Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.10.2018, 06:34

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [29]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [7]
Внеклассное чтение [16]
География [23]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [49]
Информатика [62]
История [57]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [50]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [196]
Математика [88]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [43]
Музыка [108]
Начальная школа [409]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [135]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [21]
Технология [22]
Физика [21]
Химия [31]
Экологическое воспитание [14]
Самопознание [40]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1655
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Смысловое содержание музыкальных произведений как способ поддержания интереса к обучению
Основным направлением в обучении игре на музыкальном инструменте в наше время стало поддержание интереса к обучению у ребенка. Как это сделать, если интерес ребенка ограничивается песенками из мультфильмов и умением подбирать услышанную мелодию на слух? Даже от родителей часто слышишь: «Почему мой ребенок играет какое-то «бурре», а марш Моцарта (имеется в виду «Турецкий марш»). В своей работе я использую два требования подбора репертуара: во-первых, пьесы должны быть яркими, характерными (грустными и веселыми), но обязательно – с ярко выраженной мелодией. Во-вторых, у пьесы должно быть название, перекликающееся с характером произведения. Если же у пьесы нет названия (то есть просто «Пьеса»), мы с учеником разбираем эту пьесу и придумываем ей название в соответствии с ассоциациями ученика.

В-третьих, я стараюсь использовать в своей работе семантический анализ музыкального текста, основанный на семиотическом подходе. Этот анализ разработан в Лаборатории музыкальной семантики, созданной в 2001 году в Уфимской государственной академии искусств. Заведующая лабораторией Л. Н. Шаймухаметова вместе с коллегами разработала целую серию учебников и методических пособий, основанных на семантическом методе. Семантический метод рассматривает музыкальные пьесы как своеобразное литературное произведение, выделяя в нотном тексте сюжет, героев, других персонажей. Вообще, структуру музыкальной пьесы можно рассматривать как диалог верхней строчки (мелодии) и нижней строчки (баса). Семантический метод позволяет выявить структурные единицы (сюжет и героев) не только в горизонтальном пространстве – слева направо, но и вертикально, рассматривая нижнюю строчку нотного текста не просто как аккомпанемент, диалог, способ создания объема, но как дополнение и украшение к основному тексту; и наоборот, когда мелодия находится в нижней строчке (например, в полифонии), верхняя строка рассматривается как дополнение не только в горизонтальном, но и вертикальном пространстве.

Использовать метод смысловой организации нотного текста необходимо с первых лет обучения в музыкальной школе. Это поможет маленьким ученикам быстро ориентироваться в тексте, видеть его целиком и исполнять так, как задумал эту пьесу автор. Основным источником применения семантического анализа текста стала для меня статья Р. М. Байкиевой «Смысловые структуры музыкального текста в пьесах детского фортепианного репертуара». В этой статье описывается разбор некоторых пьес из «Школы фортепианной игры», которым я пользуюсь в уроках очень часто и большая часть репертуара моих учеников составляется из произведений этого сборника.
Например, Ария из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» предназначена для музицирования дома, в кругу семьи (Анна Магдалена была женой И. С. Баха и в ее тетради были пьесы для обучения и отдыха). Эта Ария представляет собой как бы диалог между мелодией (верхняя строка) и аккомпанементом (нижняя строка); также в верхней строке присутствуют голоса нескольких инструментов (полифония), которые имитируют игру небольшого оркестра (2-й, 3-й, 4-й и 6-й такты). В то же время нижняя басовая строчка полностью одноголосна и как бы дополняет верхнюю строку. Поэтому исполнение данной пьесы может быть разное: диалог всех инструментов с нижней строкой или диалог каждого инструмента отдельно (выделение только одного инструмента и аккомпанемент к нему).

В другой пьесе из «Школы» - Менуэт Жана Филиппа Рамо можно увидеть мелодию в верхней строке и своеобразный ритмический орнамент, дополняющий и украшающий верхнюю строку, в то время как нижняя строка является основным элементом, вокруг которого образуется орнамент и одновременно развивается мелодия (то есть нижняя строка, несмотря на лаконичность нотного текста, является главной).

Пьесу И. С. Баха «Волынка» можно назвать образным воплощением не только самого инструмента Волынка, но и целого деревенского оркестра. Сама волынка звучит в нижней строке, в басу, вверху же, в мелодии, можно увидеть такие инструменты, как виолончель и флейта, которые ведут диалог с волынкой. Особенно это заметно в тактах с 5-го по 8-ой; с 9-го по 12-й, также с 17-го по 20-й такты. Таким образом, пьеса «Волынка» состоит из двух голосов в мелодии (в верхней строке) и одного в басу (нижняя строка), собственно, сама волынка.
В этих пьесах очень легко можно определить и главных героев (какой-либо инструмент), и ритмическую структуру, являющуюся орнаментом для мелодии. Более сложные пьесы, например «Клоуны» Д. Кабалевского имеют не только героев, но и своеобразный сюжет. В методических указаниях к этой пьесе сказано, что необходимо интонационно выделить две части пьесы – грустного и веселого клоунов, показав диалог между ними. На самом деле, используя семантический метод, можно увидеть в нотном тексте двух главных героев (веселого и грустного клоунов) и двух второстепенных персонажей, появляющихся и исчезающих в зависимости от действий главных героев. Для того, чтобы показать всех героев, нужно ансамблевое исполнение в 4 руки, так как для солиста-второклассника эта пьеса очень трудна. Поэтому эту пьесу лучше использовать при обучении транспонированию – разложив пьесу на две партии, а затем сыграв ее, можно показать ученику, что перенос пьесы и мелодии – это не так сложно, как кажется на первый взгляд (это поможет на уроках сольфеджио).

Семантический анализ является довольно сложным, но увлекательным процессом, во время которого у ученика появляется интерес к непонятным для него бурре, ариям, менуэтам. Обнаруживая в этих танцах или певучих пьесах с яркой мелодией не абстрактные обороты, а настоящих героев, которые двигаются так с музыкой, ученик проявляет заинтересованность в обучении, музыка больше не является чем-то непонятным, а становится предметом для изучения и исследования.

Другой, менее сложный прием поддержания интереса к обучению (как сказано выше) придумывание названия пьесе «без названия». Особенно это актуально для этюдов, так как эти пьесы техничны, рассчитаны на точно исполнение, но в то же время обезличены, ученику сложно запомнить некоторые исполнительские нюансы, связанные не только с правильным, но и выразительным исполнением. Для начала мы определяем тональность этюда, его характер; пробуем сыграть в разных медленных темпах (andante, moderato). Пробуем играть в скором темпе allegro. Несмотря на то, что темп указан в большинстве этюдов, их следует играть с разной скоростью, чтобы ученик услышал (и увидел) трудные места в пьесе. После того, как определены тональность и характер, сыгран в разных темпах этюд, можно давать название произведению. Обычно мы даем название в честь какого-нибудь героя или природного события.

В заключение должна сказать, что новый семантический метод, то есть способ обнаружения смысловых структур в произведении является очень перспективным, он сразу, на начальных этапах обучения может заинтересовать ребенка, побудить его самостоятельно исследовать и разбирать те или иные пьесы, пусть и сложные для него технически, но зато понятные в общем виде; также этот метод в полной мере раскрывает идею автора, вложенную в произведение.


Литература:


1. Байкиева Р. М. Смысловые структуры музыкального текста в пьесах детского фортепианного репертуара. // «Проблемы музыкальной науки» № 2, 2008 г. – стр.: 203 – 209.
2. Баязитова Д. И. О семантической связи заголовка и смысловых структур музыкального текста (на примерах пьес детского фортепианного репертуара). // «Проблемы музыкальной науки» № 2, 2008 г. – стр.: 210 – 213.
3. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2-х частях. Часть 1. М.: «ВЛАДОС», 2003 г., 256 стр.
4. «Фортепианная игра 1 – 2 классы Детской музыкальной школы» под общей редакцией А. Николаева. – М.: 1991, 194 стр.
5. Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкальной семантики. // «Проблемы музыкальной науки» № 1, 2007 г. – стр.: 31 – 43.
Сайт Лаборатории музыкальной семантики: http://lab-ms.narod.ru/
Категория: Музыка | Добавил: marina-mikhaylova1992 (12.03.2018) | Автор: Михайлова Марина Николаевна E
Просмотров: 82 | Теги: интерес к обучению, музыкальное содержание, смысл музыкальных произведений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Хочу поделиться
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2018
    Сайт управляется системой uCoz