Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:14

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Мелодии - это существа, созданные Богом

 

 Садовская Ирина Алексеевна, школа-гимназия № 5, Ауэзовского района города Алматы, учитель музыки высшей категории, дипломант Республиканского конкурса программ по духовно-нравственому развитию личности.

 

Вопросы образования и воспитания, а значит формирования будущего нашей страны – важная часть государственной политики. Основные направления развития современной школы формулируются на самом высоком государственном уровне.

Казалось бы, это должно гарантировать и интерес общественности к этим вопросам. Так ли это? Не находятся ли эти вопросы на обочине общественного сознания? Интересует ли нас, как и чему учат наших детей – будущее государства? С сожалением можно заметить, что это интересно, в основном, лишь родителям.

Но и те, спрашивая ребенка о проведенном в школе дне, поинтересуются его успехами в математике, иностранном языке, возможно, поведением – и все. Кто спросит его об успехах в музыке, изобразительном искусстве? Значительная часть родителей до сих пор называет эти уроки «пением» и «рисованием» и очень удивляется, узнав, что таких предметов в школьной программе не существует.

Иной родитель может заявить и учителю, и своему ребенку, что в наше время важно знать математику, английский, информатику, а без всяких там искусств можно прекрасно обойтись.

Такой родитель не захочет поверить, что на формирование сознания, души его ребенка именно искусство оказывает несоизмеримо большее влияние, чем все другие школьные предметы. И какое это искусство – прекрасное и нравственное или уродливое и бездуховное – кто знает?

Сколько людей уже лишены нашей системой образования возможности общаться с высшими достижениями культуры! Сколько стали жертвами чудовища, называемого «шоу-бизнесом»!  Общество в целом не готово осознать эти потери. Оно лишь послушно регистрирует рост агрессивности, безнравственности, разобщенности современной молодежи, сексуальную вседозволенность, алкоголизм и наркотизацию.

Кто связывает эти явления с деградацией системы эстетического воспитания?

А эта связь, неочевидная для большинства – существует.

***

Эстетическое, и особенно музыкальное воспитание, понимаемое очень широко, было либо основой, либо неотъемлемой частью любой системы образования с древнейших времен.

Необходимость всеобщего музыкального воспитания, причем самого высокого профессионального уровня, подтверждается всей историей эстетической и педагогической мысли как Востока, так и Запада.

«Если хотите узнать, как страна управляется,  и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке» – писал 25 веков назад Конфуций. В его философии взаимодействие музыки и ритуала («ли»), являлось способом приведения в гармоничное состояние всего мироздания.

 «Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие. Через ритм и гармонию оно находит путь в глубину души» – писал Платон, который называл музыкальным не того, кто овладел игрой на каком-либо инструменте, но того, кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего, мыслей, слов и дел.

Мифы, легенды всех народов рассказывают о том, что музыку и музыкальные инструменты принесли людям боги или культурные герои. До нас дошли легенды о волшебной целительной силе звуков Орфея, Коркута, Садко.

В древности считалось, что мелодии – это «существа, созданные Богом». Великое значение ритма не только в искусстве, но и в Мироздании, осознавалось мудрецами и пророками. Многие музыкальные инструменты были священными для народов, их тембры исцеляли, воодушевляли на подвиги, устремляли к Высшему Миру.

Современные научные теории признают, что музыка с древнейших времен была выразителем важнейших граней Бытия, самых высоких, священных чувств, использовалась в особых ситуациях, сопровождала человека в важнейшие моменты его жизни.

Древность и современность сходятся в одном – возникновение, существование и развитие музыкального искусства есть результат высокого духовного, нравственного и психического развития человека.. Не удивительно, что музыкальному воспитанию придавалось особое значение. На протяжении всей истории человечества оно было стержнем всего образовательного процесса. И подобно стержню, оно было подчас незаметно, но убери его – и разрушится все сооружение. На Востоке музыка была основой духовного образования, как в храме –одной из основ богослужения.

Вплоть до 16-17 веков в Европе музыка была неотъемлемой частью образования. И  лишь после эпохи Возрождения ее значение начало медленно и неуклонно снижаться. К началу 20 века то, что сейчас мы называем предметами эстетического цикла, перестали быть обязательными для изучения почти во всех странах Европы и в России. И только после Октябрьской революции в Декрете о Единой трудовой школе музыка и изобразительное искусство стали предметами, обязательными для изучения вплоть до окончания школы.

В первые годы Советской власти была создана эффективная система подготовки педагогов для музыкального воспитания в школе, позволившая в относительно короткие сроки обеспечить школу квалифицированными преподавателями. Вскоре после революции во всех консерваториях были открыты музыкально-педагогические факультеты, задачей которых стала подготовка, кадров для сети музыкально-педагогических училищ, которые, в свою очередь, готовили непосредственно учителей музыки в школе.

Но с 30-х годов эта система стала постепенно сворачиваться. Закрывались учебные заведения, готовившие учителей музыки, сокращалось количество часов, отведенных предметам искусства в учебном плане. Последний факультет, готовивший специалистов в этой области, – при знаменитой Московской консерватории, был закрыт уже во время Великой Отечественной войны. Таким образом к середине 20 века эта система оказалась полностью разрушенной (кстати, она до сих пор не воссоздана). Достаточно сказать, что к началу 60-х годов на более чем 200 000 школ Советского Союза было лишь три тысячи учителей музыки с высшим и средним специальным образованием.

И потребовались титанические усилия великого композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского, чтобы возродить эстетическое воспитание детей в школе и поднять его на новую высоту. Кабалевский  создал уникальную систему эстетического воспитания, не имеющую аналогов в мире, в том числе (и как не странно, особенно) в развитых странах Европы и Америки.

Эта система впервые  дала возможность музыкальному воспитанию стать массовым, доступным каждому ребенку.

Почему же Кабалевский считал музыкальное воспитание столь актуальным в наше время?       

Современная научно-техническая революция подарила человечеству чудеса техники, о которых он разве что мог мечтать. И в их числе, возможность аудиозаписи и воспроизведения – от допотопных фонографов 19 века до современной цифровой аппаратуры. И как любая современная техническая «игрушка» человечества, аудиоаппаратура – это чудовищный ящик Пандоры, ловушка для незрелой души.

Вдумаемся, с древнейших времен музыка была праздником, и лишь сейчас она стала повседневность, обыденностью.

С особым смыслом звучит сейчас высказывание Конфуция: «Если хотите узнать, как страна управляется, и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке». Страшно прислушиваться к той  музыке, которая пронизывает энергетическое пространство цивилизованного мира.

С начала 60-х годов человечество существует в условиях звуковой агрессии как результата развития аудиотехники.

Современные ученые бьют тревогу.

Под влиянием тяжелого рока в мозге человека вырабатываются особые химические соединения - дофамины (морфиноподобные вещества). Изменения, происходящие в таком случае в организме человека, равноценны влиянию алкоголя в чрезмерных дозах или наркотиков.

Исследования Пан Ван Хелзинга /Германия/ показали, что многие группы и исполнители (например, Мадонна) записывают вместе с музыкой сообщения на ультравысокой частоте (т.н. высокочастотная составляющая), воздействующие на подсознание, причем воздействие существует и за порогом слышимости. Эти сообщения призывают к безнравственным поступкам, подчас преступным действиям, и выявить их можно только при помощи специальной аппаратуры.

Все элементы музыкального языка современной поп- и рок-музыки несут разрушающее воздействие.

Мелодии современных шлягеров  примитивны, невыразительны, назойливы. Они цепляются за сознание, мешают, раздражают. А если вспомнить мудрость древних, что мелодия - это существо? Что за существа привязываются к нам? И безвредно ли это?

Ритм в современной «попсе» – это механическое чередование самых примитивных ритмических структур, которые, как считают исследователи, способны разрушать естественные ритмы человеческого организма, главным образом сердечный ритм

Тембры современных синтезаторов, которые вытеснили с эстрады акустические инструменты, очень примитивны. В них отсутствуют вибрации, необходимые для человеческого слуха.

Исследователи уже заметили, что обилие «механических», электронных звучаний, окружающих детей с младенческого возраста, замедляет развитие голосовых связок, формирование музыкального слуха, музыкального восприятия.

К тому же важнейшей особенностью современного музыкального шоу, особенно рок-концерта, является громкость музыки, сопоставимая с ревом двигателя реактивного самолета. Установлено, что от этого повышается давление, возрастает содержание холестерина в крови, ухудшается слух, а также меняется социальное поведение: в условиях сильного шума люди проявляют меньшую склонность к сотрудничеству.

Вот какая музыка звучит постоянно вокруг нас – дома, на работе, на улице, в транспорте, в местах отдыха. Сейчас не музыка, а тишина стала драгоценностью, редким и ценным даром. Выросло поколение людей, которое не переносит тишины, боится ее. Музыка стала экологической проблемой. Подобно тому, как люди оценивают загрязнение окружающей среды, радиоактивный фон, пришло время определять допустимые и безопасные уровни звукового, музыкального шума современной жизни. С рождения и даже еще до него наши дети находятся в условиях агрессивного воздействия звукового фона, приучаются к нему, перестают его замечать.

Но изменения в организме и сознании от этого не уменьшаются. Уже сейчас многие медики и педагоги бьют тревогу – идет лавинообразное нарастание физических и психических отклонений, имеющих в основе воздействие массовой культуры.

Но общество в целом не хочет замечать этих опасных тенденций. Тем более что шоу-бизнес – это огромные деньги, очень огромные. Слишком многим хочется ничего не менять и очень много денег тратится, чтобы ничего не менялось.

Да и запретами, к сожалению, ситуацию изменить нельзя. Помочь может лишь воспитание, Необходимо дать возможность детям, хотя бы детям, доступ к высокому искусству. А музыкальное воспитание не только открывает путь к нему, но и помогает его понять, сделать частью своей жизни, частью своей души. И те, кто в условиях современной школы, вопреки всем трудностям, несет детям огонь Красоты, нуждаются в поддержке и понимании.

Вокруг нас ничего не изменится, пока общество (именно общество, а не государство) не повернется лицом к школе и не задумается, наконец, что главное для ребенка – английский, экономика или душа. Пока для общества не станет важно, кто, чему и как учит наших детей. Что вкладывает школа в их душу, как она сегодня создает будущее нашей планеты.

Категория: Музыка | Добавил: teacher-almaty (30.07.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 2280 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 GoodINNA   (16.11.2012 19:34)
ирина спасибо. взахлеб прочитала вашу статью. статью о наболевшем.один из моих учеников с маниакальной настойчивостью задает мне на уроке один и тот же вопрос, а зачем мы это учим?......я радуюсь что другие не спрашивают.....очень надеюсь что получая радость от уроков, участвую в интересной творческой работе они постепенно придут к пониманию прекрасного и серьезного.

1 Екатерина   (11.03.2012 12:32)
Поднятые в статье проблемы очень серьёзны и актуальны. Но одна из них, как мне кажется, так чётко сформулирована чуть ли не впервые в научной литературе: современные дети не умеют, и что самое страшное - не могут слушать классическую и любую другую серьёзную музыку. Из опыта работы практически любого учителя музыки знаю: стоит только начать слушать музыку на уроке - и сейчас же начинаются разнообразные "беседы" детей! И это после предварительной "настройки" на произведение, создание эмоционально-нравственной атмосферы! Современные дети воспринимают музыку как ФОН - для своих бесед, дел, развлечений, сна и т.д. и т.п. Я называю это "ресторанным эффектом" - как музыка в ресторане является фоном для еды. Как с этим бороться? Ничего нового: учить! Объяснять, "будить", вести за собой! Помнить о своей личной ответственности и учить ответственности детей. Спасибо за статью!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz