые помогли моим ученикам не только отдохнуть и развлечься на уроке специальности, но и запомнить и разучить произведение, а также – вспомнить его на следующем уроке. Игр в интернете, развивающих детское внимание очень много. Это связано с тем, что только игры могут заставить ребенка концентрировать внимание, так как они динамичные, зачастую активные и могут длиться столько, сколько ребенок захочет (конечно, на уроке я стараюсь плавно перейти от игры к рассмотрению домашнего задания), а не столько, сколько длится обычный урок – 45 минут. К сожалению, не все игры в интернете подходят для развития музыкальных исполнительских навыков, поэтому их приходилось перерабатывать «для себя». В то же время, некоторые игры я брала в том виде, как они представлены на интернет-сайтах, только немного изменив их содержание.
Для совсем маленьких – «нулевичков» и первоклассников у меня есть игра по карточкам – похожая на карточный пасьянс. В этой игре нужно найти две одинаковые картинки. В данном случае это ноты – от «до» первой октавы до «до» второй октавы (на карточках эти ноты изображены на нотном стане). Также есть карточки с басовыми и скрипичными ключами, знаки альтерации, разные по длительности ноты. Особое внимание я уделяю восьмой ноте и восьмой с точкой. На всех карточках есть название того, что изображено на них: ребенок находит две одинаковые карточки и читает, как называется то, что он видит. Если ребенок не умеет читать, мы вместе проговариваем название элемента, изображенного на карточке. За пять минут ученик должен найти все одинаковые карточки (всего их 20, то есть десять пар).
Во второй части урока проводим игры на развитие слуха: я играю пьеску, которую только что повторяли, а ученик говорит, правильно я ее сыграла или нет. Если есть возможность, то ребенок повторяет то место в пьесе, где, как ему кажется, есть ошибка. Например, я играю пьесу Э. Захарова «Часы на башне», а в партии ученика играю более высокие ноты, скажем, «фа диез», вместо «ля бемоль». Ученик должен меня поправить и сыграть правильно.
Для более старших детей, уже имеющих в запасе игровой материал (2-4 класс) я использую пьесы-«обманки»: специально переставляю ноты на нотном стане неправильно, например, переписываю в тетрадь пьесу, вместо аккорда из трех нот оставляю только одну и прошу ребенка сыграть; когда ученик обнаруживает несоответствие, он пробует сыграть пьесу «как правильно». В качестве материалов для подобной игры можно выбрать несколько этюдов с повторяющейся мелодией, чтобы было даже на слух понятно, что произведение сыграно неправильно.
Еще одна игра, в которую можно играть с первоклассниками со второго полугодия, это «Угадай мелодию», можно использовать как разученные учеником пьесы, так и мелодии из популярных мультфильмов. Здесь можно показать детям, как осуществить подбор по слуху понравившейся мелодии. Но делать это нужно в рамках игры, как бал за работу в классе эти лучше не учитывать, чтобы у ученика не сложилось впечатление о том, что он играет в игры и получает оценку. Он должен понимать, что, только сыграв произведение правильно, можно получить хорошую оценку.
Эти три основные игры я повторяю со своими учениками на каждом занятии. Смена обстановки после школы, небольшое развлечение в виде игры дает им возможность умственно и эмоционально отдохнуть, запомнить новый и упорядочить старый материал.

Литература:


1. Жижина М. В. «Психолого-педагогические условия и факторы формирования исполнительского внимания музыканта». - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002. -138 с. (стр. 6 – 7)
2. Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста». – М.: «Советский композитор», 1989. – 144 с. (стр. 10 – 23)
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: «Педагогика», 1983.— 392 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). (стр.: 281 – 328)
4. Хрестоматия по вниманию. – М.: Изд-во Московского Университета, 1976, 300 с. (стр. 50 – 65)
5. Рябов И. М., Рябов С. И. «Пианист Шаг за шагом 1 класс часть 1». – Киев «Музычна Украйина», 1991, 128 с. (стр. 5 – 11)
Категория: Музыка | Добавил: videneva-elena (08.01.2018) | Автор: Виденева Елена Евгеньевна E
Просмотров: 159 | Теги: внимание учащихся в музыкальной шко, музыкальная школа, игры на внимание, музыкальные игры, развитие внимания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Хочу поделиться
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2018
    Сайт управляется системой uCoz