Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 01:14

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Создание звуковой перспективы и многоплановости в гомофонной и полифонической музыке.
Габитова З. И.
Преподаватель по классу баяна
Музыкальный колледж им. Тулебаева
г. Семей

Создание звуковой перспективы и многоплановости в гомофонной и полифонической музыке.
Создать соответствующую звуковую перспективу, многоплановость, выделить, отметить нужный голос на баяне можно посредством:
1. пальцевой артикуляции
2. мехо - пальцевой артикуляции
3. выпуклой фразировочной динамикой главного элемента фактуры
4. различных приёмов открытия клапанов
5. артикуляционных и фразировочных цезур
6. смены направления движения меха
1.Пальцевая артикуляция.
При помощи пальцевой артикуляции можно достигнуть различной степени связности(легато), раздельности(нон легато), краткости(стаккато), начиная с некоторого преувеличения указанных в нотах длительностей и кончая максимальным сокращением их. Таким образом, увеличение звучащей части обозначенных в тексте длительностей и связанное с этим сокращение размера цезур между тонами приводит к увеличению количества звучания в единицу времени. И обратно – уменьшение звучащей части обозначенных длительностей, увеличение цезур между тонами равносильно уменьшению количества звучания. Эти увеличение и уменьшение количества звучания могут быть восприняты как усиление или ослабление звучности. Артикуляция имеет, таким образом, вторично динамическую функцию. Творчески используя эту функцию артикуляции в гомофонной музыке, баянист получает возможность одновременно выделять одни и подчинять другие элементы фактуры, создавать в ней надлежащую звуковую перспективу. В полифонической музыке в случаях, когда контрапунктирующий голос по сравнению с темой мелодически менее индивидуализирован, соответствующей динамической дифференциации темы фуги и контрапунктирующего голоса, исполняемых на одной клавиатуре, также можно достигнуть пальцевой артикуляцией. Отсутствие цезур между тонами в теме и, наоборот, наличие их в контрапунктирующем голосе создадут надлежащую звуковую многоплановость.
2.Мехо-пальцевая артикуляция.
В тех случаях, когда в главном голосе необходимо раздельное или краткое произнесение звуков, применяется мехо-пальцевая артикуляция. При этом необходимое динамическое усиление осуществляется пунктирным, толчкообразным способами ведения меха в сочетании с одновременным и мгновенным открытием и закрытием клапанов. Кроме раздельного и краткого произнесения звуков в главном голосе, на выбор того или иного способа ведения меха оказывают влияние динамический оттенок, тот или иной способ изложения фона, сопровождения. В полифонии же мехо-пальцевая артикуляция плодотворна для достижения контраста меду планами. Мехо-пальцевая артикуляция эффективна также и при выявлении скрытой полифонии.
3.Выпуклая фразировочная динамика главного элемента фактуры.
Выпуклая фразировочная динамика, осуществляемая в главном элементе фактуры за счёт чёткой фиксации его кульминационных моментов, усиливает яркость переднего плана. Особенно целесообразно применять выпуклую фразировочную динамику в главном элементе фактуры в тех случаях, когда фоном мелодии являются различного рода пассажи, поскольку в них из-за быстрого чередован ия мелких нот такая динамическая яркость не столь ощутима. Однако следует помнить, что для результативного выделения главного элемента фактуры посредством выпуклой фразировочной динамики надлежащим образом должно быть исполнено и сопровождение. Речь идёт прежде всего о грамотном, творческом прочтении текста, о применении соответствующих приёмов звукоизвлечения.
Выпуклая фразировочная динамика в полифонической фактуре необходима в интонационно выразительном голосе, особенно при исполнении его на выборной клавиатуре, поскольку левый хроматический звукоряд звучит тусклее правого.
4.Различные приёмы открытия клапанов.
В исполнительстве на баяне важную роль в создании звуковой перспективы играют различные приёмы открытия клапанов. Эти приёмы дифференцированного влияния на звучание партий правой и левой руки уже давно известны в исполнительской практике. Их с успехом применяли многие баянисты-исполнители. Сущность их заключается в умении пользоваться разными уровнями подъёма клапанов над деками и в результате получать различные тембродинамические градации в звучании обеих партий при одинаковом воздушном давлении. В гомофонной музыке наиболее часто используется частичное открытие клапанов для приглушения звучания выдержанной гармонии с басом особенно в тех случаях, когда мелодический голос проводится в верхнем и среднем регистрах и из-за небольшого размера язычков имеет по сравнению с фоном низкий динамический уровень. В полифонической музыке этот приём типичен для приглушения звучания педальных звуков, когда они превалируют над звучанием голосов, построенных на интонационно-выразительных оборотах. Однако в исполнительской практике для создания соответствующей звуковой перспективы возникает часто необходимость применить различные приёмы открытия клапанов и в партии одной руки. Для овладения всем многообразием изложения материала в музыкальных произведениях наиболее эффективные результаты в получении дифференцированного звучания даёт сочетание различных приёмов открытия клапанов с другими исполнительскими средствами.
Сочетание различных приёмов открытия клапанов с другими исполнительскими способами и средствами дают также положительные результаты и для уравновешивания звучания голосов в фактуре в целом.
Для уравновешивания звучания голосов в партиях обеих рук наряду с использованием различных способов открытия клапанов возникает необходимость и в соответствующей исполнительской редакции. Динамическая градация различных элементов фактуры достигается непросто, требует большого исполнительского мастерства и творческого подхода к прочтению авторского текста. Но если баянист слышит все элементы фактуры, учитывает специфику звукоизвлечения и особенности своего инструмента, то он обязательно найдёт соответствующие приёмы и средства для верной передачи её многоплановости.
5.Артикуляционные и фразировочные цезуры.
Артикуляционные и фразировочные цезуры, не совпадающие во времени в различных голосах, являются эффективным средством для ясного, прозрачного, выпуклого исполнения полифонии. Созданию прозрачной полифонической ткани и выпуклой передаче голосоведения способствуют сопоставление в одновременности цезуры в одном голосе и связного звучания в другом.
6.Смена направления движения меха.
Смена направления движения меха в момент непрерывного перехода темы фуги от первого её проведения к последующим даёт слушателю возможность заметить, услышать новое вступление темы как первой среди равных, что облегчает восприятие фуги, подчеркивает её структуру.
Категория: Музыка | Добавил: Aruz (14.12.2011) | Автор: Габитова Зульфия Ильдаровна
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz