Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:52

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Музыка

Критериальное оценивание на уроках музыки в Международной школе г.Алматы
Чаусова Е.В.,
учитель музыки средней школы
(Middle Years Programm)
Жунусова Н.И.,
учитель музыки начальной школы
(PrimaryYears Programm)

Международная школа г.Алматы (ISA) ОО «Фонд Н.Назарбаева»

Критериальное оценивание на уроках музыки
в Международной школе г.Алматы

Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие.
В.А.Сухомлинский

В Международной школе г.Алматы обучение ведётся по двум стандартам – ГОСО РК и программе Международного Бакалавриата (IBO). На практике это означает взаимную интеграцию требований двух программ. На примере преподавания музыки можно сказать, что содержание программы определяет в основном ГОСО РК, а подходы к обучению базируются на международных стандартах.
В программе Международного Бакалавриата искусства являются важной и неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания личности ребёнка. Различные виды искусства – музыка, драма, танец, ИЗО - составляют равноправную и равнозначную группу предметов, входящую в комплекс всех общеобразовательных дисциплин, изучаемых по программам IBO. Эта группа предметов носит общее название «Искусство» - Art. Различные виды искусства предоставляют учащимся, которых в МША принято называть студентами, широкий диапазон возможностей, открывают исторические, социальные и культурные перспективы. Через изучение специфики различных видов искусств в теории и на практике студенты приобретают возможность думать и формулировать свои мысли новыми способами, общаться, используя новые способы коммуникации, и, в конечном итоге, исследуют и расширяют своё самосознание, одновременно познавая окружающий мир. Искусства развивают такие качества, как сочувствие, сопереживание и понимание, но не ограничиваются только сферой эмоций: немаловажно и то, что разные виды искусств, в том числе и музыка, развивают мышление детей, навыки анализа, которые помогают видеть как уникальность каждого человека, так и исследовать общие черты, объединяющие всех людей в понятие «человечество». И, разумеется, незаменима роль искусства в развитии творческих способностей и креативного мышления, применимого в любых сферах их последующей самостоятельной жизни.
В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию только один аспект преподавания и изучения музыки как части предметной группы Art, а именно: особенности оценивания деятельности студентов с точки зрения стандартов и требований программ IBO для начальной и средней школы.
С самого первого урока музыки в Международной Школе и вплоть до 10 класса, когда студенты должны по стандартам IBO написать персональный проект по выбранной группе предметов Art, оценивание учебной деятельности выдерживается в одном русле и соблюдается преемственность от начальной школы (Primary Years Programm) к среднему и старшему звену (Middle Years Programm). Любой вид деятельности на уроке и вне его оценивается по критериям.
В начальной школе критерии описываются в рубриках – в виде небольшой таблички, что удобно для зрительного восприятия. Критерии могут разрабатываться как самим учителем, так и студентами – индивидуально или в группах, в зависимости от изучаемой темы и вида деятельности, и, наконец, возможен и вариант совместного создания критериев: учитель + студенты. Разработанные критерии максимально доступны для студентов: они могут быть напечатаны на отдельных листах и розданы на руки в качестве карточек, могут быть написаны на доске, напечатаны крупным шрифтом и развешаны по всему классу и т.д. В качестве примера мы приводим критериальное оценивание для 1 классов.
В самом первом для студентов 1 класса листе оценивания «Как я работаю на уроке музыки» присутствуют 4 критерия, каждый из которых подразделяется на три уровня:
1) первый критерий «Определение настроения музыки»: «я правильно определил настроение музыки», «мне было трудно определить настроение музыки», «я не смог определить настроение музыки»;
2) второй – «Правила пения и слушания музыки»: «я соблюдал правила пения и внимательно слушал музыку», «я соблюдал правила пения, но не внимательно слушал музыку», «я не соблюдал правила пения и слушал музыку не внимательно»;
3) третий – «Игра на музыкальном инструменте»: «я соблюдал приёмы игры на шумовом инструменте и попадал в такт» «я соблюдал приёмы игры на шумовом инструменте, но не попадал в такт», «я не соблюдал приемы игры на шумовом инструменте и не попадал в такт»;
4) четвёртый – «Работа в тетради»: «я быстро и правильно выполнил задание в тетради», «мне было трудно выполнить задание в тетради, но я справился с заданием», «я не справился с заданием в тетради, я работал медленно».
Критерии расположены в виде таблицы на листе бумаги, напротив каждого уровня нарисовано личико с соответствующим выражением: улыбающаяся – для самого высокого уровня, серьёзная – для среднего уровня, и с опущенными уголками рта – для нижнего. Ребёнок получает карточку в начале урока, при объяснении задания, выслушивает объяснения учителя по её заполнению, и сам выставляет свой уровень по окончании вида деятельности, т.е. рисует то личико, которое, как он думает, соответствует его работе на уроке.
Эта оценочная карточка в разных вариантах потом используется практически постоянно – при изучении разных тем, и не только в первом, но в следующих классах – вплоть до четвёртого.
В средней школе критериальное оценивание уже более сложное, при сохранении общей тенденции деления на уровни. Так, описание критериев оценивания – дескрипторы – разбито по группам и исчисляется по уровням достижения, в баллах от 1 до 10:
Критерий А – знание и понимание (максимально – 8 баллов),
Критерий В – применение (максимально – 10 баллов),
Критерий С – рефлексия и оценивание (максимально – 8 баллов),
Критерий D – художественная осведомлённость и личное участие (максимально – 8 баллов).
В качестве примера мы предлагаем вам критерии и их описание по уровням, разработанные для творческой работы в 6 классе по теме «Что я услышал(а) в «Болеро» М.Равеля». Критерии оценивания:
Критерий А – «Я знаю особенности звучания инструментов симфонического оркестра, владею музыкальной терминологией, необходимой для описания инструментального и образно-эмоционального характера прослушиваемого музыкального произведения».
Критерий В – «Я использую свои знания и навыки при написании творческой работы».
Критерий С – «Я умею объективно определить сильные и слабые стороны своей творческой работы».
Критерий D – «Я открыто и творчески выражаю свои эмоциональные и образные впечатления от прослушивания музыки».
Описание уровня достижений для каждого критерия идёт в диапазоне от 1-2 баллов – низкий уровень достижения, до 7-8 (9-10) – высокий уровень достижения:
Критерий А
1-2 балла – «Я не знаю тембровых особенностей инструментов, не могу их определить по слуху, не владею музыкальной терминологией»;
7-8 баллов – «Я очень хорошо знаю тембровые особенности инструментов, могу их определить по слуху, свободно использую музыкальную терминологию»
Критерий В
1-2 балла –«Я не могу различить звучащие инструменты»;
9-10 баллов – «Я хорошо определяю инструменты. Умею высказывать свои наблюдения, выражая при этом личное мнение».
Критерий С
1-2 балла – «Я не могу оценить свою творческую работу и работы своих одноклассников»;
7-8 баллов – «Я могу объективно, полно и последовательно описать достоинства и недостатки своей или чужой творческой работы».
Критерий D
1-2 балла – «Мне неинтересно слушать музыку и выражать своё мнение о ней»;
7-8 баллов – «Мне интересно слушать музыку и выражать своё мнение о ней, я удовольствием обсуждаю прослушанное произведение».
Так же, как и в начальной школе, с описанием критериев оценивания студентов знакомят перед началом работы, таким образом, они выполняют работу, заранее точно и полно зная, как её будут оценивать. По окончании работы сначала студент проводит самооценивание (рефлексию), выставляя себе в соответствующей графе карточки те баллы, которых он, по своему мнению, заслуживает. И только после самооценивания студента проводит оценивание учитель, опираясь на те же критерии и дескрипторы.
Предлагаем вам три творческие работы студентов, выполненные по этим критериям, с высоким уровнем достижения (работы приводятся без правки учителя).
Рубан Руслан, 6L:
«Когда это произведение началось, мне представилось, что молодой солдат просыпается и первый раз идёт в армию. Малый барабан и флейта отлично дополняют друг друга. Их тембр не похож, поэтому они дополняют друг друга в этом произведении. Когда гобой начал дополнять малый барабан, мне представилось, что солдат начинает делать какую-то смешную работу или связанную с гусями. Тембр у гобоя очень смешной, похож на утку. Саксофон очень хорошо дополнил произведение. Когда кларнет и флейта играли в унисон, вместо малого барабана включился большой. Мне представилось, что солдат ложится спать. Потом начинается новый день. Конец произведения очень энергичный, мощный, звучный и громкий. Мне представился конец войны, победа солдата и его товарищей».
Кузнецова Екатерина, 6L:

Зазвучала флейта,
А за ней другая.
Прозвучала нота,
В пляс идёт иная.
На воздушной сцене
Ноток миллион.
Захотелось арфе
Поддержать канон.
Тут и барабаны
Тоже в пляс пустились,
И тарелки дружно
Поддержали хор.
Вот что я увидала
Сквозь моё окно:
Это было чудо -
Просто «Болеро».


Исатаева Диана, 6М:
«Когда я слушала «Болеро», я буквально закрывала глаза от такого нежного и спокойного звука. Когда я закрыла глаза, то представила себе, что я, как птица, парю в голубом бездонном небе. Когда заиграл гобой, голубое небо приняло более яркий оттенок. И прохладный дождик окатил моё тело. Когда барабаны начали играть громче, я тихо опустилась на землю. Когда опять играл гобой, я словно ходила по мягкому песку, и слушала, как волны разбивались о твёрдые камни. А когда труба заиграла громче, я даже немного испугалась, будто я сорвалась с обрыва и падаю в море. Когда тембр изменился на торжественный, меня нежно подхватили волны и, лаская, вернули на берег. Здесь я невольно раскрыла глаза. И ещё долго не могла понять, что происходить – после такого интересного приключения».
Поскольку принципы и методы международной программы претворяются через содержание и Учебные Программы по музыке Государственного Стандарта Образования Республики Казахстан, постольку предлагаемые критерии могут быть адаптированы в педагогической деятельности практически на любом уроке музыки при изучении любой темы. Мы надеемся, что наша краткая статья поможет педагогам в разработке собственных критериев оценивания на уроках музыки.
Категория: Музыка | Добавил: Екатерина (11.03.2012) | Автор: Чаусова Екатерина Васильевна E
Просмотров: 2804 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz